В мире существует одно государство, которое постоянно ведет "исторические войны" со своими соседями, заявил в интервью газете Latvijas Avīze ведущий исследователь кафедры истории Латвийского университета, глава Центра политических исследований Восточной Европы доктор истории Айнар Лерхис. По его словам, призыв к Латвии пересмотреть свою позицию, можно считать желанием этого государства изменить основы Латвийской республики, передает сегодня, 18 июля, корреспондент ИА REGNUM из Риги.

"Латвии, как и любой другой стране, есть, чем гордиться, также как в истории любого государства есть потери. Проблема в том, что образование государственности на нынешней территории Латвии протекало с перерывами, и 50 лет истории Латвии и все другие вопросы оценивались в парадигме интересов другого государства - Советского Союза. Это оставило впечатление. Именно потому, что в последние 20 лет независимости были допущены многие ошибки в госуправлении, социальной, экономической, образовательной политике, что остро ощущается сегодня, латыши по-прежнему сомневаются, могут ли они гордиться своей историей? Мы все еще учимся делать это, исходя из парадигмы интересов Латвийского государства и латышской нации. Нередко приходится замечать в себе исторически сформировавшуюся тенденцию - что другие про нас скажут... Осознание своей истории в действительности нужно рассматривать в более широком контексте - как осознание интересов Латвии", - считает Лехрис.

По его словам, решение президента Латвии Андриса Берзиньша уволить советника по вопросам истории Антония Зунду породило "много вопросов и неясностей": "Прозвучавшее официально объяснение о ликвидации должности советника не убедительно". Экономика важна, но и вопросы истории для Латвии важны, и это продолжится в обозримом будущем, считает Лехрис: "У них свое значение как во внутренней, так и во внешней политике".

"Попытки переложить вину за преступления и жертв преступления - не новость в мировой истории", - заявил, между прочим, Лехрис и тут же привел пример того, как это делается: "В мире есть одна страна, которая ведет специальные "исторические войны" против многих своих соседей - бывших республик СССР (у которых сейчас, в отличии от времен СССР, имеется независимый и отличный взгляд на свою историю), на официальном уровне регулярно и систематически оспаривает также доминирующие в латвийским сообществе и исторической науке мнения об истории Латвии. Это Россия. Призыв к Латвии пересмотреть свою позицию, фактически можно оценивать как желание изменить основы Латвийского государства (современная Латвия - как продолжение государства, основанного 18-го ноября 1918 года, а не основанное в 1991 году государство и др.). Выходит так, что Латвию саму побуждают отказаться от своих основных принципов и подстроиться под то государство, которое является наследником СССР и факт оккупации по-прежнему не признает!".

"Конечно, эти попытки были, есть и будут, хотя с исторической международно-правовой точки зрения этот вопрос и на академическом, и на политическом уровне проанализирован и ясен. Как известно, один из методов пропаганды заключается в том, чтобы прежде всего породить сомнения у целевой аудитории. Например, открыть дискуссию о давно выясненных вопросах в надежде, что удастся породить сомнения в какой-то части общества в правильности прежних взглядов", - приоткрыл Лехрис кухню современной латвийской пропаганды, приписав ее методы своим оппонентам.

"Почему именно сейчас? Прошло 20 лет с момента восстановления независимости. Можно говорить о новом поколении, которое сейчас активно включается в общественную жизнь. Это подходящее время, чтобы проверить, насколько общество образовано, информировано и устойчиво в своих взглядах. Это также вопрос о необходимости единого информационного пространства, поскольку русскоговорящие в большой мере отданы "обработке" России, пока позиция Латвийского государства их часто не достигает. При этом латышские политики нередко честно признают: "Это не наша аудитория". Ну, тогда вместо латышских политиков с ними заговорят другие! На месте латышских политиков возле этих людей окажутся приехавшие из Москвы политтехнологи, как это уже недавно открылась в Латгалии. [...] Ясно, что без поддержки части латышей России не удастся достичь существенных изменений в вопросах гражданства, языка и других вопросах основ Латвийского государства. отсюда стремление привлечь схоже думающих латышей, чтобы с их помощью пытаться убедить в этих идеях. Тогда эта деятельность сразу как бы приобретает большую легитимность, поскольку можно сказать, что они не пришли из-за рубежа, а родились здесь на месте", - сказал Лехрис, говоря об участии Яниса Урбановича и Юриса Пайдерса в написании и издании книги "Черновики будущего", которых он назвал коллаборационистами.

О временах, когда латыши были коллаборационистами не следует забывать, но лучше концентрироваться на "историях удачи" Латвии, обращая внимание также на те периоды и те исследования, о которых сейчас говорится меньше, считает Лехрис. "Здесь я имею в виду период Ливонии, время Курляндского герцогства и др", - ляпнул, ничтоже сумняшеся, доктор истории, словно период Ливонии и Курляндского герцогства не было временем жестокого подавления предков латышского народа, уничтожения в зародыше процесса самостоятельного развития местных этносов. "Это еще не было Латвийское государство, но все же эти образования помогали развиваться идее государственности (sic!)", - подчеркнул Лехрис. И добавил: "История успеха Латвии не началась только 18 ноября 1918 года (провозглашение создания Латвийского государства - ИА REGNUM), хотя у этой даты большое значение, поскольку юридически это точка отсчета".

Как сообщало ИА REGNUM, Лерхис выступал консультантом в недавно опубликованном исследовании "Внешнеполитические мифы Латвии: ЕС и Россия", где поднималась тема ностальгии жителей Латвии по СССР и проблема недоверия к ЕС и самой идее независимости Латвии.