"Спецоперация, прошедшая в Махачкале 27 июля, продемонстрировала отсутствие действенного сотрудничества между руководителями контртеррористической операции (КТО) и гражданским обществом. Такой вывод можно сделать на основе свидетельств сотрудников аппарата республиканской Комиссии по помощи в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. По их словам, их не привлекли к работе во время КТО", - заявил ИА REGNUM член координационного совещания по обеспечению правопорядка в СКФО при полномочном представителе президента РФ в СКФО, адвокат Расул Кадиев (Махачкала).

Напомним, что 27 июля в ходе спецоперации в поселке Альбурикент, входящем в черту столицы Дагестана Махачкалы, правоохранительными органами было уничтожено два боевика. Также были убиты три женщины, заблокированные в жилом доме вместе с боевиками. По сообщениям правоохранительных органов, они отказались выйти из блокированного дома и только выпустили из него детей. Одна из этих женщин, Загра Кадимагомедова, в июле 2011 года, после задержания в ходе спецоперации в городе Дагестанские Огни, подала заявление в Комиссию по адаптации.

"Федеральный закон "О противодействии терроризму" предусматривает возможность назначения руководством КТО специального лица для связи со СМИ и общественностью, но не предусматривает подробный отчет о проведении КТО с обоснованием применения силы, повлекшего смерть блокированных", - сказал эксперт. Однако эти положения закона не должны препятствовать всесторонней оценке действий правоохранительных органов против незаконных вооруженных формирований, подчеркнул Кадиев. Он привел в качестве примера расследование расстрела трех активных членов Ирландской республиканской армии сотрудниками британских спецслужб в Гибралтаре в 1988 году. "Британские спецназовцы были искренне убеждены, что убийство данных лиц необходимо для защиты жизни других людей. Но, несмотря на это, Европейский Суд по правам человека в 1995 году постановил, что организация и контроль за проведением операции в целом и особенно оценка информации правительством Соединенного Королевства были неадекватными", - рассказал Кадиев.

Специалист высказал свою точку зрения и по поводу будущего Комиссии при президенте РД по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Дагестана.

"Перспективы Комиссии по адаптации стали еще менее ясными после специального заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ 10 июля, - считает Кадиев. - Представитель НАК раскритиковал работу Комиссии в Дагестане и выразил официальную отрицательную позицию по идее о создании Федеральной комиссии по адаптации".

По оценке эксперта, в целом работа Комиссии по адаптации изначальна была обречена на провал. По его мнению, Комиссия, так же, как такой институт, как амнистия, - это всего лишь один из инструментов в комплексной работе. "Когда Комиссию как инструмент применяли отдельно, без реальной социальной адаптации, без комплексного подхода, все это не имело смысла", - пояснил Кадиев.

Как заявил эксперт, и комиссия, и реабилитация, и вооруженное сопротивление террористам - это все должно применяться комплексно против одной проблемы - терроризма. "Отдельное применение только вооруженного подавления, особенно в такой форме, как это происходит при КТО, можно сравнить с работой хирурга, который режет то, что гниет, и оставляет пациента без дальнейшего медицинского сопровождения. В результате этот же пациент снова оказывается на столе у хирурга, и ему снова что-то режут. В результате такого "лечения" общество превращается в вечно больного", - сказал адвокат.

"Нужна комплексная программа по выходу из сегодняшней ситуации. Но пока такой программы нет. Главное - нет официальной позиции по ситуации в СКФО, мы не можем понять, как Национальный антитеррористический комитет смотрит на сложившиеся проблемы. Правильным было бы, чтобы НАК организовал некое совещание гражданских экспертов и правозащитников. Возможно, недавние инциденты позволят об этом задуматься", - заключил Кадиев.

Комиссия по помощи в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, была создана указом главы Дагестана Магомедсалама Магомедова в 2010 году. С момента своего создания она рассмотрела более 50 личных дел.