30 июля исполнилось ровно два года с начала реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Цель программы - недопущение чрезвычайных ситуаций на транспорте, в том числе - предотвращение актов незаконного вмешательства (терактов, незаконного проникновения посторонних на транспортные объекты и т.п. ). Один из важных компонентов программы - деятельность Ространснадзора. О том, что изменилось в работе этой организации за два года, рассказал заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.

"Прежде всего, плановые проверки объектов транспорта проводятся теперь не раз в три года, а ежегодно: практика показала, что попытка либерализации надзора привела к тому, что предприятия уделяют меньше внимания транспортной безопасности, а значит, растет угроза для пассажиров, - отметил он. - Кроме того, надзорным органам запретили предупреждать руководство транспортных предприятий о внеплановых проверках (раньше Ространснадзор был обязан предупредить о визите инспектора не менее чем за двое суток). Новая система позволит видеть реальное, а не показное состояние транспортной безопасности на предприятии. Справляться с увеличившейся нагрузкой планируется с помощью новых информационных технологий. К примеру, с помощью дистанционного надзора (считывания информации с системы безопасности транспортного объекта) и автоматизации контроля в целом".

"В рамках реализации Комплексной программы Ространснадзором создается федеральная система транспортной безопасности, в том числе для обеспечения автоматизации контроля, - подчеркнул он. - Она поможет координировать силы и средства Минтранса и силовых ведомств как для предотвращения актов незаконного вмешательства, так и для скорейшей ликвидации их последствий. В уже открытые центры транспортной безопасности (федеральный, а также два региональных: в Центральном ФО и Южном ФО) поступает информация о состоянии транспортных объектов. Планируется, что туда же будут поступать данные о передвижении транспортных средств из систем безопасности компаний-перевозчиков. Подобные центры к концу 2013 года планируется открыть в каждом из федеральных округов России".

Предполагается ужесточить ответственность за нарушение правил техники безопасности в воздушном пространстве класса G (доступ в него - чисто уведомительный, пилоту достаточно предупредить диспетчера, что он вылетает, и соблюдать определенные нормы) и приравнять нарушение правил к актам незаконного вмешательства в деятельность транспорта. По словам Владимира Чертока, это связано с тем, что пилоты стали чаще нарушать правила безопасности и создавать аварийные ситуации. Согласно комплексной программе, средства для обеспечения ее требований должны выделять сами предприятия и субъекты Федерации. Однако для защиты наиболее уязвимых транспортных объектов средства выделяются и из федерального бюджета.

Владимир Черток отметил большой вклад средств массовой информации в дело борьбы с "лазерными террористами" - людьми, которые пытаются ослепить пилотов на взлете или посадке лазерными указками. "Люди, узнавшие из СМИ о такой ситуации, стали обращаться в органы транспортного надзора и охраны правопорядка и, благодаря этому, нам удалось практически решить эту проблему, хотя единичные случаи еще есть", - сказал заместитель руководителя Ространснадзора, и поставил перед журналистами новую задачу: "Еще одна ситуация, где СМИ могут помочь - это бесхозные или оставленные на транспортных объектах вещи. Не всегда это просто забытые предметы, иногда оставляют и муляжи взрывных устройств. Граждане обращаются, но нужно, чтобы это было чаще: ведь вместо муляжа в "забытом" пакете может оказаться и настоящее взрывное устройство. От бдительности пассажиров зависит жизнь и здоровье людей".

Справка. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей.