Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган официально обратился к президенту России Владимиру Путину с сенсационной просьбой - принять Турцию в состав участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Об этом он сообщил в интервью телеканалу "24 ТV". "Несмотря, что мы многое сделали для евроинтеграции и даже создали отдельное министерство, но президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель заблокировали этот процесс. До прихода Саркози и Меркель я участвовал в саммитах лидеров ЕС. После было принято решение, минимизировать с нами отношения. Но мы не пострадали от этого. Сейчас все перед глазами, где Европа, где мы. Еще неизвестно сохранится ли Европа до 2023 года. Я предложил Путину принять Турцию в ШОС, и он обещал мне рассмотреть этот вопрос с другими партнерами по этой организации" - констатировал глава турецкого правительства.

Начнем с того, что еще в 2005 Турция году добилась официального признания Евросоюзом своего статуса кандидата на вступление в ЕС. После этого был запущен процесс переговоров о вступлении, насчитывающих 36 глобальных разделов или "глав". В их число входят такие аспекты как нормы гражданского общества, принципы свободы СМИ, нормы гражданского контроля над спецслужбами и вооруженными силами, механизмы регулирования всех видов рынков, способы контроля миграции, заключение разнообразных соглашений о свободных обменах с ЕС и еще многое другое. Эти переговоры идут и шли с постоянными паузами. Еще она интрига появилась тогда, когда Анкара пригрозила "заморозить" свои отношения с ЕС в знак протеста вступления с 1 июля в председательство ЕС Республики Кипр. В ответ Турции пообещали запустить программу по отмене визового режима со странами ЕС - и не более того.

Именно в момент этого сложного переговорного процесса на саммите глав-государств ШОС в Пекине Турция получила статус партнера по диалогу. Но тогда этот факт многие турецкие политики, да и СМИ, не пытались особенно афишировать. Сейчас ситуация изменилась, и, прежде всего, в сфере экономики. Дело в том, что нынешняя модель турецкой экономики ориентирована преимущественно на экспорт продукции в страны Европы. Но в условиях переживаемого экономикой Европы экономического и финансового кризиса стал заметно падать уровень потребления турецких товаров, что уже сказывается на состоянии экономики страны. Не оправдала себя и ставка Турции на то, что, как говорил министр по делам ЕС Эгемен Багыш, "Турция может оказать помощь ЕС в преодолении кризиса, поскольку ее экономика является самой крепкой и здоровой в Европе". Европа от помощи Турции отказывается. В то же время ранее многие турецкие эксперты предупреждали правительство о необходимости переориентации товаро-экономического потока с Запада на Восток. Туда, где в отличие от Европы, набирают силы интеграционные процессы. Работает Таможенный союз, действует Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), выстраиваются структуры Единого экономического пространства (ЕЭП), набирают силу Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Но для работы в этом регионе мира Турции необходимо будет подвергнуть серьезной ревизии средства и методы, с помощью которых она пыталась достигнуть поставленной перед собой задачи - укрепления статуса ведущей региональной державы.

Напомним, что в последние годы у Анкары многое получалось по части налаживания сотрудничества, прежде всего, с соседними исламскими странами. Однако по ходу событий, связанных с феноменом так называемой "арабской весны", во внешней политике Турции стал более ярко проявляться американский крен, что привело к сужению круга ее основных направлений внешней политики страны. Парадокс: реализация нынешнего внешнеполитического курса привела к тому, что страна оказалась не только в "кольце врагов", но и стала балансировать на грани вовлечения в региональную войну, чреватую уже для нее даже утерей части своих территорий в случае "рождения курдского ребенка". Так осуществляется сценарий, о котором еще в 2007 году писала Turkish Daily, предупреждая, что США, поддерживая в Ираке становление курдской государственности, оставят Турцию без вариантов альтернативных действий.

Однако, как выясняется после интервью Эрдогана, теперь для Анкары альтернативным выходом из ситуации является членство в ШОС. При этом глава турецкого правительства пытается выиграть время для того, чтобы не "рассосался" эффект от той роли, которую играет - впервые в своей новейшей истории - Турция на Ближнем Востоке. Тем более, что страны ШОС, приняв Турцию в свои ряды в статусе партнера, не оговаривали это никакими политическими условиями, что означает признание ими за Турцией статуса ведущей региональной державы.

С другой стороны, для Турции активизация сотрудничества со странами Евразии открывает невиданные ранее горизонты для экспорта своей продукции и участия в масштабных энергетических проектах. Отметим еще одну важную особенность. Одним из главных принципов ШОС является обеспечение региональной безопасности и стабильности. На это ориентированы Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы и новая редакция Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Так что Анкара вновь оказывается перед серьезным выбором в своей дальнейшей внешнеполитической стратегии.