Энергетики о 68-й отметке: Низконапорный гидроузел не может быть альтернативой проекту

Чебоксары, 17 Июля 2012, 19:14 — REGNUM  Проект строительства низконапорной плотины в районе поселка Большого Козино (Нижегородская область), предлагаемый нижегородскими властями для ликвидации мелководного участка и решения проблемы судоходства на Волге, не может быть полноценной альтернативой завершению строительства Чебоксарской ГЭС. Такой вывод в ходе подготовки проектной документации по подъему уровня Чебоксарского водохранилища сделали специалисты ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" (ИЦЭ Поволжья), сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Чебоксарской ГЭС (филиал ОАО "РусГидро").

Энергетики ссылаются на слова генерального директора ИЦЭ Поволжья Александра Ремезенцева, который утверждает, что стоимость строительства низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорогой, составляет 80 млрд рублей в ценах 2012 года без учета обустройства Чебоксарского водохранилища под существующую отметку 63 м. "Это будет еще одно сложное гидротехническое сооружение и дополнительный шлюз для судов. Плотина поможет в решении проблемы судового хода лишь на небольшой период времени. Расчеты и моделирование показывают, что через 15-20 лет после ее строительства участок длиной 20-30 км вновь обмелеет, а дноуглубительные работы не будут давать серьезного эффекта. Таким образом, мы фактически вернемся к сегодняшней ситуации", - отмечает генпроектировщик. По его словам, ожидая специальных попусков из Нижегородского водохранилища, суда будут продолжать простаивать уже не у Городецких шлюзов, а у низконапорной плотины. Сейчас на участке Городец - Нижний Новгород навигация возможна лишь 3-4 часа в сутки.

При отметке 68 м, как подчеркивают проектировщики, данная проблема решается надежно, Волга на этом участке становится судоходной в течение всего навигационного периода и РФ сможет выполнить свои международные обязательства: предоставить судам водный транспортный коридор из Северной Европы через Волгу в Черное и Средиземное моря.

В пресс-релизе также отмечается, что строительство низконапорного гидроузла не решает комплекс проблем, накопившихся за десятилетия эксплуатации Чебоксарского водохранилища на непроектной отметке. По оценке экспертов, нерешенными останутся вопросы экологии (доля мелководий превышает допустимые нормативы в полтора раза - 31,5 % вместо (проектных) нормативных 20%, качество воды продолжает ухудшаться), водорегулирования (отсутствует дополнительная возможность для минимизации рисков в период половодья, паводков и стока Волжского бассейна, в том числе для обводнения Волго-Ахтубинской поймы), а также энергетики (средняя в течение года рабочая мощность Чебоксарской ГЭС составляет 450 МВт вместо проектных 1404 МВт).

Проект низконапорного гидроузла предусматривает строительство автодорожного перехода по телу плотины, что в современных условиях представляется сомнительным исходя из соображений антитеррористической безопасности, говорится в пресс-релизе. И отмечается, что госэкспертиза исключила автодорожный переход из проекта аналогичного по конструкции Красногорского гидроузла на р.Иртыш.

Еще один момент, на котором акцентируют внимание специалисты ИЦЭ Поволжья, - при строительстве низконапорной плотины уровень воды в районе Балахны круглогодично будет держаться на тех же отметках, что и при подъеме Чебоксарского водохранилища до 68 метров. "Соответственно, нижегородские власти или сознательно завышают стоимость ущерба в 330 млрд рублей, ожидаемого от достройки Чебоксарской ГЭС, или готовы с ним согласиться в случае выбора лоббируемого проекта - строительства плотины в районе Большое Козино", - говорится в пресс-релизе. При этом в сообщении также утверждается, что вариант строительства низконапорного гидроузла получил отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы 2004 года, а до Главгосэкспертизы проект так и не был доведен.

Энергетики напоминают, что строительство Чебоксарской ГЭС и создание водохранилища было связано прежде всего с созданием Единой глубоководной системы. В соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 года, водные пути Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации отнесены к наивысшему классу водных путей. Их протяженность - 6,5 тыс. км. В настоящее время основным проблемным местом является 54-километровый участок от г.Нижний Новгород до Городецких шлюзов, где гарантированная глубина на судовом ходу составляет 2,3 м вместо 4 м.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Чебоксарское водохранилище расположено на территории трёх субъектов России - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл - и уже на протяжении 30 лет является для них "яблоком раздора". Проблемным остается вопрос подъёма уровня воды до 68 отметки. Чувашия вместе с энергетиками выступает за достройку Чебоксарской ГЭС и подъём уровня воды до проектной отметки, ссылаясь на обмеление реки, узкий транспортный коридор и угрозу экологической катастрофы, а также на возможность увеличения электроэнергии. Марий Эл и Нижегородская область против повышения из-за затопления территорий. Нижегородское руководство видит решение проблемы в строительстве низконапорного гидроузла с мостовым переходом около Городца. На совещании в Кирове 14 мая 2009 года президент России Дмитрий Медведев адресовал поручение правительству России по завершению разработки проектной документации строительства Чебоксарской ГЭС до проектной отметки, ответственными назначены премьер-министр Владимир Путин и руководители трёх регионов - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл. В апреле 2010 года Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке в 2010 году изменений в проектную документацию строительства Чебоксарской ГЭС, предусматривающих подъём уровня воды до 68-й отметки.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Нефтегазовый шанс России. Взгляд из будущего
NB!
04.12.16
Глава Пентагона: США не хотят видеть в России врага
NB!
04.12.16
Эрдоган предложил Путину осуществлять расчеты в национальных валютах
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Реставрация: вот как надо работать!
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Из Белоруссии депортировали гражданина РФ – директора минского «Торпедо»
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов