Сегодня, 20 июля, депутаты Госсовета Чувашии обошлись "малой кровью" при обсуждении бюджетных корректировок: предлагаемые поправки были приняты единогласно, но с устными поправками-предложениями, при этом впервые в новом созыве одного из депутатов уже в самом начале сессии лишили слова до окончания заседания. Все оппозиционные партии признали бюджет социально ориентированным и даже прозвучала оценка о том, что он своевременный, довольно "смелый и амбициозный", а критические замечания, которые высказывали в том числе и единороссы, не были пустопорожними, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Олег Николаев

Согласно документу, в целом бюджетные назначения по доходам увеличиваются на 2637,7 млн рублей, в том числе собственные доходы - на 849,4 млн рублей, безвозмездные федеральные поступления - на 1,788 млрд рублей. Итого расходы возрастут на 2,911 млрд рублей. С учетом вносимых изменений параметры республиканского бюджета Чувашии на 2012 год составят: по доходам - 31,91 млрд рублей (рост к уровню 2011 года - на 1,023 млрд рублей, или на 3,3%), по расходам - 3,61 млрд рублей (рост к уровню 2011 года - 5,678 млрд рублей, или на 18,7%). Дефицит возрастёт на 273,3 млн рублей и достигнет 4,192 млрд рублей. Что касается расходной части, то, в частности, дополнительную поддержку получит сельское хозяйство - 475 млн рублей, субъекты малого и среднего предпринимательства - 329,1 млн рублей. Федеральные безвозмездные поступления будут направлены на обеспечение жильём ветеранов и детей-сирот, выплату субсидий молодым семьям на приобретение жилья и обеспечение населения качественной питьевой водой, строительство ряда социокультурных объектов и другие направления. Было также отмечено, что Чувашия входит в число восьми лучших регионов России по эффективности использования государственных субсидий.

Глава Минфина Чувашии Михаил Ноздряков в своём выступлении обратил внимание на то, что общий объём межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям планируется увеличить на 474,4 млн рублей, всего по году размер помощи районам и городами составит 10,105 млрд рублей. Из них 2 млрд рублей направят на развитие Чебоксар. Говоря о финансовых инструментах, министр акцентировал внимание на предоставлении бюджетных кредитов муниципалитетов сроком на три года при 4-процентной ставке годовых, лимит - 70 млн рублей. Всего на эти цели зарезервировано 500 млн рублей.

Традиционно череда вопросов последовала от руководителя фракции справороссов Игоря Молякова. Он снисходительно-иронично отметил, что "выдающийся специалист" в области сельского хозяйства Павел Семенов (заместитель министра сельского хозяйства России, ранее девять месяцев проработавший заместителем министра природных ресурсов РФ и восемь лет депутатствовавший в Госдуме от Чувашии, ИА REGNUM) заявлял, что объём федеральной поддержки Чувашии превысил 960 млн рублей, в то время как чувашские власти заявляют, что в регион поступило только 812,5 млн рублей. "Кому верить?" - улыбнулся депутат. Михаил Ноздряков хладнокровно подчеркнул, что цифрам, озвученным в рамках бюджетных изменений, "вполне можно доверять": по его словам, на развитие АПК будет направлено 2,125 млрд рублей, из них 1,4619 млрд рублей - из федерального бюджета: "Все обязательства и соглашения с Минсельхозом России в полном объёме учтены в бюджете".

