Хотя провозглашенными задачами Шанхайской организации сотрудничества являются укрепление стабильности и безопасности в регионе и пограничных с ним областях, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, налаживание экономического, научного и культурного сотрудничества, ясно, что главная цель - взять регион под полный контроль ШОС, исключающий вмешательство других государств, в первую очередь США. Об этом, комментируя значение ШОС для всех ее участников, в рамках виртуального круглого стола "Советы Владимиру Путину", проходящего на базе проекта "Центральная Евразия", заявил заведующий отделом Института философии, социологии и права Национальной Академии наук Азербайджана Али Абасов.

По его мнению, эту цель преследуют главным образом КНР и РФ, "кровно заинтересованные в разрушении последних бастионов монополярного мира", передает корреспондент ИА REGNUM. "Это совпадение интересов двух государств отнюдь не препятствует существованию между ними достаточно серьезных противоречий, главное из которых - признанное лидерство в ШОС. По сути дела, ранее большая часть пространства объединенного сейчас в ШОС (в том числе во многом и сам Китай), находилось под эксклюзивным геополитическим влиянием СССР. Сейчас же, совершенно очевидно, что КНР последовательно "осваивает" этот пространство с целью установления своей гегемонии. Интересно отметить, что третий участник этой геополитической игры - Казахстан, значительно уступающий по мощи России и Китаю, в сложившихся условиях вполне может стать равноправным партнером, а то и третейским судьей между КНР и РФ, способным сглаживать возникающие противоречия при условии соблюдения собственных интересов", - считает Абасов.

Профессор напомнил, что совсем недавно (начало июня 2012 г.) в Пекине прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества, "вновь продемонстрировавший существующие противоречия". "Так и не был принят документ, формулирующий будущее организации, та же участь постигла проекты создания банка развития, специального счета ШОС и зоны свободной торговли. Все эти проекты КНР предлагала финансировать из собственных средств, что в конце концов привело бы к "юанизации" ШОС и усиления зависимости остальных государств от финансовой стратегии Китая", - пояснил он.

По его мнению, "КНР, глубоко интегрированная в мировую финансовую систему, ловко уходящая от требований США повысить курс юаня, начинающая масштабно внедряться на финансовый рынок Европейского Союза, может не торопиться установить окончательную гегемонию в ШОС, в то время, как РФ предстоит решить нелегкую дилемму: смириться с амбициями Китая или же безучастно наблюдать, как это государство на основе двусторонних отношений будет наращивать свое влияние среди других участников ШОС - пока еще стратегических партнеров России".

Любопытно, что по мнению азербайджанского профессора, "возможным вариантом трансформации ситуации могло бы стать расширение ШОС за счет Индии, Ирана, Пакистана и, возможно, Турции, трансформация организации в заявленный Владимиром Путиным "Евразийский Союз", однако и в этом случае будут возникать новые проблемы, формированием которых, кроме всех прочих, займутся США и ЕС". "Еще один путь - регулировать темпы развития ШОС и БРИК, стремясь сдерживать экспансию Китая. Наконец, можно укреплять и расширять Таможенный союз, обозначив в нем гегемонию РФ. Правда, здесь также пока малоутешительные результаты. Так, совсем недавно Азербайджан и Узбекистан заявили о решении не вступать в эту организацию. С другой стороны, о желании присоединиться к Таможенному союзу заявили некоторые другие страны, включая Киргизию и Молдавию", - заключил эксперт.