Казахский эксперт: Пока имперская психология России не будет изжита, Союза не получится

Москва, 19 июля 2012, 10:30 — REGNUM  Пока имперская психология и политика со стороны России не будет изжита, равноправного и полноценного Союза не получится. Об этом в ходе виртуальной дискуссии "Советы Владимиру Путину", проходящей на базе проекта "Центральная Евразия", заявил казахский политолог Алмат Тоекин, комментируя некоторые особенности российской внешней политики.

ИА REGNUM приводит мнение эксперта полностью.

"В плане развития Россией интеграционных процессов на постсоветском пространстве, на мой взгляд, неправильно и недальновидно будет объединение вокруг только одного центра, как это было ранее. И в этом ключе понятны желания первых лиц РФ, выступающих собирателями "земель русских" и форсирующих формирование единой валюты в рамках Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского союза (ЕАС), то бишь рубля. В оценке "таких шагов" нашего союзника - России я встаю на сторону таких казахстанских политологов и общественных деятелей как Айдос Сарым, Мухтар Тайжан и других¸ высказывающихся против подобного союза с Россией. Понятно, что у РФ есть множество рычагов, которая она использует или может использовать в отношении Белоруссии, Казахстана и других потенциальных кандидатов на участие в интеграционных процессах.

В этом отношении концепция создания Евразийского Союза по (лекалам президента Казахстана Нурсултана) Назарбаева является самой притягательной и эффективной для народов Евразии. Привожу отдельные тезисы из этой концепции: различия между "империалистическим евразийством" и евразийством Назарбаева вполне очевидны и их можно сформулировать в нескольких пунктах.

1. В рамках евразийства Назарбаева интегрируются независимые участники на основе добровольного решения и общности интересов. Это главное отличие от "империалистического евразийства", в рамках которого один народ подавляет и подчиняет другие.

2. Нурсултан Назарбаев предлагает осуществлять евразийскую интеграцию на основе добровольности, равноправия, максимально исключая всякое давление и применение силы. Это бесконечно далеко от "империалистического евразийства", в котором "интеграция" велась вооруженной силой. Стоит отметить, что у Казахстана отказ от силы и давления не является пустой фразой, а представляется неотъемлемой частью внешней политики. Казахстан отказался от ядерного оружия, запретил его испытания, участвует в многосторонних региональных организациях безопасности, а также решил многие спорные вопросы путем переговоров. Казахстан не бряцает оружием, в отличие от многих своих соседей.

3. Евразийская интеграция предусматривает выгоду для каждого участника интеграционных процессов, а также использование суммарного потенциала в интересах всех участников. В империях, восхваляемых "империалистическим евразийством", все обстояло наоборот. В них всегда был главный выгодополучатель, тогда как остальные участники терпели самый разнообразный ущерб. Суммарный потенциал не только не использовался, но и растранжиривался за счет ограничений и притеснений покоренных народов. 4. В интеграции Евразии по Назарбаеву нет никаких целей противопоставления каким-либо государства или силам в других частях мира. Более того, развивается понимание, что участие в процессах интеграции в Евразии может быть выгодно для стран весьма удаленных от нее. "Империалистическое евразийство", так или иначе, волей-неволей противопоставляет Евразию другим частям мира и толкает народы континента в конфронтацию. И наоборот, добровольная и равноправная интеграция дает гарантию того, что народы Евразии не будут втянуты в гибельное противостояние.

5. Назарбаевская интеграция Евразии, помимо перечисленных моментов, не предусматривает стирания и ликвидации национальных культур, языков и обычаев, как это делалось во всех империях. Империя всегда навязывает одну культуру (пусть даже великую и очень успешную) в качестве единого образца, тогда как в назарбаевском евразийстве ничего подобного нет.

В целом, Евразия, объединенная согласно идеям Нурсултана Назарбаева, в потенциале обещает куда большую свободу в развитии, чем может дать любая, даже самая мощная империя. Если сохраняются и развиваются национальные культуры, то сохраняются и развиваются уникальное мировоззрение и навыки, характерные для каждого народа. Это важно, например, потому, что если империи в критической ситуации, выходящей за рамки привычных для нее методов, становятся в тупик и гибнут, то назарбаевская Евразия будет в состоянии отыскать среди разнообразных культур, как методы, так и людей, способных решить неотложно вставшие необычные задачи. Причем столицей Евразийского союза непременно должна быть Астана, как центр принятия решений, расположенная в центре Евразии, между Востоком и Западом, Азией и Европой, между славянскими и тюркскими народами, между православием и суннизмом.... Но пока имперская психология и политика со стороны России не будет изжита, равноправного и полноценного Союза у нас не получится... "

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.