Молдавско-приднестровское урегулирование: Тактика "мелких шагов" или "стратегия односторонних уступок"? Внешняя политика: "Украинско-европейский вектор" новой приднестровской власти - это то же самое, что "каннибало-вегетарианское меню". Экономика: "Приднестровье, как аварийный самолет, может уже этой осенью совершить "жесткую посадку".

Молдавско-приднестровское урегулирование: Тактика "мелких шагов" или "стратегия односторонних уступок"?

29 июля исполнилась 20-я годовщина ввода миротворческого контингента Российской Федерации в Зону безопасности и начала миротворческой операции, пишет "Приднестровье - XXI". В условиях неурегулированности молдавско-приднестровского конфликта, миротворческая операция является краеугольным камнем в поддержании мира на берегах Днестра. Вместе с тем, в самом Приднестровье все чаще возникают вопросы по поводу проводимой президентом Евгением Шевчуком тактики "мелких шагов", которую использует Тирасполь в вопросах взаимоотношений с Кишиневом. Кульминацией такого подхода стала встреча 12-13 июля в Вене, в рамках формата "5+2", на которой МИД Приднестровья дал согласие на включение в повестку дня переговоров, т.н. Третьей корзины, регулирующей вопросы "всеобъемлющего урегулирования, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности".

Анализ принятых решений, в течение последних 7 месяцев в области внешней политики, позволяет сделать определенный вывод, продолжает "Приднестровье - XXI". Руководство Приднестровья использует тактику "мелких шагов" в рамках реализации более масштабной Стратегии односторонних уступок в своих взаимоотношениях с Кишиневом. Или говоря словами руководителя МИДа Приднестровья Нины Штански, "мы демонстрируем открытость и компромисс". Намерения, конечно, хорошие, вот только результаты этих компромиссов для республики, мягко говоря, неутешительные.

В качестве примера, проанализируем результаты, основных решений за этот период, пишет "Приднестровье - XXI". При том, необходимо заметить, что все они уже неоднократно освещались. Однако при комплексном рассмотрении итогов их реализации наиболее четко виден целенаправленный и односторонний характер уступок со стороны "новых реформаторов".

Первое, отмена 100% пошлины, продолжает "Приднестровье - XXI". В январе 2012 года Евгений Шевчук подписал указ об отмене специальной 100-процентной пошлины на молдавские товары, введенной в Приднестровье в 2006 году в качестве ответного шага на принятые меры по ограничению приднестровского экспорта. В качестве одной из причин декларировалось, что "в Тирасполе рассчитывают, что такие шаги приднестровской стороны будут адекватно встречены молдавскими властями. По мнению президента, ожидалось, что "несмотря на возникшую с начала года спровоцированную молдавской стороной напряженность в Зоне безопасности, в Приднестровье ожидают, что молдавская сторона также предпримет меры, позволяющие восстановить атмосферу доверия и добрососедства". Не отрицая важности регулирования этого вопроса, что собственно и происходило на протяжении последних лет, молдавская сторона не восприняла адекватно жест со стороны Шевчука. Это в полной мере на себе ощущают наши предприятия, уплачивая налоги в молдавский бюджет. Более того, от такого скоропалительного решения, потери понес и сам Тирасполь. В частности, когда стороны обладают статус-кво в переговорах, уступки должны быть взаимными, что является свидетельством отношения сторон друг к другу. Иначе такие односторонние решения воспринимаются как слабость. А слабых, как известно - бьют.

Второе, подписание таможенных соглашений между Молдавией и Приднестровьем и возобновление железнодорожного сообщения, пишет "Приднестровье - XXI". Первоначальная эйфория, в духе "наш паровоз вперед летит... в Молдавии остановка?" закончилась усилением деятельности фискальных органов Молдавии по отношению к нашим предприятиям. Так в июльском аналитическом докладе вице-президента Торгово-промышленной палаты ПМР Юрия Ганина говорится, что, кроме регистрации в Республике Молдова и двойного таможенного оформления экспортных грузов, в повестке дня сегодня появились новые проблемы. Молдавия начала требовать от приднестровских предприятий вести делопроизводство по ее стандартам. Кишинев также настаивает на том, чтобы грузы в ПМР импортировались только через молдавские таможенные посты, в ином случае угрожает предприятиям республики штрафами. Уже, кстати, есть и факты реального наложения штрафных санкций. "Контроль всего товарооборота ПМР таможенными органами РМ может стоить Приднестровью 60-80 миллионов долларов. Потери эти лягут на себестоимость продукции предприятий, конкурентоспособность которой, естественно, снизится. Но самое главное в этом вопросе состоит в том, что после установления контроля над приднестровским импортом у Молдавии появятся возможности сделать следующий шаг - взимание налогов с предприятий ПМР", - отмечает вице-президент ТПП Приднестровья.

Третье, взаимоотношения по линии премьер-министр Республики Молдова - президент Приднестровья, продолжает "Приднестровье - XXI". Эксперты в Тирасполе неоднократно отмечали, что встречи молдавского премьера с президентом Приднестровья прекрасно вписываются в формат конституции Молдавии и закон об автономии для Приднестровья от 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Вместе с тем, такое взаимодействие имело право на жизнь, пока в Молдавии не был избран президент. Однако с момента избрания (16 марта 2012) Николая Тимофти на должность президента прошло уже более четырех месяцев. В свою очередь, первая встреча между Филатом и Шевчуком, состоялась 30 января, т.е. спустя месяц после инаугурации последнего. Затягивание встречи на высшем уровне и обсуждение вопросов именно в таком формате, практически нивелирует статус президента Приднестровья и сводит его до уровня члена правительства РМ. Молчание нашего МИДа о необходимости организации такой встречи, свидетельствует, по всей видимости, о согласие с такой постановкой вопроса.

Такая последовательная позиция высшего руководства Приднестровья в реализации "мелких шагов" в контексте Стратегии односторонних уступок находят полную поддержку в Молдавии, пишет "Приднестровье - XXI". Так, президент Молдавии Николай Тимофти заявил Генсеку ОБСЕ Ламберто Заньеру, что в опросах отношений с Приднестровьем он - сторонник малых шагов (!), "благодаря которым удалось договориться о возобновлении железнодорожного сообщения через Приднестровье, регламентации использования радиочастот, нормализации работы приднестровских школ, подчиняющихся Минпросвещения Молдавии, открытии моста через Днестр у села Гура Быкулуй". Остается открытым вопрос: какова цель выбранной стратегии? Сдача позиции приднестровской государственности, желание понравиться западным партнерам или просто хитрый ход наших дипломатов.

Ясно пока только одно - реализация Стратегии односторонних уступок проходит под эгидой улучшения социально-экономического ситуации для жизни "простых людей" двух берегов Днестра, продолжает "Приднестровье - XXI". Так, по заявлениям МИДа запланировано три встречи по вопросам автотранспорта, образования и транспортной инфраструктуры (открытие моста Гура Быкулуй). Цель благая, однако, итоги полугода свидетельствуют об обратном. Более того, представляется маловероятным, что молдавская сторона так просто откажется от достигнутых результатов, особенно в вопросах контроля над экономикой Приднестровья.

Отметим, что эти действия являются вызовом для гражданского общества Приднестровья, пишет "Приднестровье - XXI". Внешняя политика всегда была местом консолидации общественно-политических сил республики. Сегодня происходят активные действия по разрушению этой консолидации. Необходимо выработать новые подходы, модернизирующие систему "сдержек и противовесов", в том числе и по вопросам внешней политики. Очевидно, что здесь одного законодательного подхода - недостаточно. Только при активном взаимодействии общественности, экспертов, парламентариев мы сможем пройти сложный, но необходимый этап в развитии нашего государства, подводит итог издание.

Несмотря на некоторые внутренние изменения в Приднестровье, динамика процессов на внешнеполитическом периметре остается более активной и в достаточной степени очевидной, пишет интернет-издание "Медиатор". За прошедшие двадцать лет существенно изменился контекст взаимоотношений с Республикой Молдова, переговорный процесс с которой занимает большую часть активности и усилий приднестровского внешнеполитического ведомства. Произошла серьезная трансформация не только двусторонних переговорных механизмов, но и всего формата переговоров об урегулировании молдавско-приднестровских отношений.

Появление в переговорном процессе новых участников - Европейского союза и США привело не только к внесению новых переговорных инициатив и реализации свежих подходов к урегулированию, но и стало отражением изменения баланса сил в регионе, продолжает "Медиатор". Если присутствие США и его интерес к региональным процессам всегда был увязан с вопросами безопасности, то вхождение в регион Европейского союза носит иной характер. На сегодняшний день, очевидно, что присутствие ЕС мотивировано не только "евроинтеграционными" устремлениями Молдавии, но и собственными интересами, связанными с экономической стабильностью региона, нелегальными миграционными потоками, созданием "пояса безопасности" вокруг Евросоюза. Все это позволяет характеризовать присутствие Брюсселя в Молдавии и Приднестровье, как долгосрочную и стратегическую задачу.

Подобная ситуация внесла корректировки не только во внешнеполитический фон вокруг Приднестровья и общую систему регионального баланса сил, но и, как следствие, непосредственно отразилась на процессе молдавско-приднестровского урегулирования, пишет "Медиатор". Расширение переговорного формата в 2005 году поставило приднестровских переговорщиков и власти Приднестровья перед необходимостью искать новые тактические схемы при взаимодействии с внешними участниками урегулирования. Если для Республики Молдова расширение круга участников процесса урегулирования открывает дополнительные возможности для маневров, то для Приднестровья без определения четкой системы координат во взаимоотношениях с Брюсселем и Вашингтоном подобная ситуация определенно ограничивает его дипломатические возможности.

Однако наиболее серьезные сдвиги происходят на более высоком, фактически глобальном уровне, продолжает "Медиатор". Длительное отсутствие прогресса в урегулировании, бескомпромиссность переговорных позиций сторон конфликта, их явная открытость и подверженность внешнему влиянию стали отправной точкой для переноса "центра принятия решения" из переговорного механизма на уровень двусторонних взаимоотношений Россия - ЕС и Россия - США. На сегодняшний день уже сложно оспорить тот факт, что без наличия у России, ЕС и США согласованных и консолидированных подходов невозможно будет добиться быстрого и жизнеспособного урегулирования приднестровской проблемы. Несомненно, что современная ситуация и в переговорном процессе, и во внешней политике уже значительно отличается от середины "нулевых" и тем более радикально от ситуации девяностых годов ХХ века, пишет "Медиатор". Все это накладывает дополнительные повышенные требования к действиям приднестровской дипломатии, как при выполнении переговорных задач, так и при реализации внешнеполитического курса, определенного главой государства.

Сегодня Приднестровье вновь поставлено перед необходимостью определять или подтверждать свой внешнеполитический выбор и курс развития государства, продолжает "Медиатор". Европейский союз своими действиями в регионе все более четко позиционирует себя, как новый, действующий Центр экономического и политического притяжения. Российская Федерация в свою очередь выдвигает собственную интеграционную программу и платформу для нового цивилизационного объединения на евразийском пространстве. Между тем, было бы сильным преувеличением говорить сегодня о начале новой "холодной войны" между Европой и Россией или наличии цивилизационного раскола. При всех существующих противоречиях Россия и Европейский союз демонстрируют заинтересованность в движении навстречу друг другу, как в экономических, так и политических вопросах.

"Мезербергские договоренности" (В июне 2010 года в Мезеберге (Германия) тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым и канцлером Германии Ангелой Меркель был подписан Меморандум о создании комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, одной из задач которого было объявлено урегулирование молдавско-приднестровского конфликта - прим. ИА REGNUM) до сих пор сохраняют свой статус новой тенденции во взаимоотношениях России и Германии, пишет "Медиатор". При этом независимо от результатов, "Мезерберг" уже можно рассматривать, как прецедент для выстраивания российско-европейских отношений по приднестровской проблематике. В этом контексте представляется необходимым не только учитывать, но и использовать "климат" взаимоотношений России и ЕС для продвижения приднестровской позиции и интересов.

Сегодня действительно Приднестровье оказалось перед выбором между экономическими интеграционными проектами, предлагаемыми с одной стороны ЕС в форме Зоны свободной торговли, а с другой стороны российским интеграционным проектом в виде "Таможенного Союза", продолжает "Медиатор". Однако, при заполнении лакун в концептуальных и стратегических подходах, при активизации дипломатических действий по всем направлениям в совокупности с агрессивной информационной политикой, Приднестровье вполне может использовать не только инструменты и программы, которые предлагают Москва и Брюссель, но и инициировать собственные модели взаимоотношений с этими международными акторами, открывающие "третий путь" для Приднестровья, базирующийся на сохранении государственности и учете интересов и взаимодействии с Москвой и Брюсселем, подводит итог издание.

Внешняя политика: "Украинско-европейский вектор" новой приднестровской власти - это то же самое, что "каннибало-вегетарианское меню"

11 июля глава нашего государства своим Указом №446 ликвидировал Консультативный совет при Президенте ПМР по международным делам, пишет "Приднестровье - XXI". В него из экс-членов правительства входили бывшие министры иностранных дел Валерий Лицкай и Владимир Ястребчак, а также я (автором статьи является председатель Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов - прим. ИА REGNUM). К этому шло. Я только размышлял: когда это случится? А ещё я думал: под каким соусом от нас, старых государственников, новая власть постарается избавиться?

Безусловно, у президента имеется конституционное право создавать и распускать подобные органы, продолжает "Приднестровье - XXI". Однако на сей раз не будем формалистами и поговорим без всякой дипломатии, хотя сама дипломатия, а, точнее, тема внешней политики, и подписала приговор нашему совету... Не секрет, что мы - трое упомянутых членов КС - не согласны с проводимой политикой в отношениях с нынешним Кишинёвом. Пришедшая в январе 2012 года власть ПМР осуществляет односторонние уступки националистическому и прорумынскому руководству Молдавии. Тут тебе и таможенники РМ в Бендерах и Рыбнице, и попадание наших железнодорожных станций вроде Слободки фактически под контроль "Железной дороги Молдавии", и полученное Кишинёвом право после согласия главы МИДа ПМР Нины Штански на Венский "Третий Пакет" ставить вопросы вывода из Приднестровья российских войск и миротворцев РФ, а также вывоза военного имущества, которое, случись что, может помочь нам в бою...

Нас ни разу не собирали, пишет "Приднестровье - XXI". Я думаю, мы с самого начала не были этой власти нужны. Возможно, ставилась задача под крышей этого мертворождённого совета просто заставить нас молчать, держать свои тревоги при себе. А какой курс проводит официальный Кишинёв, чем он отвечает на явно "горбачёвскую" линию нашего руководства? Прежде всего, повторим: "Альянс за европейскую интеграцию" - что либералы Михая Гимпу, что демократы Мариана Лупу, что либерал-демократы Влада Филата - это правые националисты прорумынского толка. После кощунственного, дебильного и фашистского по своему духу запрета советской символики, под которой наши отцы и деды отстояли Великую Родину, могучую державу в 1941-1945 годах, сомневаться в этом не приходится. Соответствующая линия взята правящим АЕИ в отношении ПМР: штрафы нашим заводам и фабрикам за якобы контрабандный импорт, задержка сырья для Молдавского металлургического завода, требования склонить голову перед изначально мёртвым унитарным законом о статусе Приднестровья от 22 июля 2005 года и т.п. И в этой ситуации давать санкцию на "Третий Пакет", что сделала Нина Штански в Вене, означает либо вопиющую некомпетентность, либо сознательную сдачу позиций ПМР перед Кишинёвом. Я склоняюсь ко второму варианту, поскольку мы, члены Консультативного совета, несколько месяцев подряд предупреждали об опасностях, как могли, и Нину Штански, и её непосредственного начальника - нового президента ПМР. Читатели видели наши усилия в СМИ.

Раз уж наш совет распустили 11 июля, это, скорее всего, было уколом-символом: вас мы распускаем 11-го, а 12-го делаем те "третьепакетные" уступки в Вене, против которых вы выступали, пишет "Приднестровье - XXI". От нас избавились, потому что не хотели нас слушать. Потому что мы раскрывали чьи-то замыслы по сдаче ПМР, и на наши аргументы надо было как-то реагировать. И вот реакция последовала: нас распустили, а противник приднестровской государственности и самостоятельности Михаил Бергман остаётся представлять нашего президента в Москве. Кажется, это исчерпывающим образом говорит о проводимой нынешним руководством ПМР политике.

Интересно, что указ от 11 июля все ещё не появился на сайте президента ПМР, продолжает "Приднестровье - XXI". Вообще многие творимые вещи действующая власть предпочитает не афишировать. Можно ли исключать, что однажды за спиной Верховного совета и всего народа не будет подписана своего рода капитуляция Приднестровья на условиях официального Кишинёва? Лично я бы не поручился. Думаю, наш парламент, гражданское общество, все приднестровцы должны быть бдительными, чтобы сразу сорвать такие замыслы, если они родятся в чьей-нибудь голове.

"Украинско-европейский вектор" новой приднестровской власти - это то же самое, пожалуй, из той же серии, что "каннибало-вегетарианское меню", пишет РИА "Днестр". Ну, пойдите, расскажите про "украино-европейское единство" нынешнего Киева сторонникам Юлии Тимошенко, или девушкам из Femen. Послушайте, что они вам расскажут. А лучше - пообщайтесь с жителями той же Одесской области, по поводу тамошних житейских проблем с коррупцией, смены крышующих околовластных группировок, сменяющих друг друга, про "донецких" послушайте. Ещё - можно пару раз пересечь российско-украинскую границу. Чтоб обиженные на нежелание дать на пустом месте взятку украинские пограничные товарищи вырвали вам из загранпаспорта пару страниц. Подобных историй - вагон и маленькая тележка.

То, что происходит сегодня с Приднестровьем, - это "украинизация", в самом печальном смысле этого слова, продолжает РИА "Днестр". На смену демагогии о вечном братстве с Россией под трусливо-осторожное воровство российских денег пришла дерзость юношей братковского вида. Всё типично новоукраинского пошиба и масштаба. Те же политические рожи, те же лицемерные ухмылки. Ребята, не читавшие художественной литературы, нагловатые, избалованные, дорвавшиеся до какой-никакой но, типа, государственной машины... Вот вся банальная суть нынешнего приднестровского, пардон, режима. Не сильно кровавого, конечно, но никакой цивилизованности, и даже малейшего намёка на оную, в нём нет - откуда там, - распахните глаза. Есть баранья упёртость, желание нахапать, покуражиться, посильней нажать на педали. Упыриные такие вот повадки, увы, для пространств СНГ в нынешнее время весьма типичные.

Так, к сожалению, происходит, что берега Днестра своими правителями год от года становятся, и впрямь, очень похожи, пишет РИА "Днестр". В Кишиневе та же проблема. Толстенные досье политиков друг на друга - по тем же самым поводам - кто бандит, кто контрабандист, кто просто пригрелся под крылышком сильных мира сего, и удалось наскрести себе в лоток, тайком, пока боссы греют тела в тёплых странах. Болезни политической машины Молдавии, Приднестровья и Украины - совершенно идентичны. Так что вполне можно было б не только Молдавию с ПМР объединять, а всех их свести воедино - мало что изменилось бы в итоге. Разве что границу бы убрали. А как без границы ж то? Это ж сколько "рабочих мест" для мордоворотов в фуражках, любящих хрустящее...

Так что, похоже, если и объединится кто, так это про Молдавию и ПМР, продолжает РИА "Днестр". Пока так. Уж слишком много общего прибывает день ото дня, да и население особо не возражает. Устали люди. Состарились. Многие умерли, уехали. Впали, в конце концов, в апатию... Какая уж тут политическая борьба за независимость...

Экономика: "Приднестровье, как аварийный самолет, может уже этой осенью совершить "жесткую посадку"

Перед тем, как уйти на "каникулы", на последнем перед отпуском заседании Верховного совета ПМР законодатели отклонили инициативу президента Приднестровской Молдавской Республики о введении оффшорного сбора со ставкой до 15%, пишет ИА "Ольвия-пресс". Необходимость введения этого сбора была вызвана потерями экономики Приднестровья от сомнительных операций, проводимых приднестровскими хозяйствующими субъектами через компании, зарегистрированные в оффшорах. "По последним данным, более 200 миллионов долларов наши юридические лица выдали займов оффшорным компаниям. По факту выходит, что мы кредитуем иностранную экономику. Скорее всего, эти средства не вкладывались в какой-нибудь бизнес за границей, суть этих займов заключается в том, чтобы доходы наших предприятий не отражались на территории нашей республики и, соответственно, не подпадали под налогообложение", - пояснил в интервью журналистам министр юстиции ПМР Александр Дели.

В переводе с английского столь часто употребляемое ныне понятие "оффшор" буквально означает "вне берега", продолжает ИА "Ольвия-пресс". Есть ряд стран и территорий, экономика которых в той или иной степени зависит от регистрации на льготных условиях юридических лиц. Логика этого очень проста. С точки зрения страны-регистратора, быстрота регистрации, а главное - мизерная плата за неё и столь же невысокие годовые отчисления в госбюджет, должны привлечь большое число иностранных компаний. Налоговые платежи составляют мизер, но чем более льготные условия, тем больше желающих зарегистрироваться в данной оффшорной зоне. Чем больше зарегистрированных юридических лиц, тем больше доход казны практически на пустом месте. Что же касается самой регистрируемой компании, то тут и так всё ясно. Бизнесмен может зарегистрировать свой бизнес, не выходя из дома, в стране, географическое положение которой смутно себе представляет. При этом за регистрацию берут сущие копейки. Да и налог он вообще не платит, а ограничивается ежегодным копеечным сбором.

Стоит отметить, что финансовые операции через оффшорные зоны - рай для разного рода махинаций, пишет ИА "Ольвия-пресс". По словам министра юстиции ПМР Александра Дели, число компаний-"однодневок", зарегистрированных в оффшорных зонах и имевших в качестве контрагентов приднестровские юридические лица, измеряется сотнями. При этом министр юстиции особо подчеркнул, что у него имеются сведения о том, что 80-90% оффшорных компаний, участвующих во внешнеторговых операциях с Приднестровской Молдавской Республикой, находятся под приднестровским менеджментом. В беседе с журналистами Александр Дели привёл пример, когда представитель одного из приднестровских коммерческих банков пытался легализовать в один день в Приднестровье деятельность семи оффшорных компаний. "Мы провели анализ того, кто является собственником наших предприятий в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью. Мы выявили, что большинство учредителей и владельцев акций предприятий, которые формируют основные показатели нашей экономики - оффшорные компании. Некоторые банки принадлежат оффшорным компаниям. У нас есть факты, когда сами здания, в которых находятся банки, принадлежат оффшорным компаниям. Под залог на эту недвижимость даются определённые капиталы, которые выводятся за границу", - рассказал о масштабах "оффшоризации" приднестровской экономики глава Минюста ПМР.

Одно дело, когда предприятие в результате приватизации приобретается зарубежной компанией, а совершенно иное, когда собственник этого предприятия через подставных лиц регистрирует некое юридическое лицо в стране с льготным режимом налогообложения, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Для чего? Безусловно, не каждая сделка, проводимая через оффшорные зоны - нечиста. В качестве борьбы с недобросовестными хозяйствующими субъектами Верховным Советом была предложена альтернатива - сбор с так называемых взаимозависимых юридических лиц. Под взаимозависимыми компаниями в том числе понимается и "крепкий союз" между компанией-резидентом Приднестровья и зарегистрированной в оффшоре некой фирмочкой, у которых на самом деле один и тот же собственник. "Доказать, что кто-то таким образом пытается уйти от налогов, довольно сложно. Так как страны, где зарегистрированы такие компании информацию не раскрывают. Попытки докопаться до сути сделок с оффшорными компаниями - пустая трата времени и средств", - прокомментировал депутатскую инициативу министр юстиции Александр Дели.

Как же происходит утечка капитала из Приднестровья? - пишет ИА "Ольвия-пресс". Серых схем существует очень много. Отслеживать наиболее сомнительные операции с иностранными резидентами приднестровских хозяйствующих субъектов призвано Управление финансового мониторинга Центробанка Приднестровья. Мы попросили заместителя председателя Приднестровского республиканского банка (Центробанк ПМР) Александра Лянку привести пример сомнительных финансовых операций с оффшорными сборами, проводимыми приднестровскими коммерческими банками. "Наиболее характерным является пример, когда хозяйствующий субъект Приднестровской Молдавской Республики платит по договору оффшорной компании за оказание консалтинговых или транспортных услуг на значительную сумму. Денежные средства ушли из республики, но оценить, сколько действительно стоят эти услуги очень тяжело. Данный договор закрывается актом выполненных работ, который поступает в обслуживающий банк. Следовательно, вся репатриация закрывается. С точки зрения права всё хорошо, но сегодня Приднестровская Молдавская Республика является не столь богатой, чтобы мы могли кредитовать экономику других стран", - рассказал журналистам Александр Лянка.

В банковской сфере подобные "серые" операции зовутся "покупкой облаков", так как никто не в состоянии реально оценить стоимость услуг, да, и вообще, убедиться были ли они на самом деле предоставлены, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Но, кроме "облачных" операций существуют и те, где фигурирует вполне определённый товар. "Одним из вариантов деятельности неблагонадёжных хозяйственных субъектов является следующая весьма незамысловатая схема, - поясняет одну из наиболее примитивных "серых" схем с товаром зампред приднестровского Центробанка. - Допустим, хозяйствующий субъект Приднестровья произвёл продукцию, единица которой по себестоимости у него проходит по одному рублю. В то же время на внутреннем иностранном рынке единица продукции стоит в эквиваленте три рубля. Производитель продаёт её оффшорной компании за рубль двадцать копеек, а та уже в свою очередь поставляет её на рынок того государства, где она стоит в эквиваленте три рубля. Таким образом, сальдо оффшорной компании составляет за единицу один рубль восемьдесят копеек". Таким образом, при условии, что производитель товара и его оффшорный контрагент одно и то же, из Приднестровья выведена сумма почти в два раза превышающая себестоимость партии товара. С точки зрения права нет никаких нарушений, но бюджет республики не досчитался значительных средств.

Примечательно, что подобные предложенному президентом Приднестровской Молдавской Республики законопроекту нормативные акты приняты в Белоруссии и на Украине, пишет ИА "Ольвия-пресс". Несмотря на то, что законопроект был отклонён, возможности компенсировать вред приднестровской экономике, наносимый недобросовестными сделками с оффшорными компаниями, не исчерпаны. Центробанком ПМР подготовлен нормативный акт, согласно которому осуществляющие кредитование нерезидентов коммерческие банки должны будут сформировать 100% фонд риска на корреспондентском счёте в ПРБ. "Мы никого не ограничиваем. Мы защищаем свою экономику. По нашему мнению, данный нормативный акт должен сделать очень неинтересным для наших банков кредитование экономики других стран", - заметил Александр Лянка.

В настоящее время, по его словам, ПРБ на основе аналогичного списка Центробанка Российской Федерации разработан перечень оффшорных стран и территорий, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Из них наибольшей популярностью среди приднестровских юридических лиц пользуются Британские Виргинские острова - колония Великобритании в бассейне Карибского моря. Также популярны нынешняя британская колония Гибралтар, и бывшие - Белиз и Багамские острова, а также Кипр. Все эти государства и зависимые территории внесены в список тридцати стран, банковские операции с которыми являются предметом тщательного изучения Управления финансового мониторинга ПРБ. "Этот перечень не является закрытым. Потому что понятно, что лица, использующие подобные схемы, успевают переориентироваться на другие страны и территории. Они находят массу других вариантов для решения этих проблем. Так же, как и другие страны расширяют этот перечень, так и Приднестровский республиканский банк вносит коррективы в перечень в интересах экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики", - сообщил журналистам Александр Лянка.

Однако, законопроект, который позволил бы пополнить казну республики, особенно при условии 70-процентного дефицита бюджета парламентариями был отклонен, пишет ИА "Ольвия-пресс". Деньги и дальше будут, минуя бюджет, утекать на другие берега, например, Карибские...

Анализ текущей ситуации дает основания для пессимистических выводов, пишет ИА "Лента ПМР". Обратим внимание на основные экономические отрасли Приднестровья: сельское хозяйство, промышленность, малый-средний бизнес и услуги. Аграрный сектор сегодня находится в катастрофическом состоянии: засуха погубила урожай, а кредиты душат главных сельхозпроизводителей. Если не будет найден выход, аграрный сектор республики "ляжет на бок". Возможны сценарии и продовольственно-гуманитарной катастрофы.

Промышленность тоже не в лучшем состоянии, продолжает ИА "Лента ПМР". Сегодня вы не назовете успешно работающих производственных объектов. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, но все они переживают кризис. Если посмотреть на экономическую ситуацию в ЕС и России, то можно спрогнозировать ухудшение положения, так как наши предприятия зависимы от этих рынков сбыта.

Малый-средний бизнес и сфера услуг также сегодня стонут, жалуясь на критическое положение, пишет ИА "Лента ПМР". Многие предприниматели распродают свой бизнес, либо временно приостанавливают свою деятельность. Торговать, предоставлять услуги или производить что-либо в малых объемах становится невыгодно. Эта сфера также со страхом ждет грядущую налоговую реформу и прочие изменения, направленные на "закручивание гаек" со стороны государства.

Если суммировать все вышесказанное, то Приднестровье, как аварийный самолет, может уже этой осенью совершить "жесткую посадку", продолжает ИА "Лента ПМР". Это приведет к задержкам зарплат, пенсий, росту цен на продукты питания, коммунальные услуги, свет и газ. Увеличатся безработица и отток населения на заработки за пределы ПМР. Итог этого будет плачевным - под угрозой может оказаться сама государственность Приднестровья. Во избежание этого необходимо принять экстренные стабилизационные меры по линии правительства, при активном участии президента и парламента. Этого ждет народ, и этого требуют государственные интересы, подводит итог издание.