Пресс-служба посольства России в Молдавии 31 июля распространила текст выступления заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина на международно-экспертном форуме "Миротворческая операция на Днестре в контексте геополитических вызовов современности" (Тирасполь, 28 июля 2012 года). ИА REGNUM публикует полный текст выступления:

"Дорогие друзья! Искренне рад приветствовать в этом зале участников представительного форума, посвященного 20-й годовщине прекращения вооруженных действий на Днестре, учреждения миротворческой операции и осмыслению этих событий в современном контексте.

Соглашение о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, на основе которого миротворцы незамедлительно взяли на себя ответственность за обеспечение режима Зоны безопасности, стало долгосрочным ориентиром в процессе формирования правовой базы приднестровского урегулирования.

Особое значение документу придало то, что принятые сторонами обязательства, базировавшиеся на уважении принципов Устава ООН и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, с самого начала провозглашались составной частью процесса урегулирования конфликта мирными, политическими средствами.

Последующий опыт убедительно доказал жизнеспособность этой увязки, определившей составные части мандата операции Совместных миротворческих сил: предотвращение военных действий, поддержание стабильности, обеспечение условий для политических переговоров.

Несмотря на все перипетии развития отношений между сторонами конфликта, признание ими недопустимости санкций и блокад сохраняет мобилизующее юридическое и морально-политическое значение.

Хочу сегодня здесь заявить, что в качестве страны гаранта реализации договоренностей между Кишиневом и Тирасполем Российская Федерация гордится тем, что ее военнослужащими, - вместе с их молдавскими, приднестровскими, украинскими товарищами по оружию, - делается на повседневной основе для поддержания гражданского мира, межнационального согласия, укрепления общеевропейской безопасности.

Мандат операции - действующий, его трудно расшатывать, поскольку это выдавало бы намерения тех, кто прямо поставит такую цель.

Боль, причиненная людям в 1992 году, не утихла. Об этом напомнила сегодня атмосфера открытия памятного знака миротворцам в Бендерах. Это мероприятие лучше всяких слов убеждает, что среди всех забот, волнующих простых людей, на первом месте - стремление сохранить гарантии для мирной жизни, для осуществления права самим определяться в сложном современном мире так, как диктует опыт поколений. Этот опыт всегда доставался приднестровцам дорогой ценой и тем более хорошо усвоен.

Весьма характерно, что все попытки доказать необходимость свертывания миротворческой операции выглядят как заклинание о Карфагене. В рассуждения особо не вдаются. Раз, мол, конфликт не урегулирован, то, значит, и операция неэффективна. О том, что реальные компромиссы, открывавшиеся после подписания Московского Меморандума 1997 года и по итогам согласования в 2003 году со сторонами конфликта "Меморандума Козака" были сорваны, умалчивается. Все сводится к внедрению простой формулы о краткосрочной полицейской операции, которая, дескать, "решит все". Это заставляет вспомнить другое изречение: "Самая длинная и сложная дорога начинается со слов "Я знаю простой, короткий путь".

С полным пониманием этих проблем и общего фона ситуации на Днестре Российская Федерация последовательно способствовала перезапуску переговорного процесса. Хотя многие спешат прогнозировать его результаты, оснований надеяться на стремительный рывок нет.

Наша активность как посредника в переговорах в соответствии с указаниями президента В.В.Путина направлена на то, чтобы стороны конфликта сохраняли возможность на равных заявлять позиции и искать возможность договариваться.

В переговорном досье у молдавской стороны по-прежнему только Закон 2005 года, предлагающий статус даже не Приднестровью, а "населенным пунктам Левобережья Днестра" (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Основы для компромисса это дает призрачные.

Возможно, "на безрыбье" и появляются слухи о том, что кто-то хочет навязать сторонам готовые решения. Во всяком случае, у российской стороны таких намерений нет. Вся история реальных подвижек в переговорном процессе свидетельствует о том, что инициативы готовились на основе длительного и упорного согласования позиций самими сторонами конфликта. При этом российская сторона по-прежнему не исключает варианта решения проблемы на основе создания федерации.

Разумеется, российское руководство заинтересовано в том, чтобы между сторонами конфликта доверие росло, давало шанс Приднестровью и его жителям восстановить возможности для удовлетворения своих нужд, обеспечения безопасности, социальной уверенности и полноценного развития региона даже в условиях непризнанности. Без этого ни один конфликт не имеет шансов на жизнеспособное решение.

Надо идти навстречу по широкому спектру проблем. Этому, кстати, поможет возвращение приднестровской делегации к участию в работе российско-молдавской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Мы готовы поддерживать участие российского бизнеса, неправительственных организаций, учебных заведений в весомых проектах для Приднестровья. В этом смысле должно быть совершенно понятно, что Российская Федерация является посредником, равно приверженным приоритетам процветания дружественной Молдавии и близкого нам Приднестровья.

К геополитике сказанное имеет прямое отношение, поскольку в конечном итоге жизнеспособная формула особого статуса Приднестровья, - в случае если урегулирование состоится, - должна будет ясно определять предпосылки для полноценного участия в выгодном для него интеграционном взаимодействии. Попытки строить политику на противопоставлении двух векторов Европейской и Евразийской интеграции - анахронизм, основывающийся на представлении о государствах Евросоюза как о зоне, отделенной от других таможенным забором. Что касается России, убеждены в том, что региональное взаимодействие на евразийском континенте должно получать стимулы как на двустороннем уровне, так и в формате отношений ЕС-СНГ.

Хотел бы надеяться, что итоги дискуссии, которая вам предстоит, внесут вклад в обобщение опыта одной из самых эффективных на европейском континенте миротворческих операций, станут выражением нашей общей признательности миротворцам, чей ратный труд вот уже двадцать лет помогает сохранению мира на Днестре.

Важно шире поставить вопрос о соотношении тактических и стратегических целей недавно возобновившегося переговорного процесса, политическое содержание которого должно отвечать уверенной перспективе для Приднестровья.

Желаю организаторам и участникам форума плодотворной работы!"