Был поставлен вопрос и по поводу финансового решения республики в части пригородных пассажирских перевозок. Напомним, ситуация приобрела федеральный резонанс после того, как в пятницу 15 июня чебоксарские дачники, не попавшие на поезд, так как был подан один вагон вместо двух, на полчаса блокировали движение пригородного поезда. Михаил Ноздряков сообщил, что на компенсацию выпадающих доходов при осуществлении пригородных перевозок ранее предусмотрено 12 млн рублей. В данном законопроекте дополнительная сумма с учётом расчётов, которые провели совместно министерство финансов, служба по тарифам и министерство транспорта составила 24,764 млн рублей, то есть общий размер - 36,76 млн рублей. "На наш взгляд, на сегодняшний день это обоснованные и доказанные убытки, которые несёт компания-перевозчик. Хотя я не скрываю, что эта дискуссия постоянная, и она продолжается. По крайней мере, мы сегодня во многом этот вопрос решаем", - пояснил министр финансов. Отметим, что в июне на пресс-конференции Вахид Кулиев, исполнительный директор ОАО "Содружество", которое осуществляет пригородные перевозки, заявлял, что по состоянию на 1 июня 2012 сумма долга Чувашии перед обществом с учётом невыплаты за 2011 год составляет 128 млн рублей (ранее заявлялось о 94 млн рублей).

Как ранее сообщало ИА REGNUM, на пресс-конференции 28 июня премьер-министр Чувашии Иван Моторин заявил, что проблема с пригородными пассажирскими перевозками "безболезненно не решится". "Моё мнение такое: наши монополисты, а ОАО "РЖД" таковым является, очень интересно реализуют свою реформу. Если что-то представляет мало-мальский интерес, то это остаётся, соответственно, за компанией. Там, где есть проблемы, они всяческими путями пытаются возложить на других, в данном случае - на субъект федерации", - считает, в частности, премьер республики. Иван Моторин напомнил, что данный вопрос поднимается уже в течение нескольких последних лет, при этом РЖД "даже подсуетилось, внеся и пролоббировав ряд изменений в федеральном законодательстве". В итоге ответственность за пригородные пассажирские перевозки была переложена на регионы. При этом, помимо тарифов, много вопросов вызывает качество предоставления железнодорожных услуг. "Даже качество предоставления услуги со стороны РЖД, как вы сами видите, а также по жалобам жителей носит просто хамский характер. Вы мне объясните, что за поезд в один вагон? Это даже не смешно, когда нам продают малопонятную по качеству услугу", - говорит Иван Моторин. И отдельно остановился на тарифах, "которые вроде бы мы регулируем". "Мы пытались найти более экономное решение, но большая часть средств и компенсации, которые просит у нас "Содружество", всё тому же РЖД за аренду подвижного состава и какого-то там мифического оборудования", - сказал Моторин, напомнив, что "плюс ко всему за инфраструктуру в прошлом году РЖД было получено 25 млрд рублей, в этом году принято такое же решение". "В принципе, в этой ситуации потерпевшими остались пассажиры, регионы, даже то же бедное "Содружество", которое эти все шишки получает. А дивиденды и пресс-релизы рассылает РЖД, рассуждая на тему, кто и в чём виноват", - говорит открыто председатель чувашского правительства.

После некоторого перерыва была поднята тема Биологических очистных сооружений в Новочебоксарске. Однако если раньше депутаты выражали недоумение по поводу миллиардных вложений в реконструкцию и модернизацию БОС, то сейчас аналогичное возмущение последовало по поводу сокращения финансирования на 83,5 млн рублей. Глава Минфина Чувашии пояснил, что вопрос реализации данного проекта "постоянно находится на контроле". И проект реализуется не только за счёт бюджетных средств, но и внебюджетных источников, тарифной составляющей, что тоже нужно учитывать.

Справороссы, которые уже не один месяц пытаются организовать проведение референдума по вопросу строительства в Новочебоксарске полигона твёрдых бытовых отходов (ТБО), в очередной раз подняли и эту тему. При этом возмущение Игоря Молякова вызвало выделение 7 млн рублей на реализацию проекта. "С какой стати, пока ещё не проведён референдум?" - негодовал справоросс, отметив, что правительство "с каким-то упорством маниакальным продолжает бурить и бурить туда деньги". Увлёкшись в оценках, справоросс перешёл в митинговое выступление. "Не буду уходить в общественный резонанс и актуальность, проект реализуется", - коротко ответил Михаил Ноздряков.

Напомним, в отличие от сдержанного министра финансов, премьер Чувашии Иван Моторин на своей пресс-конференции 28 июня довольно жёстко ответил давнему оппоненту власти, организующему митинги по поводу и референдумы без повода. На кротко прозвучавший вопрос Молякова, что власть будет делать, если новочебоксарцы на референдуме скажут нет полигону ТБО, Моторин пошёл в наступление: "Новочебоксарцы куда сегодня возят мусор?" Тут оппозиционер совсем прикинулся агнецем: "Я не знаю. Это я вам задаю вопросы". "Они вывозят его на Пихтулинскую свалку, - просветил политического (и не только политического) долгожителя 39-летний премьер. - Вы предлагаете провести Чебоксарам, Чебоксарскому району референдум о запрете вывоза мусора новочебоксарцам на Пихтулинскую свалку?". "Пока новочебоксарцы довольны, что они в Пихтулино возят", - наконец, сознался Моляков. Но премьера было уже не остановить: "Я поэтому и ставлю вопрос, что мы должны становиться, в первую очередь, цивилизованными людьми. Вопрос общежития никто не отменял. А у нас сегодня взяли на вооружение, в первую очередь, юридические заковырки, которое нам двигает западное общество, и считаем, что это правовая основа, и то направление, по которому надо действовать. И - надо, не надо - сразу за жалобы, судебную тяжбу вместо того, чтобы сесть и оговаривать эти проблемы... Ну проведём референдум, запретим. Дальнейшие действия? Какие рекомендации для правительства? Я бы с удовольствием их выслушал. Их нет. Полигон будет достроен. Запретят - мне интересно, какое тогда решение... Мы сами производим мусор, и его нужно утилизировать. Поэтому те действия, которое правительство наметило, мы реализуем. Это, в первую очередь строительство и пуск до конца этого года первой карты полигона". Игорь Моляков внимательно записывал за Иваном Моториным.

Глава комитета по социальной политике Петр Краснов ("Единая Россия"), который ещё на прошлой сессии затрагивал вопрос межбюджетных трансфертов и бюджетной обеспеченности, на этот раз выступил с пламенной, эмоциональной и пестрящей цифрами речью, сославшись на то, что это "навеяно расчётами избирателей" (избран депутатом от Комсомольского и Яльчикского районов, ИА RREGNUM). И заверил, что "готов выступить с картинками, слайдами" при обсуждении бюджета-2013. Но пока "закадрового" ряда не было, Краснов ограничился для показательности двумя районами-соседями - Комсомольским и Батыревским, "по сути однотипных" по ряду ключевых направлений. По данным депутата, бюджетная обеспеченность на одного человека в 2006 году в Батыревском районе составляла 7.931 рубль, в Комсомольском - 7.183 рублей (разница в 5%), в 2011 году эти показатели составили соответственно 14.289 и 11.437 рублей (разница в 25%).

"Если взять Комсомольский район как норматив, как базу, то получилось, что Батыревский район мы "перефинансировали", я беру в кавычках это слово, на 496,14 млн рублей по сравнению с Комсомольским. Принято было считать, что Батыревский район - это чемпион чемпионов, экономически развитый, стабильный, динамично развивающийся, - в голосе Краснова проскользнули одновременно ирония и возмущение. - Естественно, я посмотрел, как на самом деле дела там обстоят". Депутат в качестве одного из главных показателей, характеризующих экономическое развитие, взял данные по объёмам собственных доходов в расчёте на одного человека без учёта поступлений из бюджетов других уровней. По словам Краснова, если в 2006 году в Батыревском и Комсомольском районах он составлял соответственно 1.030 и 1.105 рублей (разрыв на 7%), то в 2011 году -2.062 и 2.453 (разрыв на 19%). "С одной стороны - перефинансирование района, с другой - недополучение", - сделал экономический вывод Петр Краснов, сообщив, что "цена вопроса" за шесть лет - 556 млн рублей. "Со всех трибун мы заявляем о том, что надо помогать надо тем, кто работает. Но получается обратная картина: от того, что вливаем сотни миллионов рублей, эффекта экономического нет. А куда идут эти вливания и для чего они идут?" - оставил риторическим вопрос глава комитета. Министр финансов признал, что "есть, конечно, некая игра цифр", высказав мнение о необходимости грантовой поддержки муниципалитетов и призвав обсудить этот вопрос в рамках бюджета на следующий год. Отметим, что Петр Краснов был настолько экспрессивен и настолько проникся темой, что забыл на трибуне и очки, и доклад. Да ещё и сел на место депутата-справоросса Игоря Молякова, который уже шёл к трибуне: ораторы поменялись местами. "Вы, конечно, точно разглядели ситуацию, которая в районах", - жонглируя словами, заметил Моляков, пока Петр Краснов забирал очки.

Моляков сообщил, что изменения в проекте бюджета фракция поддерживает. Ограничившись несколькими репликами по поводу казны, депутат начал долго говорить о рубке леса, приводя различные цитаты из писем, собственные размышления и иные выкладки. Несмотря на несколько сделанных замечаний, справоросс деловито заметил: "Вы сделали замечание, дайте мне договорить", - раздражённо заметил депутат на замечания регламентной группы и спикера парламента. "Отключайте микрофон, я продолжу", - не унимался Моляков, продолжая говорить уже без микрофона. "Завершу, я завершаю", - невозмутимо продолжал выступать оратор после очередного замечания о нарушении "по всем канонам". Через некоторое время не выдержал Петр Краснов: "Вы тут очень долго кончаете, давайте мы в перерыве поговорим на эту тему". В итоге Игоря Молякова лишили слова до конца сессии. "Малой кровью обошлись", - предупредил руководитель регламентной группы Игорь Кушев, напомнив, что в ином случае этот запрет мог бы действовать три месяца.

Отметим, что в ходе сессии, когда депутатам предлагалось задавать вопросы или давалось время на выступления, некоторые народные избранники по инерции сначала поворачивали головы направо, где сидит Игорь Моляков (его кресло - самое крайнее справа), но затем облегчённо вздыхали и расслабленно откидывались на креслах. А уже после рассмотрения всех вопросов повестки дня и в ходе трёхминутных выступлений депутатов с сообщениями, Петр Краснов обратил внимание, что Игорь Моляков за время сессии "вёл себя достойно" - в частности, не нарушив наложенный запрет. И предложил дать ему слово. Зал встретил предложение аплодисментами, а депутаты Краснов и Моляков, сидящие на соседних рядах, пожали друг другу руки.

Пожалуй, самым конструктивным было выступление справоросса Олега Николаева, который является директором одного из банковских филиалов и экспертом в области экономики. Он высказал мнение, что бюджет принимается своевременно, некоторые решения "довольно смелые и амбициозные". Ещё один положительный момент в том, что значительную поддержку получает АПК и малый бизнес. "Считаем, что эти направления очень важные с точки зрения диверсификация экономики и решения проблем занятости населения", - сказал депутат. Он рекомендовал усилить работу в плане текущего контроля за эффективностью расходования бюджетных средств.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Олег Николаев также высоко оценил введение новых инструментов работы с муниципалитетами. Но при этом он подчеркнул, что ещё много работы по раскрытию потенциала республики в части экономии бюджетных средств. И привёл один пример. По его словам, в Марпосадском районе школьные автобусы заправляют не бензином, а газом, что существенно снизило издержки на топливные расходы. "А мы прекрасно знаем, что у нас очень большой парк школьных автобусов, и они используют автобензин. Здесь могла бы быть значительная экономия. И это одно из направлений, а их - много. С другой стороны, я считаю, что очень серьёзно можно повысить эффективность реализации тех или иных бюджетных мероприятий, если усилить дискуссию в плане взаимодействия правительства и госсовета. В экономике повышает эффективность конкуренция, это тоже своего рода конкуренция, только политическая. Чем больше конструктивных мнений, тем правильнее и взвешеннее решения принимаются", - считает депутат.