В последние полгода петербургская общественность возмущалась, что многие городские праздника проводила компания, которой руководит режиссер-постановщик, лауреат многочисленных российских и международных премий, работавший на сценах Мариинского театра и Ленкома, Ла Скала и Балтийского дома Виктор Крамер. В конце июля 2012 года депутат городского парламента Вячелав Нотяг обратился в прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой "расследовать финансовые обстоятельства проведения праздника на Дворцовой площади 9 мая, организованного Виктором Крамером". ИА REGNUM публикует интервью с Виктором Крамером

ИА REGNUM: Вы занимаетесь постановкой шоу с 1992 года (открытие "Кинотавра"). Параллельно был театр "Фарсы", который Вы распустили 3 года назад. После чего фактически сосредоточились на шоу и ставите намного реже. Почему так получилось?

Я не стал ставить реже. Например, в прошлом году поставил два драматических спектакля. Один у Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, в московском ТЮЗе - "Та самая Дульсинея", и еще по одному: один - в Театре Комиссаржевской, другой в Театре Комедии.

Я никогда не ставил много. И если говорить о "Фарсах", то все равно за 16 лет у нас, дай бог, в репертуаре было 7-8 спектаклей. Не больше. Это просто иллюзия. Я не из тех режиссеров, кто ставит часто. Для меня театр не является способом заработка. Потому нет необходимости делать по 4-5 постановок в сезон. Я считаю, что это очень штучная вещь - театр. И надо что-то серьезно зачать в себе, чтобы потом что-то родить. А шоу - это все-таки другое. Опера - тоже штучный товар. Я сделал их 4 или 5, не помню...

ИА REGNUM: У Вас же были "Троянцы", "Царь Демьян", "Борис Годунов"....

Еще "Руслан и Людмила". "Бориса" было две версии. Вторую делал в "Шатле" в Париже. Сейчас мы новую оперу затеяли со Стадлером. Я же вырос в театре. Знаю, что такое производство, штамповка. Мне совершенно это не интересно. Если понимаю, что хочется ставить, я это делаю. А если говорить о вещах заказных... Хотя театр тоже вещь заказная. Меня точно также приглашают. Это всегда все равно заказ. Но есть вещи неизбежные (смеется) как 300-летие. Потому что оно все равно должно случиться. А есть вещи случайные. Поэтому я всегда делал штучно и цель всегда была выйти на тот уровень, когда сам смогу выбирать. Когда меня никто не прижимает, ни обстоятельства жизненные, ни творческие. И на сегодня я сам не просто выбираю, а сам становлюсь продюсером. Скажем новый проект по песням Бориса Гребенщикова и "Аквариума" я продюссирую вместе с Ростиславом Леонтьевым.

ИА REGNUM: Но вот получается сейчас шоу у вас все-таки преобладает?

Я вообще всегда любил зрелища. Если говорить честно и если посмотреть мои спектакли, то в большинстве из них в них элемент зрелища достаточно велик. И я вообще не мыслю литературой. Считаю, что литература это литература, а театр это театр. И для меня литературный театр не из моих любимых направлений. Для меня литература есть провокация моего сознания на производство зрелища, на создание образа визуального, прежде всего. В институт я же пришел очень залитературенный. И меня за это сильно били. Я все так красиво пытался говорить. А меня все это время били палкой по голове. И дай Бог моим учителями кому памяти, кому здоровья, что это сделали. Потому что режиссер в моем понимании - человек, который создает визуальные образы.

ИА REGNUM: До этого года масштабными городскими праздниками вы все-таки не занимались?

Это не совсем так. Первый День города я делал, по-моему, лет 15 назад. Бал на Дворцовой. Работал тогда только как приглашенный режиссер.

ИА REGNUM: Тем не менее, с декабря произошла чудодейственная перемена. Вы ставили Новый год, День Победы, День города и так далее. Перемена совпала с назначением на пост председателя комитета по культура Дмитрия Дмитриевича Месхиева. Это действительно всего лишь совпадение? Или есть прямая связь?

Я могу сказать, что первый раз меня втащил в эти серьезные городские праздники Сергей Борисович Тарасов. Он сказал: "Почему твоя компания работает только частные события? Почему вы не делаете городские?". И тогда уже он первый предложил сделать прием губернатора. Хотя нет, до него была еще Новая Голландия. Частный заказ. На самом деле государство заказчик или частный заказчик - для меня принципиальной разницы нет. В любом случае мы всегда делаем, с одной стороны, то, что хочет заказчик, с другой - то, что нравится нам. Но если сравнивать - то, с государством работать намного сложнее.

ИА REGNUM: Отчего же?

Количество всяческих документов отчетности превышает возможности моего офиса. Все занимаются не творчеством, а бесконечными отчетами. Но так случилось что мы в течение последних лет 4-5, как правило, подавали заявку на работу в форуме (Петербургский экономический форум - прим.ИА REGNUM). Потому что нам нравилось. Чтоб было понятно - в отличие от большинства компаний в этой области, мы не делаем просто сборные концерты или парады. Мы стараемся создавать уникальные уличные зрелища, авторские штучные продукты. Сейчас мы начали активно подавать заявки на разные события и участвовать в тендерах и субсидиях. Наша компания выросла И, несмотря на бесконечные отчетности нам это интересно. И творчески и экономически.

ИА REGNUM: Ну, экономически интерес вполне понятный. Вы ведь делаете губернаторские прием на ПМЭФ с 2008 года. И вот я подумала - неужели никто не может составить конкуренцию вашей компании ни здесь, ни в Москве?

Вы хотите моего искреннего мнения?

ИА REGNUM: Разумеется.

Но я буду нескромен.

ИА REGNUM: Ничего страшного.

Если искренне - никто.

ИА REGNUM: То есть Вы полагаете, что конкурентов у вас нет?

Могу сказать, что если б мне предложили сделать парад оркестров, то я бы сказал, что в это лезть не буду. Есть замечательный режиссер Игорь Орлов, пусть он и делает. Но если речь идет о некой фантазии, уличном действии, специально поставленном проекте... То в этой стране всерьез больше никто этим не занимается.

ИА REGNUM: Вот так вот?!

Ну, так получилось. Вот госпожа Фокина прежде всего приглашала сюда театры из-за рубежа. В том числе, многих моих друзей. Мотивов много, в том числе и то, что, к сожалению, в силу климатических или других условий, у нас очень мало кто занимается, попросту говоря, уличным театром. Потому что как бы мы не называли зрелище в рамках приема губернатора, это все равно уличный театр. Но, я решил поступить иначе. Зачем тащить сюда чужих?! Давайте лучше буду своих учить. Поэтому мы, например, заливаем 9000 квадратных метров в Михайловском саду водой. Собираем все любительские группы танца модерн, соединяем и создаем балет на воде. Конечно, проще пригласить западный театр с готовой постановкой. Но я со своими артистами делаю прежде всего особенную питерскую историю. И этим помогаю им. Выполняя задачу, которая мне ставиться заказчиком-государством, я в тоже время создаю уникальное городское художественное событие. Хотя, буду я это делать или нет, естественно решает тендер. Честно могу сказать - вообще-то, я против тендера.

ИА REGNUM: Почему же?

Я считаю - это глупость. Поверьте, так считаю не только я. Все же в городе прекрасно понимают кто что умеет делать. Вот этот человек хорошо может это, а этот - то. А, когда начинается эта нелепая борьба... Там же, условия - если цену сделал меньше, то выиграл. Ну, а если, тот кто дешевле - хуже!? Если он вообще никогда ничего в этой области не делал?! Но, по закону он должен победить. К сожалению, с этим мучается государство, вынужденное отдавать проекты, которые явно должен делать этот, тому, кто вообще без году неделя. Это ерунда полная. Вот, я знаю, была неприятная история с городским праздником масленицей. Какую-то часть делали мы. А какую-то - другие люди, которые пришли, сказали: "В два раза дешевле будет". И сделали такое, что с ними, кажется, до сих пор судятся. Ну и как? На самом деле мы же все прекрасно знаем - кто есть кто в городе. Вся эта история весьма печальна, но в культуре-то еще ладно, а когда это происходит в строительстве....

ИА REGNUM: Сейчас для вашей компании складывается не самая приятная ситуация. До этого года вы не фигурировали в скандальных сводках, скажем так. Не утомляют нынешние обстоятельства-то?

Ну, как сказать... Оно, скажем, отвлекает, да. Но мы ж прекрасно понимаем - как только начали бОльшую активность проявлять на этом рынке, естественно, возникла активность конкурентов, которые делают все, чтобы создать нам проблемы. История с детьми вообще анекдотическая. Она больше имеет отношение не к нам а к политикам, а нас, в данном случае, используют как повод поиграться. И, понятно, что она полная глупость. Наши юристы сейчас занимаются тем, чтобы наказать тех, кто использует историю с детьми в своих политических интересах.

ИА REGNUM: А что вообще движет вашими оппонентами, как вы думаете? Я не говорю про Никиту Белых. Хотя фото он выложил первым. Но - выложил и выложил. Самое-то интересное началось позже.

Я не занимаюсь политикой. Для меня государство заказчик. такой же как любой частный. (с иронией) Думаю, что ими что-то движет. Но, во всяком случае, не любовь к детям. Сто процентов. Некоторыми движет самопиар. Большинством - какие-то политические игры. Им же не важно вникнуть в ситуацию. Как только мы сделали пресс-конференцию с детьми и родителями, Они тут же замолчали. И почему-то не начали писать обратное. Ну, понятно, лето. Новостей нет. Надо же как-то взбодриться. Прессу ругать не могу. Она во все века была такая. Ей всегда была нужна желтизна. Так что это не имеет отношения ни к детям, ни к морали. Это все бизнес.

ИА REGNUM: То есть вы хотите сказать, что под вас таким образом копают?

Под меня - нет. Если говорить о детях... Разве что конкуренты. Может там наши успехи кому-то спать не дают, но в этой истории, я предполагаю, что большую долю имеет некий политический аспект. Вероятно, кому-то хотелось за счет этого сделать досадно нашему губернатору и так далее.

ИА REGNUM: У Рустема Адагамова (блогер drugoi) на facebook, Екатерина Солнцева (вице-президент ABBYY) написала в комментариях, что она вместе с Рубеном Варданяном и Александром Микояном вытаскивала этих самых детей. И что воротники у них были закреплены булавками, и так далее....

Ну, это ж ложь... Я это даже не хочу комментировать. Берите интервью с детьми. С родителями. И смотрите. Люди крутят какие-то свои игры. И самое главное, что им не интересны эти дети. В этой стране такое количество бездомных детей. Мне тут недавно сказали, что под 2 миллиона. Вот почему-то ими они не занимаются.

ИА REGNUM: Возможно, что и занимаются....

Почему ж их тогда не становится меньше? А взять популярный, счастливый, веселый детский ансамбль, где рядом родители и вдруг броситься защищать то, что не требует защиты. Это, знаете ли, не сложно. Что тут напрягаться-то? Взял, быстро пропиарился, написал тут же: "Я - защитник!". Чего ты защитник? Ты спроси - их надо защищать-то или нет? Сидит ребенок в сухом месте, красивом костюме, накрашенный аквагримом и вдруг какие-то люди начинают его вытаскивать. Что это!? Тем более потом выяснилось - никто никого не вытаскивал. Когда они начали возмущаться, пришли мои сотрудники и выпустили детей. И дети потом плакали и рвались назад, потому что не понимали: они что - не интересно играли!? Вся эта история, к сожалению, в чистом виде - чёрный пиар. Правда я вот сейчас вернулся из поездки и меня спрашивают - а сколько вы заплатили, чтоб сделать себе такой пиар?

ИА REGNUM: Вернемся к праздникам городским. Вот общественность была удивлена историей, случившейся перед Днем Победы. Сначала в конкурсе участвовали две компании, потом их сняли из-за нехватки опыта. После чего за 18 дней до начала праздника вашу компанию вынули как джокера из рукава.

Так вы узнайте у комитета. По-моему там совсем другие мотивации были. Там проблемы были с документами. Это совершенно разные вещи. Насколько я знаю, если бы не это, их были бы вынуждены взять, даже в отсутствие опыта.

ИА REGNUM: Но с Днем города история повторилась.

А вы знаете сколько жуликов? Вы о них слышали когда-нибудь? Там же масса хитростей. Для подачи заявки нужно внести достаточно серьезный залог. Нужно положить сумму в банк, она каждый раз разная, но довольно большая. Как гарантия того, что не завалишь это дело. А, люди приносят, например, платежку, фальшивую.

ИА REGNUM: Но вы-то выиграли, выставив самую высокую стоимость...

Я знаю, одно мы готовим документы и отдаем на общих основаниях. Дальше не мы решаем и не мы определяем. И все вопросы у вас, в данном случае, не по адресу совершенно. Я на общих правах все делаю. Вот сейчас я буду подавать на субсидию - на театральный проект по песням Гребенщикова. А что там, кто там, меня это совершенно не волнует. И, увы, мы далеко не всегда побеждаем. Например, той же ситуации с форумом, в один из годов организацию приема выиграла команда Марины Фокиной.

ИА REGNUM: То есть Вы хотите сказать, что административный ресурс в лице Дмитрия Дмитриевича Месхиева к этому отношения не имеет?

Я думаю, что Дмитрий Дмитриевич слишком ответственное лицо для кумовства. Хотя если бы я был Дмитрием Дмитриевичем, я бы сказал: "Отдайте Крамеру". Это мы сейчас говорим о тендере. Я никоим образом не могу отрицать, что знаю Дмитрия Дмитриевича много лет. Так в городе определенный круг людей знает друг друга много лет. И Дмитрий Дмитриевич смотрел многие мои спектакли. Те же, как и Вы. И он относится ко мне с уважением как к режиссеру. Но что касается работы, то работа есть работа. Если бы была история вне тендера, наверное, может быть, было бы по-другому. Но, есть закон, который и он и мы обязаны соблюдать.

ИА REGNUM: После всех этих скандалов Вам не захотелось увеличить присутствие театра в Вашей жизни?

Так, а я ее и не ограничивал. Я параллельно сейчас готовлю очень серьезный театральный проект.

ИА REGNUM: Вы имеете в виду проект на музыку Бориса Гребенщикова?

Нет, другой. Сугубо драматический. В Петербурге. И меня никак этот скандал ни усилить, ни ослабить не может. Все, кто меня знают сказали, что это просто глупость. И знают мое отношение к артисту, а ребенок - тоже артист. Я никогда бы не позволил, чтобы ребенку было плохо и тяжело.

ИА REGNUM: В сентябре грядет Петербургский Кинофорум и позволю высказать предположение, основываясь на довольно простых умозаключениях - раз вы делали День Победы, День города и т.д. Кинофестиваль делать будет тоже Ваша компания?

На Дне города мы делали только третью часть праздника. И когда пишут о нас и бюджете, то большая его часть к нам не относится. У нас был самый маленький бюджет на этом празднике, только Дворцовая. Здесь-то уже не политика, а в чистом виде конкуренты, пытающиеся каким-то образом подвинуть нас. Ну, вот в прошлом году День Петра и Февронии делали мы. И тогда не было еще Дмитрия Дмитриевича. Мы никогда не сходили с арены крупных городских событий. Мы присутствовали на ней иногда больше, иногда меньше. Мы также будем продолжать подавать заявки на то, что нам интересно. Что касается кинофорума, то мы его не делаем. Мы работаем над церемонией открытия Международного кинофестиваля.

ИА REGNUM: Сейчас на рынок возвращается один из Ваших опытных конкурентов - Игорь Гаврюшкин. Может так случиться, что теперь он будет выигрывать конкурсы, а вы останетесь вне курпных городских мероприятий?

Мы с Игорем знаем друг друга очень много лет. И я не единожды говорил - самое плохое отсутствие конкуренции. У нас нет амбиций превратиться в организацию, которая делает в городе все праздничные события. Вот тогда я точно перестану заниматься каким-либо театральным делом. У нашей компании направленность намного шире, чем городские праздники. Например, спектакль "Цветные сны белой ночи" в Мюзик-холле делала тоже "Kramer & company production". Мы же не можем и не хотим объять необъятное. Но, мы можем сделать несколько событий интересных для нас и для города. Сделаем качественно и с удовольствием. Кому-то это не нравится и он заказывает черный пиар. Господь им судья. Мы никогда в эти игры не играли.

Что касается Гаврюшкина, я буду только рад, если ему найдется в этом городе дело. Я был очень удивлен, когда у него отняли его же затею - карнавал. И когда у Орлова отобрали его оркестры. Мы - против монополии. Мы серьезный конкурент на рынке, с очень большим опытом и готовы играть. Но я никогда бы не сказал: "Давайте я буду делать все". Наша компания занимается продакшном и с удовольствием будет делать для города яркие запоминающиеся события. Все занимаются разным. Мы занимаемся тем, чего на рынке практически нет, создаем эксклюзивный творческий продукт. У меня простоев в работе нет. Сделать бы все задуманное.