ИА REGNUM публикует полный текст выступления эксперта Комитета по делам СНГ Государственной Думы РФ, представителя Приднестровского государственного университета в России Виталия Журавлева на экспертных слушаниях Международного Комитета "Евразийская перспектива и решение политических, гуманитарных и экономических проблем "непризнанных" государств" в Москве, 14 июня 2012 года.

Если обрисовывать рамки будущего Евразийского пространства, то принципиально чтобы к этому процессу подключилась Украина. Я тут не говорю ничего нового, хотя есть и те - например Модест Колеров, которые заявляют, что этого не будет никогда. Но без Украины евразийский проект будет носить ущербный характер. Это первый момент, о котором мне хотелось сказать. Второй момент - необходимость определения самих рамок евразийская интеграции, что же это такое? Когда мы говорим о европейской интеграции или о том может ли Иран, Турция, Китай подключиться к нашим интеграционным процессам, то у меня возникает вопрос - а в рамках какого, скажем так, цивилизационного проекта?

Любое интернациональное объединение предполагает наличие своей идеологии, которая, в глобальном плане, имеет цивилизационный аспект культурно-исторический, религиозный и так далее. Что касается России, Белоруссии, Казахстана, Украины, отчасти Молдовы, и тем более Приднестровья, то здесь все понятно - это проект Русского мира. Мы должны называть вещи своими имена и в концепции внешней политики или как минимум на уровне экспертного сообщества, вот если мы для себя эти приоритеты установим, то я думаю здесь перспектива определить "что" и "зачем"? В Европе, когда объединяются, они говорят о наличии каких-то европейских ценностей, а мы о ценностях Русского мира говорить стесняемся. Понятно, что это отдельный разговор, дискуссия. Но, тем не менее, для меня, например, евразийская интеграция это проект Русского мира в том географическом формате который я сейчас назвал.

Следующий момент - актуализация в рамках интеграции проблем непризнанных государств. Сегодня этот вопрос наиболее остро стоит в Нагорном Карабахе и Приднестровье, к сожалению вероятность признания этих республик со стороны России остается по прежнему мала. И основная причина в том, что мы не сможем обеспечить безопасность после того как их признаем. Потому, что Абхазия, Южная Осетия территориально с нами связаны, а Приднестровье... Понятно, что Приднестровье мы сегодня финансируем. 3 миллиарда долларов - долг Приднестровья. Большей частью это задолженность за российский газ. Мы им даем им гуманитарную помощь, мы выделяем финансирование, у нас есть свои геополитические интересы и так далее, но, у нас нет общей границы. Это объясняет всё. Поэтому признать Приднестровье можно только в союзе с Украиной, но как-то договориться с Украиной, на совместные действия, по признанию Приднестровья невозможно. Украина на это не пойдет в силу обстоятельств связанных с проблемами Южной Бессарабии. Но, если Бог даст нам союзную Украину, тогда будет новая качественная ситуация, и тогда о признании Приднестровья, может быть, можно будет говорить реально.

Проблема Нагорного Карабаха, я думаю может быть решена аналогично. Признание Нагорного Карабаха в нынешних условиях вызовет резкую эскалацию напряженности, тем более в отсутствии в Карабахе миротворческого контингента. Меня конечно очень беспокоит, что по последним данным там происходит эскалация конфликта на границе. На мой взгляд это выгодно каким то третьим силам, потому, что по большому счету ни Армения ни Азербайджан, ни их народы, ни их правительства, ни их руководство в этом не заинтересованы. Может в эскалации Карабахского конфликта и есть логика, но мне кажется, что процесс будет настолько схоластический, что четко понимать кто от этого выиграет, а кто проиграет и к каким последствиям это приведет это прогнозировать на мой взгляд крайне сложно.

Ну и последний тезис. Общественные организации, которые работают на пространстве СНГ должны найти механизмы координации с нашими государственными структурами: МИДом, Советом безопасности, Россотрудничеством, Фондом Горчакова, Фондом Русский мир. Потому, что нужно идти в одном русле, потому, что на мой взгляд идея реинтеграции постсоветского пространства эта задача по большому счету общенациональная и партикулярные интересы должны отступать на второй план.