18 июля 2012 года в чешском парламенте состоялось голосование по доверию право-консервативному правительству Петра Нечаса (Гражданская демократическая партия - ODS). Это уже четвертая попытка левой оппозиции свалить правительственный кабинет. Как и все предшествующие, она в очередной раз завершилась неудачей. Голосование провели почти что за полночь. Вотум недоверия правительству поддержали 89 депутатов при необходимой норме в 101 голос. Чешский парламент состоит из 200 депутатов.

В предшествующей голосованию парламентской дискуссии председатель Чешской социал-демократической партии (ČSSD) Богуслав Соботка обрушился с резкой критикой на кабинет за его меры жесткой экономии, навязанные чешскому среднему класса и бедноте. Особо он затронул череду коррупционных скандалов, сотрясающих страну последний месяц. Досталось и премьер-министру Нечасу за его подчиненного - министра финансов Мирослава Калоусека (TOP 09), который, как выяснилось, в конце июня этого года угрожал президенту полиции Чехии и следователю, требуя от них закрыть расследования махинаций одного коллеги по своей партии. Соботка указал, что Чехия все больше начинает напоминать "банановую республику", поскольку последние опросы общественного мнения демонстрируют, что только 16% чехов поддерживают правительство Нечаса и нынешний парламент. Лидер Коммунистической партии Чехии и Моравии (KSČM) Войтех Филип сказал в чешском парламенте, что правительство Нечаса провело в интересах десяти тысяч богатых граждан Чехии реформы, которые затронули повседневные нужды 10 миллионов чехов.

В ответной речи чешский премьер назвал попытку вынесения вотума недоверия его правительства "политическим цирком". По его мнению, оппозиция критикует экономическую политику правительства, руководствуясь экономическими и социальными доктринами 70-х годов прошлого века. Нечас указал, что меры бюджетной экономии, принятые в большинстве стран ЕС, в Чехии не применялись. Он напомнил, что известные рейтинговые агентства до сих пор рейтинг Чехии не понижали, а риски чешских ценных бумаг не превысили 2.5%.

Нельзя ставить вопрос так, как делает это оппозиция, будто Чехия - страна, которую безраздельно захлестнула коррупция. Это, разумеется, не так. Исследования, в частности, оценки Transparency International (TI) показывают, что по этому общественному злу Чехия находится примерно на уровне Германии. Коррупция в Чехии связана с распределением государственных заказов и использованием бюджетных средств. Из текущих дел о коррупции в Чехии наиболее громким является дело бывшего министра обороны Власты Паркановой (TOP 09). Именно оно и стало причиной нынешнего политического кризиса в этой стране. Парканову обвиняют в приобретении, в бытность ее министром обороны, в Испании по завышенной цене четырех транспортных военных самолетов CASA, которое принесло убыток казне в размере 650 млн. крон (€25.8 млн.).

13 июня чешская полиция по делу "испанских самолетов" потребовала лишить депутатской неприкосновенности Парканову, которая в это время исполняла обязанности заместителя председателя нижней палаты парламента. Сама Парканова какую-либо вину отрицает и ссылается на то, что решение о приобретении самолетов было принято коллективно кабинетом министров премьера Мирека Тополанека. В этом вопросе Парканову сразу же поддержал министр финансов Калоусек, который заявил о том, что он разделяет ответственность за приобретение самолетов. Спустя несколько дней за лишение неприкосновенности Паркановой выступили оппозиционные чешские социал-демократы. Оппозиции потребовался месяц, чтобы добиться выполнения этого требования. Делу весьма поспособствовало развитие скандала вокруг Калоусека. К этому времени Мирославу Калоусеку социал-демократы вменили в вину невыполнение текущего бюджета в его доходной части и провал в освоении остановленных Брюсселем европейских дотаций. Если Брюссель не возобновит перечисление этих средств до конца 2012 года, Чехия может лишиться уже внесенных в бюджет 22 млрд. крон (€880 млн.).

29 июня чешский информационный ресурс respekt.cz сообщил о телефонном разговоре по делу Паркановой Калоусека со следователем Иржи Мазанеком, во время которого глава финансового ведомства предупредил следователя, что его карьера в полиции завершена. Мирослав Калоусек сразу же опроверг информацию о случившемся и охарактеризовал ее, как клевету в стиле коммунистических спецслужб. Президент полиции Чехии Петр Лессы вступился за своего подчиненного. Он сообщил о том, что и ему в связи с расследование дела, касающегося сомнительной покупки испанских самолетов CASA, звонил министр финансов. Глава ведомства якобы упрекал его в подходе полиции к этому делу, однако позже принес Лессы свои извинения, о чем президент информировал на заседании парламентского комитета безопасности. Калоусек вновь этот факт отрицает и требует от Лессы доказательств. В случае их наличия он пообещал покинуть занимаемую им должность. В противном случае свой пост должен оставить Лессы.

Означенный эпизод стал поводом для конфликта в правительстве премьера и министра финансов. Конфликт сразу же стал достоянием СМИ. Политической подоплекой его было то, что Нечас и Калоусек принадлежат к разным партиям правительственной коалиции.

1 июля 2012 года премьер-министр Петр Нечас в воскресном интервью по чешскому телевидению предложил парламенту лишить Парканову иммунитета. А 4 июля он официально предупредил министра финансов Мирослава Калоусека, что его поведение в деле "испанских самолетов" переходит всяческие границы. Остальных членов своего кабинета Нечас предупредил, что, если и они совершат подобную ошибку, то он немедленно подаст в отставку.

В конфликте Калоусека с руководством полиции авторитетный президент Чехии Вацлав Клаус принял сторону главы полиции Лессы. На днях при встрече с Лессы в Пражском граде президент Чехии заявил, что прямые и косвенные атаки на главу полиции не должны далее продолжаться.

На фоне скандала с телефонными звонками Калоусека 12 июля чешский парламент голосами 117 депутатов против 45 лишил Парканову парламентской неприкосновенности. Она вынуждена была сразу же отказаться от поста вице-председателя парламента. За последние три месяца, таким образом, Парканова стала четвертым депутатом чешского парламента, лишенной иммунитета по заявлению полиции. Парканова через несколько дней получила официальное обвинение в совершении двух должностных преступлений, которые нанесли государству материальный ущерб. Теперь после падения Паркановой главным объектом критики для оппозиции по "самолетному делу" стал ее однопартиец, министр финансов Мирослав Калоусек. Одновременно с Калоусеком обвиняются и другие его ближайшие коллеги, в частности, Мартин Бартак. Сам Калоусек 19 июля заявил, что он намерен защищать свою честь в суде. Он собирается предъявить гражданский иск президенту полиции Чешской Республики Петру Лессы. Министр финансов будет добиваться от начальника полиции официальных извинений.

Развивающийся кризис коснулся партийной политики Чехии. Попавший теперь под удар общественного мнения Мирослав Калоусек является основателем в 2009 году партии "Традиция. Ответственность. Процветание 09" (ТОР 09). С началом скандала вокруг "испанских самолетов" выявилось, что нынешний председатель TOP 09 вице-премьер и министр иностранных дел Чехии рафинированный австро-чешский аристократ Карл Шварценберг играет роль "свадебного генерала" в своей партии. Делами в ней, в действительности, заправляет Калоусек. Обозначилась полная политическая беспомощность и инфантильность Шварценберга в межпартийных и внутрипартийных делах. После того, как оппозиция потребовала от Нечаса удаления Калоусека, вице-премьер Карл Шварценберг вместо того, чтобы согласиться на удаление из кабинета своего скомпрометированного коллеги по партии и правительству заявил, что он совершенно не представляет ухода из политики Калоусека. При этом свое мнение глава TOP 09 озвучил на чешском телевидении. "Правительство приступило к выполнению своих обязанностей, исходя из определенной программы, которая несет печать Мирослава Калоусека. Он действительно является головой и сердцем реформ", - подчеркнул Шварценберг. "Голова" и "сердце" тем временем стал посмешищем у простых чехов, которые с прошлой недели в духе гашековского Швейка в подражание общению Калоусека по телефону с коллегами парламентариями стали друг друга приветствовать при встрече: "Nazdar, debil!" (привет...).

18 июля 2012 года чешской оппозиции в парламенте не удалось свалить правительство. Но, тем не менее, развивающийся политический кризис теперь грозит взорвать правительственную коалицию в Чехии изнутри из-за конфликта в правительстве.

По рейтингу пражского института исследования общественного мнения ČVVM, на начало июля 2012 года самым популярным чешским политиком остается президент Вацлав Клаус - 48%. Но его популярность с 2010 года снизилась на 20%. Полномочия Клауса заканчиваются 7 марта 2013 года. Он не может быть переизбран на новый срок и уйдет из политики. Новый президент будет впервые избран в Чехии прямым голосованием граждан. Возможные претенденты на этот пост уже названы.

На втором месте в рейтинге популярности среди чешских политиков стоит председатель конституционного суда Чехии Павел Рыхетский. На третьем - председатель фракции ODS Мирослава Немцова - 39%. На четвертом - председатель социал-демократов ČSSD Богуслав Соботка - 38%. Председатель коммунистической KSČM Войтех Филип имеет 25%. Нынешний премьер Чехии Петр Нечас находится только на десятом месте - 23%.

Самыми непопулярными чешскими политиками на сегодняшний день являются министр финансов Мирослав Калоусек (TOP 09) и министр обороны Александр Вондра (ODS).

Что касается партий, то 7 июня 2012 года статистическое агентство Чехии опубликовало сведения о численности рядов политических партий Чехии. В политических партиях Чехии в настоящее время состоит около 150 тыс. граждан при населении этой страны в 10.5 млн. человек. Теперь выясняется, что спустя два десятилетия после смены режима, Коммунистическая партия Чехии и Моравии (KSČM) по-прежнему остается самой многочисленной партией страны. На конец марта 2012 года она насчитывала в своих рядах 56 763 члена.

Второй по численности своих рядов является Христианский и демократический союз - Чехословацкая народная партия, (KDU-ČSL). Она насчитывает 33 500 членов. Эта партия действовала в Чехословакии и при коммунистическом режиме в составе Национального фронта.

Третьей по численности является образованная в 1991 году Гражданская демократическая партия (ODS) - 25.892 члена. Это партия известного чешского политика президента Чехии с 2003 года Вацлава Клауса. Нынешний ее лидер - Петр Нечас в настоящее время является премьер-министром Чехии. Популярность ODS и численность этой партии сейчас снижается.

Четвертой по численности партией в Чехии является влиятельная оппозиционная Чешская социал-демократическая партия (ČSSD) - 23.802 члена.

Численность остальных политических партий Чехии не превышает в каждом конкретном случае 5 тыс. человек.

Сокращение численности политических партий Чехии связано, по мнению социологов, с доминированием в местном гражданском обществе "антипартийных настроений". Чехи в массе своей считают, что политическая партия в Чехии обслуживает интересы партийной верхушки через манипулирование рядовыми членами. Сказывается и общее разочарование чехов в итогах многопартийной политической деятельности последнего десятилетия.

На конец июня 2012 года партийные рейтинги Чехии по результатам опроса CVVM выглядели следующим образом: на первом месте идет ČSSD - 31%, на втором KSČM - 20.5%, на третьем OSD - 20%, на четвертом TOP 09 - 10% и христианские демократы из KDU-ČSL на пятом - 7%. До выборов в чешский парламент в 2014 году остается еще два года, но правительственная коалиция основательно подрастеряла общественную популярность в Чехии. Пока что для этой страны просматривается левая перспектива при условии, что социал-демократы договорятся с коммунистами.

Нынешний внутриполитический кризис в Чехии проходит на фоне не ярко выраженного конфликта с Евросоюзом. В марте 2012 года чешское правительство собственным постановлением приостановило до конца июня поступление средств из фондов ЕС, т. е. фактически заморозило выполнение проектов. Июнь прошел, наступил июль, а программы все еще не возобновились. В марте 2012 года власти Чехии решили сами провести проверку использования средств из фондов Евросоюза, не дожидаясь действий Брюсселя. Аудит проектов они доверили известной транснациональной аудиторской фирме Deloitte. В ходе аудита 35 проектов программы "Северо-Запад" были выявлены недостачи. Это означает, что в случае возобновления этих проектов, Чехия получит меньше запланированного средств на их исполнение. Что касается проверки 92 проектов по транспорту и охране окружающей среды, то, выполнив 70% работы, чешские национальные инспектора каких-либо серьезных финансовых нарушений за исключением двух проектов не выявили. Таким образом, европейская инспекция связана с повторной проверкой.

