Падение режима Башара Асада в Сирии приведет к новому раскладу сил на Ближнем Востоке, который затронет Закавказье и ситуацию вокруг Ирана. Об этом заявил политолог, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян на пресс-конференции 19 июля.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, политолог высказал мнение, что во время голосования в Совбезе ООН 19 июля Россия и Китай вряд ли поддержат резолюцию по урегулированию ситуации в Сирии, предложенную западными странами, так как принятие подобной резолюции ускорит падение режима Асада. По его мнению, и Россия, и Китай, и Иран попытаются сохранить режим действующего президента. Обострение же ситуации в Сирии и падение режима президента страны могут в дальнейшем оказать влияние и на регион Закавказья и ситуацию вокруг Ирана. Как считает Минасян, это может привести к усилению давления на Иран, что, естественно, нежелательно для Армении, исходя из имеющихся с Ираном отношений.

Вместе с тем, политолог подчеркнул наличие фактора притока в Армению армян Сирии, так как падение режима Асада окажет отрицательное воздействие на их положение. По мнению Минасяна, любой сценарий падения режима Асада приведет к усилению позиций Турции в регионе, и, исходя из очень специфических отношений между Арменией и Турцией, это также может отрицательно сказаться на позициях Армении.

Как считает он, такие события "приведут к достаточно серьезному и еще не ясному новому раскладу сил в так называемом "большом" Ближнем Востоке, исходя из фактора России и позиций Китая и других держав".

Комментируя информацию о том, что порядка 30 тысяч сирийских армян, возможно, прибудут в Армению, политолог отметил, что "даже возвращение нескольких тысяч армян в Армению может создать серьезные социальные проблемы, если мы не подготовимся заранее к этим процессам". "С другой стороны, можно также предположить, что определенная часть этих людей может обосноваться в Нагорно-Карабахской Республике и в этом смысле способствовать демографической ситуации в НКР",- сказал он, констатировав, что условия, в которых живет армянская община в Сирии, по сравнению с другими армянскими общинами, не столь отличаются от условий в Армении и Нагорном Карабахе, и в условиях, когда вопрос безопасности стоит для них на первом месте, они, возможно, будут заинтересованы в том, чтобы обосноваться в Нагорном Карабахе, учитывая также то, что у них вряд ли есть финансовые возможности для переезда в западные страны.

Отметим, что сирийская армянская община, по разным оценкам, насчитывает примерно 60-100 тысяч человек.

Вооруженные инциденты и столкновения между правительственными силами и оппозицией не прекращаются в Сирии, несмотря на объявленное в апреле в Сирии перемирие по плану урегулирования спецпосланника ООН и Лаг Кофи Аннана, за соблюдением которого должны следить наблюдатели ООН. Международный комитет Красного Креста заявил 15 июля, что квалифицирует конфликт в Сирии как гражданскую войну. По данным ООН, число сирийских беженцев в соседних странах достигло 112 тысяч. Отметим, что среди бежавших и перешедших на сторону оппозиции ряд сирийских военнослужащих и должностных лиц.

Как известно, 19 июля в Совбезе ООН должно состояться голосование по резолюции о мерах по прекращению насилия в Сирии. На рассмотрении Совбеза ООН находятся два проекта резолюции. Подготовленный Россией проект предусматривает продление мандата миссии ООН по наблюдению на три месяца, западный же вариант ограничивает срок пребывания миссии 45 днями и устанавливает 10-дневный срок, в течение которого правительство Сирии должно прекратить насилие и вывести войска из населенных центров. В противном случае, против страны будут приняты санкции по 7 главе устава ООН.