Госсанэпидслужба Минздрава России распространила данные анализа материалов, полученных при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за детскими образовательными учреждениями. Согласно этим данным, материально-техническое состояние детских образовательных учреждений улучшается очень медленно.

По-прежнему в ряде субъектов Российской Федерации имеют место перебои в поставке топлива в детские дошкольные и образовательные учреждения, некачественная подготовка к отопительному сезону, что приводит к несоответствию параметров микроклимата гигиеническим нормативам. В республиках Саха (Якутия), Бурятия, Приморском крае, Ханты-Мансийском а.о., Ивановской, Сахалинской областях количество таких учреждений достигло 40-60 %, что в 2-3 раза выше, чем в среднем по стране.

Среди начальных и неполных средних школ в сельской местности каждая вторая не имеет централизованного отопления, водоснабжения и канализации.

Несвоевременные и не в полном объеме замена и ремонт осветительного оборудования в детских и подростковых учреждениях приводит к тому, что каждое четвертое учреждение не отвечает санитарным нормам по показателям освещенности.

В наиболее неблагоприятная ситуация с оснащением школ ученической мебелью отмечалась в Республиках Калмыкия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесской республике, Ставропольском крае, Камчатской области, Еврейской АО, где не соответствовали гигиеническим требованиям от 50-80 % исследований ученической мебели. В целом по стране каждое пятое учебное место с компьютером по уровню электромагнитных полей не соответствует санитарным нормам. В частности, в Республике Карачаево-Черкесия количество таких учебных мест 77,7%, в Краснодарском крае - 65,8%, в Республике Карелия - 57,2%, в Астраханской и Томской областях соответственно - 55,5% и 41,0%.

Качество питьевой воды по микробиологическим показателям в детских улучшается, однако в целом по Российской Федерации в каждом шестом детском учреждении без централизованного водоснабжения отмечаются не соответствующие гигиеническим требованиям пробы воды. Тенденция к улучшению также заметна в обеспечении учащихся горячим питанием, но выборочные исследования, проведенные специалистами Госсанэпиднадзора, показывают, что лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2-3 раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, в последние десять лет сократилось на 30%; среди старшеклассников это количество составляет только 10%. В 2001-2002 гг. увеличение охвата школьников горячим питанием произошло лишь в Приморском крае, Новосибирской, Курской, Рязанской, Ульяновской, Тюменской областях и республике Чувашия.

Во многих регионах происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Практически повсеместно финансирование горячего питания школьников из федерального бюджета или отсутствует, или объем его крайне низок. Из местных бюджетов средства выделяются только на питание детей из малообеспеченных семей.

В целом, питание школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей и достигает 80% от возрастных норм, констатировали санитарные врачи. В большинстве учреждений обеспеченность детей в калориях и основных пищевых ингредиентах составляет 1/3 от физиологических потребностей.

Складывающийся "бедный" тип питания приводит к возрастанию частоты белково-калорийной недостаточности, проявляющейся у детей и подростков снижением массы тела и низкими ростовыми показателями.