В марте чешский премьер-министр Петр Нечас, выступая в парламенте, признал, что проблемой в исполнении проектов стало сокращение средств, поступающих из Брюсселя. На период 2007-2013 гг. чехи подготовили проектов для освоения средств из фондов Евросоюза на сумму 800 млрд. крон. Потом Чехии пришлось уменьшить свои запросы до 570 млрд. крон, но оказалось, что, в конечном итоге, Брюссель готов предоставить только 130 млрд. крон. Напомним, что начало конфликта Чехии с Еврокомиссией по поводу субсидий Евросоюза совпало по времени с решением Чехии не вступать в европакт. В начале июня 2012 года в Чехию прибыли инспектора Европейской комиссии (ЕК) для проверки расходования средств, поступающих в страну из фондов ЕС. Инспекция Евросоюза проверила проект "Северо-Запад", а также проекты по развитию транспорта и защиты окружающей среды. По результатам проведения проверки Брюссель должен принять решение о возобновлении перевода средств в Чехию по этим программам. Ожидается, что Европейская комиссия примет решение о выплате дотаций Чехии до конца июля.

Если Европейская комиссия не возобновит процесс перечисления Чехии субсидий из своих фондов, текущий государственный бюджет страны может лишиться 22 млрд. крон (€880 млн.). В первую очередь речь идет о деньгах, выделенных на реализацию операционных программ "Окружающая среда" и "Образование для конкурентоспособности". В упомянутых программах аудиторами Европейской комиссии был выявлен ряд просчетов, которые чешское правительство должно было устранить до конца июня. Недостатки были обнаружены и в других программах, посредством которых Чехия осваивает европейские субсидии. Под угрозой срыва оказалась "Интегрированная операционная программа" министерства регионального развития Чехии, программы "Транспорт", "Исследования и развитие" и "Северо-Запад". В том случае, если Брюссель не возобновит финансирование, можно будет говорить о непрямом наказании Чехии за ее строптивость в деле европакта. Чехия вместе с Великобританией не приняла эту важнейшую для Евросоюза экономическую и политическую программу, обозначив себя в самом центре Европы противником нового этапа евроинтеграции.

Евроскептицизм чехов подтверждают последние опросы общественного мнения. В частности, недавно агентство STEM привело статистику, по которой лишь 7% чехов согласны с членством своей страны в ЕС. Количество "несогласных" в три раза превышает этот показатель. К ним относится примерно каждый пятый чех. Количество тех, кто заявил, что они "скорее не согласны" также велико - 39%. По-видимому, с момента начала кризиса 2008 года количество "недовольных" ЕС граждан Чехии колеблется в диапазоне от 50 до 70%. Еще неясно идет ли речь о всплеске настроений или же об устойчивой традиции. В любом случае, проведение в настоящий момент референдума о вступлении Чехии в ЕС дало бы негативный результат. За Чехию в Евросоюзе проголосовали бы 43% чешских граждан, против - 57%.

Нынешний политический кризис в Чехии является отражением кризиса экономического и общего недовольства граждан в связи с ним. В прошлом году чехи исполнили недавнюю мечту российских реформаторов. По величине ВВП на душу населения чехи обогнали Португалию! Но куда той Португалии до Чехии, заметим мы, испытывающие всегда тайную гордость за "голову" славянского мира.

После ликвидации геополитического разлома в центре Европы Чехия экономически стала возвращаться туда, где она была раньше, по крайней мере, с ХIV века - в Германию. С 2000 года товарооборот Чехии с Германией удвоился и составил рекордные 1.6 триллионов крон. В Германию ежегодно отправляется самая большая часть чешского экспорта. И, действительно, почти треть чешского экспорта в 2011 году приходилось на Германию, по импорту же - только четверть. Баланс торговли между Чехией и Германией всегда остается положительным для чехов. При этом вся внешняя торговля Чехии в 2011 году имела положительный баланс.

Немецких инвесторов неуклонно влечет Чехия. Она и сейчас, несмотря на кризис, остается для них самой привлекательной страной в Центральной Европе. Это подтвердил недавний опрос, проведенный Чешско-немецкой торговой и промышленной палатой и другими немецкими палатами в 15 европейских странах. 85% инвесторов при возможности повторного выбора вновь отдали бы предпочтение Чешской Республике - за низкие налоги, развитую инфраструктуру, доступность местных поставщиков и высокую культуру населения.

Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Чехии в 2011 году сократился на 26% и составил около 95 млрд. крон. По-прежнему самые крупные зарубежные инвестиции в Чехию шли из Германии - 44.8 млрд. крон - почти что половина всего объема. На втором месте оказалась соседняя Словакия - 20.8 млрд. крон, на третьем Австрия -16.5 млрд. крон. Сами чехи инвестировали за рубежом 20.4 млрд. крон, что, в прочем, на 37% было меньше, чем в предшествующий год. На первом месте в чешских инвестициях стояла Голландия - 5.3 млрд. крон. (26%), потом шла Германия. На третьем месте оказалась Словакия - 3.7 млрд. крон. Обмен инвестициями между бывшими половинками Чехословакии сейчас идет явно в пользу Чехии, отметим мы.

По мнению министра промышленности и торговли Мартина Кубы, привлекательность прямых инвестиций в Чехию в нынешних кризисных условиях должны повысить недавно принятые в стране поправки к закону об инвестиционной деятельности. В частности, они позволяют стратегическим инвесторам получать государственные дотации на свои проекты, а также продлевают период действия налоговой льготы по подоходному налогу для прямых инвесторов с 5 до 10 лет.

По всем основным современным "кризисным параметрам" для стран Евросоюза Чехия выглядит хорошо. В частности по уровню государственного долга на фоне соседней Австрии и Германии - всего лишь около 40% к ВВП в Чехии, тогда как в Германии - 81%, Австрии - 73%.

Бюджетный дефицит в Чехии в 2011 году составил 3,7% от ВВП. Очевидно, что нынешнее недовольство в стране связано с мерами по бюджетной экономии, которые предполагают снизить дефицит бюджета в этом году до 3%. Таким образом, Чехия, не вступив в европакт в марте 2012 года, меры его, тем не менее, выполняет. Для того чтобы сократить расходы бюджета на 23 млрд. крон (€1.2 миллиарда евро), правительство Нечаса заморозило пенсии на нынешнем уровне, увеличило прогрессивное подоходное налоговое обложение, срезало с 2013 года финансирование науки и культуры. 14 июля 2012 года парламент Чехии постановил с 1 января 2013 года ввести "налог солидарности" на богатых в размере 7% на доходы свыше 100 тыс. чешских крон в месяц (ок. €4 тыс.). НДС в 2013 году будет повышен до 21%, а на продовольствие, товары для детей и т. д. до 15%. Меры экономии будут стимулироваться и дальше, поскольку экономический спад, затронувший Чехию, приведет к снижению ее ВВП в этом году на минус 1% по пессимистическому сценарию. Оптимистический предполагает - ноль. В 2011 году рост ВВП Чехии составил 1.7%. Снижение ВВП Чехии в текущем году синхронно подобному явлению в Германии, что косвенно указывает на тесную связь экономик двух стран.

Для Чехии характерен низкий уровень инфляции в 2011 году - 2.6%, сейчас он изменяется в сторону повышения - 3.8% в июне 2012 года. Безработица в Чехии сейчас составляет около 8%. Ситуация на рынке труда за прошедший год чуть улучшилась. В 2011 году безработица составила 8.5%. В целом уровень безработицы Чехии в среднем чуть ниже, чем по ЕС.

Средне статистическая заработная плата в Чехии в конце марта 2012 года составила 24.126 крон (€954), что на 845 крон больше, чем в марте предшествующего года. Минимальная зарплата в Чехии при достаточно высоких показателях ВВП остается на уровне стран Центральной Европы - 8.000 крон (320 евро). Уровень минимальной зарплаты в Чехии заморожен с 2007 года. Очевидно, что для привлечения иностранных инвестиций чехи снижают уровень потребления. При этом страна по внутреннему уровню инвестиций выглядит хорошо. В 2011 году общий объем инвестиций в ВВП Чехии составил 23.9%.

Здесь надо учитывать, что общий индекс Чехии относительно Германии - примем его за 100, составляет - 80, а у находящейся с ней в одной группе Венгрии и Польши примерно 60. ВВП Германии в 2011 году на душу населения составил $37.9 тыс., а у Чехии - $25.9 тыс. При подобной разнице ВВП за счет занижения потребления реальный сектор экономики у чехов приближается к германскому.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM