По случаю двадцатилетия с начала Миротворческой миссии в Южной Осетии специалисты вспомнили историю грузино-осетинского конфликта, обсудили значение миротворческой миссии для сохранения стабильности в регионе и высказали предположения, как Россия должна строить политику в отношении Грузии и Южной Осетии. Обсуждение прошло 13 июля в рамках мультимедийного круглого стола на тему: "20 лет с начала Миротворческой миссии в Южной Осетии. Эффективность деятельности Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта", сообщает корреспондент ИА REGNUM. Участники круглого стола вспомнили основные этапы конфликта. Среди показательных событий была отмечена Зарская трагедия, когда в 1992 году колонна беженцев из Южной Осетии была в упор расстреляна из автоматов представителями грузинских вооруженных формирований на дороге через село Зар.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов объяснил, что пришедший к власти в 2004 году Михаил Саакашвили фактически нарушил Дагомысские соглашения 1992 года, введя 8 августа 2008 года грузинские войска на территорию Южной Осетии. Поэтому Россия в 2008 году не только воевала за мирное существование осетинского народа, но и отстаивала соблюдение соглашений, основной мыслью которых был отказ от применения вооруженных сил. Несмотря на конфликт 2008 года, Крупнов заявил, что ближайшей целью России является кардинальное изменение отношений с Грузией в лучшую сторону путем поиска компромиссов.

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев высказал предположение, что грузинский удар был направлен в первую очередь против российских миротворцев. "Я думаю, что все те, кто побывали в тех краях после событий 2008 года, обратили внимание на то, что даже южные окраины Цхинвала не подверглись разрушению в той степени, в которой им подвергся, в частности, южный лагерь миротворцев", - сказал Арешев.

Участники круглого стола неоднократно подчеркнули, что действия миротворческих сил в Южной Осетии были героическими. "Я считаю, что именно российская миротворческая миссия смогла остановить возможный геноцид югоосетинского народа и в этом смысле надо заострить внимание на той роли, которую Россия играла и продолжает играть на постсоветском пространстве, - высказал свое мнение генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. - Эта роль крайне важна. Возможно, кому-то это не нравится, но Россия является главным и основным гарантом независимости и безопасности всех постсоветских государств. Хотя они не хотят это признавать и ищут своих гарантов в других местах, на самом деле гарантом их территориальной целостности была, есть и в ближайшем будущем будет оставаться Россия. Пока Россия признает те или иные границы, эти границы никто не ставит под сомнение. Потому что таких потенциальных конфликтов, как югоосетинский, на территории бывшего Советского Союза огромное количество. Их огромное количество в Центральной Азии и вспыхнуть они могут в любой момент, их немало на Кавказе, они существуют и в Европейской части бывшего Советского Союза. И лояльное взвешенное отношение России к этим странам является главной гарантией того, что эти конфликты не начинают вспыхивать. Это нужно осознавать, понимать и учитывать, хоть это крайне трудно, потому что многие считают, что Россия подобной роли не играет".

Напомним, что в июле 1992 года с помощью проведения операции Российских миротворческих сил удалось заморозить грузино-югоосетинский конфликт, ведение открытых крупных боевых действий было приостановлено до августа 2008 года. Вооружённые столкновения были прекращены с подписанием 24 июня 1992 года Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта.