Фавориты несостоявшегося государства. Российские магнаты на грузинских выборах. Референдум, территориальная целостность и долги. Заинтересована ли Россия в напряженности в Джавахети? Побег по-грузински. Сваны требуют спецоперации у министра ВД.

Фавориты несостоявшегося государства

Невыполнение законодательных актов Грузии давно стало традицией, пишет газета "24 саати". Не выполняется и большая часть распоряжений первого лица страны. Главная причина этого, по мнению газеты, в том, что не существует воли к созданию правового государства. Это подтверждает и главный инструмент выполнения решений - не сформированная рациональная бюрократия. Сегодняшняя грузинская бюрократия, в определенной степени, связана с коммунистическим кланово-номенклатурным правлением. Этот слой действует в оторванности от общества и ориентирован на собственные интересы. Эта характеристика сближает его с феодальной эпохой.

Сегодня в Грузии патримональная бюрократия (лат. patrimonium - частная казна императора), продолжает тему газета, приводя в пример первое ведомство страны - Госканцелярию Грузии, у которой первоначально не было реальной власти. В то же время в период гегемонии "Союза граждан" она включала и функции противовеса этой правящей партии. После развала "Союза граждан" в 2001 году возникло мнение, что кадровая политика переместится в Госканцелярию. Реально же она перешла в руки отдельных кланов. Так что миф о том, что процессы в стране управляются из коридоров Госканцелярии, по мнению газеты, сильно преувеличен. Примечательно, что в первом ведомстве страны реальной властью обладают лишь 5-6 должностных лиц (что связано с их близкими отношениями с президентом), а остальные 98% государственных служащих не делают погоды, их мнение попросту никого не интересует.

В последнее время почти во всех государственных ведомствах предан забвению один из атрибутов рациональной бюрократии - отбор кадров на конкурсной основе, который ранее, хотя бы формально, имел место. Сегодня главный критерий приема на госслужбу - личные отношения, а не профессиональная подготовка. В госучреждениях появилась тенденция назначения на высокие должности специалистов низкой квалификации. На фоне, когда некоторые министры, как говорит сам президент, начинают изучать дело после назначения на пост, этот процесс принял массовый характер. Командный принцип сегодня означает, что должностное лицо приводит в ведомство "своих людей". Часты случаи, когда руководитель старается избавиться от чиновника, создающего ему дискомфорт, и на его место назначает послушного служащего. Так растут ряды "башмачников" в грузинской бюрократии.

Большая часть грузинских госслужащих сегодня имеет мизерную зарплату. Начало правовой реформы было толчком для чиновников, имеющих высокую зарплату, начать процесс создания "островной системы" (он коснулся, в основном, судебной и фискальной сфер). Но невыполнение бюджета, конечно, нарушило этот процесс. В создании дисбаланса зарплаты госслужащих более всех негативно проявил себя парламент. Депутаты обеспечили себе высокие зарплаты, затем узаконили высокий оклад аппарату парламента. Их пример переняли некоторые ведомства исполнительной власти. Проблема низких окладов мало волнует государственных чиновников, служащих на "доходных местах". Они, как правило, заплатили за должность определенную сумму и, естественно, действуют в интересах вышестоящих инстанций (тем более, гарантии надолго сохранить пост нет) и в личных интересах (решая финансовые вопросы "левыми" доходами".

На фоне всех перечисленных процессов, интересно выглядят обещания партий перед парламентскими выборами 2 ноября, отмечает далее "24 саати". Дело в том, что в случае прихода к власти ни одна политическая сила не сможет выполнить намеченные цели без оздоровления нынешней бюрократии (на что потребуются годы). Но создать для этого рациональный инструмент партии, вероятно, должны сначала внутри собственных структур. В развитых странах бюрократический ресурс считается особым богатством нации. В Грузии же государственно-мыслящие профессионалы не нужны. Грузинская власть, как правило, делает ставку на бездарность и безнравственность, заключает "24 саати".

Фактор российских магнатов на грузинских выборах

Как утверждает газета "Алиа" Россия ищет опору в Грузии. В проправительственном блоке преобладает тип политиков пророссийской ориентации. Возможно ли, что на парламентских выборах проправительственный блок профинансируют российские магнаты грузинского происхождения? Открыто по этому вопросу говорит только один из участников блока, вице-спикер парламента Вахтанг Рчеулишвили. По его словам, он с удовольствием примет помощь от Кахи Бендукидзе, Анзора Кикалишвили и любого другого грузинского бизнесмена, который работает в России. Но здесь нужна осторожность. Дело в том, что имеющие российское гражданство лица не имеют право финансировать партию в Грузии. Под этот запрет "подпадают", например, Сосо Орджоникидзе, Анзор Кикалишвили, Бадри Какабадзеp>

Между тем, как сообщает "Дилис газети", ситуация в проправительственном блоке заметно обострилась. Почему-то никто не обратил внимание на то, что Важа Лордкипанидзе пришел в проправительственный блок не единолично, а привлек еще один партийный "субъект" в лице "Христианско-демократического союза". Это обстоятельство сам Лордкипанидзе отмечает особо, что, по мнению газеты, может иметь следующее объяснение: Лордкипанидзе не хочет, чтобы его отождествляли с "пророссийской группировкой" в проправительственном блоке. Несмотря на то, что Лордкипандзе долгое время был послом Грузии в РФ, в настоящий момент руководство "Христианско-демократического союза" все-таки имеет прозападную мотивацию. Несмотря на то, что Лордкипанидзе справедливо считается одним из последовательных сторонников сближения с Россией и вполне приемлемой для российской элиты фигурой, вернуться в большую политику он пытается именно с идеологией "Христианско-демократического союза" и под знаком европейской интеграции. Этим он облегчил Шеварднадзе принятие решения о привлечении Лордкипанидзе в проправительственный блок, хотя могла быть у Шеварднадзе мотивация другого характера - ему нужна была фигура, которая смогла бы "сплотить" нынешний состав блока. У Лордкипанидзе здесь довольно большие возможности. Кроме того, его появление "номером один" в коалиции означает, что госминистр Автандил Джорбенадзе сохраняет свой пост. В ином случае, приглашение Лордкипанидзе вызвало бы острое противостояние. Так что, Шеварднадзе признает Джорбенадзе незаменимой фигурой на этом посту. Хотя и это относительно: после выборов 2 ноября в стране много чего изменится, констатирует "Дилис газети".

Газета "24 саати" сообщает, что офис ОБСЕ в Грузии приступил к широкомасштабному наблюдению за избирательским процессом. Руководитель миссии ОБСЕ Джулиан Фил Иетс еще раз заявил, что эти выборы станут для Грузии экзаменом - насколько страна стоит на пути демократии, насколько она созрела для демократии. Он отметил, что день 2 ноября должен решить судьбу Грузии. Если для участвующих в выборах партий и политиков главным будет результат выборов, то для международного авторитета страны - сам процесс выборов, его демократичность. Миссия проведет мониторинг как предвыборного процесса и самих выборов, так и событий, которые последуют за ними. В офисе ОБСЕ уже работают десять экспертов. Всего же за деятельностью политических партий, работой избирательной администрации и масс-медиа будут следить 400 наблюдателей ОБСЕ, Совета Европы и Европарламента. Уже на следующий после выборов день, 3 ноября, миссия ОБСЕ проведет мониторинг голосования и подсчета голосов. Примерно через месяц после оглашения окончательных итогов выборов ОБСЕ опубликует подробный доклад, сообщает газета "24 саати".

Та же газета от 9 сентября сообщает, что Михаил Саакашвили окончательно отмежевался от Зураба Жвания, обвинив последнего в том, что он встанет рядом с президентом, лишь только Шеварднадзе его позовет. Признание этого для нас очень болезненно, говорит Саакашвили, упрекая Жвания в измене принципам и сравнивая его с флюгером, который постоянно меняет свою позицию. На пресс-конференции Саакашвили признал, что, к его сожалению, консультации с Жвания не дали результата: у нас совершенно иное видение, поэтому мы не можем сформироваться в одну силу, сказал Саакашвили. Он исключает объединение с блоком, в который входят "представители коррумпированной системы Шеварднадзе Давид Саларидзе и ему подобные". Он также исключает возможное объединение с "Бурджанадзе-Демократами" и "Новыми правыми" и называет информацию о подготовке такого объединения сплетней.

По словам Саакашвили, 3 июня оппозиция вышла на улицу и поклялась в единстве бороться под лозунгом "Грузия без Шеварднадзе". Сегодня эта борьба продолжается, но ее продолжает только "Национальное движение" Саакашвили, другие отошли от этой борьбы, заявил оппозиционный лидер. Что касается председателя парламента Нино Бурджанадзе, то Саакашвили утверждает, что столь коитического настроения в отношении Бурджанадзе у него нет, но она в блоке, в котором все решает Жвания. Кроме того, вчера Саакашвили назвал кандидатом от своего движения в мажоритарные депутаты Болнисского района председателя "Объединенного союза азербайджанцев" Камаля Мурадханова. Как заявил Саакашвили, это ложь, что все азербайджанцы поддерживают губернатора Квемо Картли Левана Мамаладзе. Вчера стало известно и имя кандидата тержольского мажоритария от "Нацдвижения" - им стал бывший председатель городского суда Поти Заур Гургенидзе.

Комментируя заявления Саакашвили, представитель "Объединенных демократов" Гия Барамидзе отметил, что его партия не собирается устраивать поединок с Саакашвили и считает своим главным противником на выборах власть, а не оппозицию. Но, "24 саати", тогда возникает вопрос: если Жвания "флюгерный" такой политик, почему же Саакашвили сотрудничал с ним? Жаль, что перед выборами Саакашвили выбрал тактику по отношению к бывшим своим политическим партнерам. По мнению Гиги Церетели ("Объединенные демократы"), подобные заявления Саакашвили лишь укрепляют власть Шеварднадзе. Лидер "Союза традиционалистов" Акакий Асатиани считает, что противостояние Сакашвили и Жвания не является неожиданностью, хотя очень опасно: сегодня любое противостояние между оппозиционными партиями льет воду на мельницу власти.

Проправительственный блок решительно готовится к выборам и планирует получить 85% голосов. Об этом заявила председатель парламента Нино Бурджанадзе, которая встретилась с постоянно действующим представителем ОБСЕ в Грузии Даном Эвенсом. По словам Эвенса, этим выборам придается огромное значение, поэтому все политические силы должны позаботиться о том, чтобы они прошли нормально. Он "почему-то" верит, что выборы в Грузии пройдут демократично. Но это в том случае, если будет надлежащим образом профинансирована ЦИК. Бурджанадзе подчеркнула, что для демократичного проведения выборов в Грузии необходимо присутствие большого числа иностранных наблюдателей. Оппозиция надеется, что эти наблюдатели хоть немного снизят вероятность фальсификации. По мнению Бурджанадзе, фальсификация будет иметь место обязательно, судя по планам проправительственного блока, и она просит представителя ОБСЕ обратить на это внимание. ("Ахали таоба")

"Дилис газети" задается вопросом о численности грузинского электората. В общественно-политической жизни Грузии модной стала тенденция альтернативных течений. Существуют альтернативные учебники, альтернативная музыка, альтернативные выборы и... альтернативная перепись. Некоторые структуры "зафиксировали" в Грузии, без учета электората Аджарии, 2 млн. 100 тыс. избирателей. Парламентский секретарь президента считает, что в одном Тбилиси 2 млн. 200 тыс. избирателей. Так что наступило время "больших маневров" с предвыборными цифрами. Первый заместитель председателя Госдепартамента статистики Иосиф Арчвадзе приводит собственные соображения. По его словам, перепись - серьезное, комплексное мероприятия, которое предусматривает специальную программу, специальную методику и согласование с международными организациями. На это необходима подготовка в течение нескольких лет. Так, чтобы провести перепись в 2002 году, подготовку начали в ноябре 1995 года. Были мобилизованы 22 тысячи человек, которые обошли 16500 семей. Ни одна структура не сможет провести столь полноценную перепись, считает Арчвадзе.

По итогам полной переписи населения Грузии, по положению на 17 января 2002 года, в стране проживало 4371534 человек, из них имеющих избирательное право, т.е. в возрасте 18 и выше лет, примерно 3200000. Но за интервал между переписью и выборами, ввиду традиционного отрицательного сальдо миграции (число выезжающих из Грузии граждан намного превышает число въезжающих в страну), эта цифра корректируется в сторону уменьшения. Вердикт Арчвадзе таков: из-за отрицательного сальдо миграции население страны ежегодно "беднеет" на 50-60 тыс. граждан. Это значит, что на территории Грузии право на голосование должны иметь не менее 3 млн. человек. Остается отметить, что официальные данные утвердит Центральная избирательная комиссия, завершает "Дилис газети" в номере от 11 сентября.

Впервые в грузинской прессе газета "Ахали версиа" проводит уникальный эксперимент - только читатели газеты имеют возможность, не выходя из дома, посредством телефона проголосовать за ту или иную политическую партию. Представлены партии, прошедшие регистрацию в ЦИК. Результаты опроса будут публиковаться в каждом номере газеты. Результаты соцопроса в первую неделю: 1. Национальное движение - 46,9% 2. Эртоба - 19,7% 3. Бурджанадзе-демократы - 17,3% 4. Проправительственный блок "За новую Грузию" - 8,6% 5. Лейбористы - 5,1% 6. "Новые правые" - 1,2% 7. Традиционалисты - 1,2%

Референдум

Указом президента в день парламентских выборов 2 ноября назначено проведение референдума по вопросу: "Согласны ли вы на сокращение числа депутатов парламента с 325 до 150 депутатов?" Юрист Давид Усупашвили в газете "Дилис газети" поддерживает сокращение числа депутатов грузинского парламента, но считает, что проведение в один день выборов и референдума удвоит нагрузку избиркомов и включенной в выборы организационной инфраструктуры. Избиркомы и без того в тяжелом положении - они были сформированы поздно, и до сих пор не укомплектованы до конца. Острота предвыборных баталий показывает, что предстоит довольно серьезная организационная работа, к тому же будет немало осложняющих факторов.

Кроме того, инициаторы референдума заявляют, что решение референдума нацелено не на ныне избираемый парламент, а на будущий. Такая постановка вопроса вообще правильна, отмечает Усупашвили, но прямого указания на это нет в формулировке вопроса референдума. Кроме того, по мнению Усупашвили, Закон о референдуме в целом ряде моментов противоречит Конституции Грузии. На это обращают внимание многие юристы, однако субъектам, которые имеют право обжаловать закон, не приходит мысль пересмотреть этот вопрос. Право принимать Конституцию Грузии имеет парламент Грузии, и изменения вносятся парламентом, без референдума. Конституция говорит, что путем референдума нельзя принимать закон или аннулировать его. Вместе с тем, в Законе о референдуме, принятом парламентом в 1996 году, написано, что референдум может быть проведен по вопросам, урегулированным законами Грузии, международными договорами и другими актами. Это очень туманный момент. Какой смысл проводить референдум, если путем референдума нельзя менять закон? - задается вопросом "Дилис газети".

Изменение Конституции - компетенция парламента, а количество членов парламента определяется Конституцией. Так что, продолжает газета, назначение президентом референдума - несколько необдуманное решение, или, напротив, хорошо продуманное и далеко нацеленное. Как утверждают СМИ, президент отметил, что этот референдум будет способствовать восстановлению территориальной целостности страны. Усупашвили считает, что если президент подразумевал, что переход на двухпалатный парламент способствует урегулированию этой проблемы, то это так. Но в вопросе референдума говорится, что в парламенте должно быть 150 человек. Неясно, касается ли это однопалатного (нынешнего) парламента парламента, который будет состоять из двух палат. Вообще, когда проводишь референдум и спрашиваешь мнение народа, то вопрос должен быть сформулирован крайне четко, без двусмысленности, должно быть ясно, что последует за принятием этого решения, чтобы граждане реально знали, за что они голосуют, считает Усупашвили. По его словам, в Конституции потому и написано, что на референдуме нельзя принимать или изменять закон, что решение таких вопросов посредством референдума обычно становится предметом спекуляции.

Территориальная целостность и долги

Согласно газете "Резонанси", на фоне множества существующих сегодня в Грузии проблем грузинские политики выделяют две главнейшие - восстановление территориальной целостности Грузии и обслуживание внешних долгов, которые уже исчисляются 5 млрд. лари. Что думают об этом лидеры политических партий перед парламентскими выборами? Лидер "Лейбористов" Шалва Нателашвили выступает за восстановление территориальной целостности страны мирным путем и считает, что власть недостаточно использует возможности народной дипломатии. Что касается внешних долгов, то Нателашвили считает недопустимым намерение нынешней власти оставлять долги будущим поколениям. По мнению Нателашвили, необходима правильная экономическая политика, в первую очередь, реформа налоговой и таможенной системы и искоренение коррупции.

Силовое решение территориальной проблемы исключает и представитель "Нацдвижения" Звиад Дзидзигури. До решения вопроса обслуживания внешних долгов "Нацдвижение" считает необходимым покрыть внутренние долги населению, для чего надо удалить кланы из власти и бизнеса. По мнению лидера "Эртоба" Джумбера Патиашвили, возвращение Абхазии и Самачабло (Южной Осетии) допустимо только мирным путем. Необходимо единство политических партий, как внутри страны, так и за ее пределами. Ясно, что восстановление территориальной целостности Грузии не осуществимо без фактора России, считает Патиашвили. "Демократы" собираются озвучить решение этих двух проблем в ближайшее время в своей предвыборной программе. Как отметил Георгий Барамидзе, главная цель "Демократов" - комплектация власти из порядочных людей.

"Агордзинеба" видит решение территориальной проблемы в конкретном плане, предложенном их лидером, главой Аджарской автономии Асланом Абашидзе. Этот план лежит на столе президента Грузии, и ему необходима поддержка государства. Возможность обслуживания внешних долгов "Агордзинеба" видит в подъеме экономики Грузии. Как они заявляют, главная цель их партии - усиление в стране демократических принципов, положение с чем в Грузии безрадостное.

"Новые правые", в случае, если они попадут в будущий парламент и во власть, обещают урегулировать обе проблемы за 900 дней. И наконец, у проправительственного блока, как уверяет Ирина Саришвили, есть конкретный план урегулирования этих важнейших проблем. По ее словам, социологические исследования показали, что вопрос восстановления территориальной целостности стоит впереди социальных проблем, а обслуживание долгов - составная часть социальной сферы, хотя не менее важная, чем территориальная целостность.("Резонанси" 11 сентября).

Заинтересована ли Россия в напряженности в Джавахети?

Как утверждает газета "Резонанси" в центре внимания армянских политологов по-прежнему остается южногрузинская область Джавахети и ее армянское население, большая часть которого имеет гражданство России. Какая судьба ждет их в случае, если российская военная база будет выведена из г.Ахалкалаки (Джавахети)? Не преследует ли решение России о том, что в российской армии может служить гражданин любой страны СНГ, цель спровоцировать дезинтеграционные процессы Грузии? Армянский политолог Игорь Мурадян считает, что Россия заинтересована в напряженности в этой провинции и джавахетские армяне снова будут ориентированы на Армению. "Резонанси" вкратце предлагает опубликованный в армянской прессе материал Игоря Мурадяна о грузино-армянских отношениях и возможном развитии событий на Южном Кавказе. Известно, что 80% армянского населения Джавахети получило армянское или российское гражданство. По закону Грузии, они автоматически лишаются грузинского гражданства и соответствующих гражданских прав.

В статье журналист обращается к Мурадяну с тремя вопросами. 1. Вынуждены будут или нет работающие на российской базе армяне после вывода Ахалкалакской базы уехать в Армению или в Россию? 2. Не создает ли указ президента России условия для дезинтеграции в Грузии, в частности, в районе Джавахети? 3. Каковы негативные или позитивные последствия решения России? По мнению Мурадяна, трудно допустить, что президент России подписывает такой указ, хотя, вполне возможно, что это решение Путина служит усилению влияния России в СНГ, политической и экономической интеграции постсоветского пространства, а также урегулированию проблем российских военнослужащих. По мнению Мурадяна, решение проблем Джавахети связано не с урегулированием грузино-армянских отношений, а с урегулированием отношений Армении и Турции, у которой есть далеко идущие стратегические задачи на Южном Кавказе.

По словам Мурадяна, несмотря на подписанное во время Стамбульское саммита ОБСЕ соглашениее о выводе российских баз из Грузии, грузинская сторона ничего не предпринимает для ускорения выводв российских баз, поскольку не заинтересована в этом: с выводом баз Грузия теряет практически все рычаги воздействия на Россию. Надо признать, продолжает Мурадян, что соблюдение Конституции - обязанность каждого гражданина страны, и странно, чтобы служба в армии иностранного государства считалась бы лояльностью в отношении страны, гражданами которой являются эти военнослужащие. Если армянское население Джавахети считает этот край своей родиной и хочет в нем жить, то джавахетские армяне должны оставаться гражданами Грузии, говорит Мурадян. По его мнению, для армян в Грузии существуют два пути: или активно принимать участие в административных, партийно-политических структурах и вооруженных силах Грузии, или еще больше отдалиться от общественно-политической жизни этой страны. Грузинские партии и административные органы не спешат интегрировать армянское население. Грузия и Армения должны понять, что отсутствие взаимопонимания вокруг проблемы Джавахети приведет их самих к катастрофе, считает Мурадян. ("Резонанси")

Побег по-грузински

10 сентября, примерно в половине девятого, когда почти весь город Рустави был погружен во тьму, из колонии строгого режима совершен массовый побег заключенных. Администрация тюрьмы проводила перекличку заключенных, когда осужденные открыли огонь. Огонь был открыт и снаружи, в результате столкновения один охранник убит, другой тяжело ранен. Чуть позже Руставская колония строгого режима была окружена подразделениями спецназначения МВД и министерства юстиции. Были перекрыты и взяты под контроль все въезды и выезды из города, а в колонии руководство МВД и минюста провело оперативное совещание. Установить точное число бежавших заключенных удалось не сразу. Сначала была распространена информация о побеге 50 заключенных, но позднее, после проверки оставшихся в колонии заключенных, эта цифра возросла до 129.

Как попало оружие в руки более ста осужденных за особо тяжкие преступления -это вчера выяснено не было. Но ясно было одно: этот побег был заранее спланирован и организован. Правоохранительным органам удалось задержать 15 беглецов, один из которых сам сдался в руки полиции. Какие показания они дадут следствию, заранее сказать трудно, как и то, выяснится ли когда-нибудь - кто организовал побег и кого устраивает нахождение вне тюрьмы неоднократно судимых за тяжкие преступления. ("24 саати")

Сваны, спецоперация, министр ВД

Из-за криминогенной ситуации в Сванетии Совет национальной безопасности, как известно, недавно решил провести в регионе антикриминальную операцию, пишет газета "Резонанси". В связи с этим вопросом, президент уже направил населению региона специальное обращение. В Сванетии уже ждут появления спецгруппы, более того, распространилась информация о том, что дополнительные силы МВД уже вступили в регион. Простые сваны, терроризируемые анархией и безнаказанным разгулом преступников, настойчиво требуют поведения спецоперации. Однако, министр ВД Коба Нарчемашвили отрицает факт обострения обстановки и заявляет, что полиция сама урегулирует ситуацию.

Глава администрации Местийского района (района, в границах которого находится Сванетия)Эреклэ Джапаридзе считает, что ввиду накопившихся в регионе проблем спецоперацию провести необходимо. Он отмечает не только обострение криминогенной ситуации, но и рост напряженности среди местного населения.