Приднестровский спикер поделился с генсеком ОБСЕ идеей "цивилизованного развода" с Молдавией
Москва, 18 июля, 2012, 21:40 — ИА Регнум. Генеральный секретарь
Генеральный секретарь ОБСЕ позитивно оценил высокую активность и положительную динамику переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник,
В свою очередь президент ПМР Евгений Шевчук подчеркнул, что сторонам необходимо активно подойти к вопросу реализации договоренностей, достигнутых в ходе переговорного процесса в прошлые годы. Он отметил, что для построения доверительного диалога при содействии международных участников следует предоставить Приднестровью возможность участвовать в международных мероприятиях и форматах, где обсуждаются проблемы республики. Шевчук подчеркнул, что такое право осуществления самостоятельных внешних контактов предусмотрено Меморандумом 97-го года, подписанным Приднестровьем и Молдавией, и, кроме того, есть значительный мировой опыт, который свидетельствует об эффективности таких подходов. Международное сообщество, по словам Шевчка, получило бы возможность выслушать обе стороны, составив полное представление о ситуации, что соответствует духу равноправного диалога. "Таким образом, у международного сообщества будет больше возможностей для того, чтобы, выслушав позицию и Молдавии, и Приднестровья, сформировать более объективную картину о происходящем", - заметил глава государства.
Комментируя итоги последнего Венского раунда переговоров в формате "5+2", Евгений Шевчук подчеркнул, что главная цель - построение доверительной платформы и решение практических вопросов. Приоритетом в переговорах, по его словам, является разблокирование экономики, взаимодействие в области здравоохранения, образования, банковской сферы и вопросах транспорта. "На начальном этапе ведения переговоров необходимо концентрироваться на социально-экономических проблемах, которые необходимо решать во имя людей, живущих и в Приднестровье, и в Молдавии", - подвел итог Евгений Шевчук.
В ходе встречи с приднестровскими парламентариями Ламберто Заньер выразил мнение, что дискуссия о ведении процесса урегулирования конфликта должна вестись не только на уровне руководства двух республик, но и опираться на мнение общественности обеих сторон. Спикер приднестровского парламента
Стороны затронули в процессе беседы и тему межпарламентских связей. "Когда мы рассматриваем в ОБСЕ вопросы, связанные с Приднестровьем, хотелось бы видеть отражение этих дискуссий и на уровне законодательных органов", - заявил Ламберто Заньер. Приднестровский спикер в свою очередь рассказал о том, что на данный момент о реальном систематическом межпарламентском сотрудничестве можно говорить, пожалуй, лишь в отношении
Обсуждая возможность ведения переговорного процесса на парламентском уровне, все участники встречи сошлись во мнении, что значимость законодательных органов в этом контексте умалять нельзя. Михаил Бурла проинформировал о том, что нормы основного закона ПМР внешнеполитическую деятельность относят к полномочиям президента, а Верховный совет утверждает законодательные акты, регулирующие эту сферу и документы, связанные с финансированием данной деятельности. "На данном этапе в Верховном Совете находится законопроект, который предполагает установить те или иные принципы внешней политики", - сообщил спикер.
По итогам контактов в Тирасполе Ламберто Заньер заявил журналистам, что у него сложилось впечатление, что Тирасполь чрезмерно настаивает на решении исключительно практических социально-экономических проблем, в то время, как по мнению генсека ОБСЕ, на столе переговоров должны находиться в том числе и политические вопросы непосредственного урегулирования конфликта. По его мнению, "рано или поздно" сторонам придется обсуждать и проблему статуса Приднестровья, и "вопрос о миротворческой операции" (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта - прим. ИА REGNUM). Он выразил надежду, что эти вопросы станут предметом обсуждения уже в ходе ближайших встреч в формате "5+2".
Напомним, приднестровская сторона неоднократно заявляла, что до решения всех вопросов социально-экономического характера между Молдавией и ПМР Тирасполь не намерен обсуждать за столом переговоров вопрос статуса Приднестровья и другие политические вопросы, входящие в третью переговорную "корзину", касающуюся политического урегулирования конфликта. "Утвержденная на сегодняшний день повестка не позволяет сторонам вносить на рассмотрение в ходе заседания вопросы, относящиеся к "третьей корзине", - заявила 17 июля глава МИД ПМР Нина Штански. По ее словам, пока не будут решены вопросы "первой корзины", связанные с социально-экономической проблематикой, ко второй (права человека и общие правовые вопросы), и тем более третьей, участники "Постоянного совещания" не приступят. В то же время Кишинев настаивает на скорейшем переходе к политическим аспектам урегулирования, включая проблему статуса Приднестровья, а также вопрос о мандате миротворческой операции, решение которого вообще не входит в полномочия консультативного формата "5+2".