Белорусские власти в последние дни вновь начали искать сотрудничества с западными финансовыми организациями. 6 июля председатель Совета министров Белоруссии Михаил Мясникович на встрече с представителями МВФ заявил о том, что Белоруссия ждёт от фонда финансовой поддержки. 11 июля Мясникович сообщил, что официальный Минск предлагает обсудить новую стратегию сотрудничества Всемирному банку. Ранее, 10 июля, заместитель министра иностранных дел Белоруссии Александр Гурьянов заявил об активизации деятельности по присоединению Белоруссии к ВТО.

Может ли получить новое развитие сотрудничество Белоруссии с западными финансовыми структурами, как внешнеэкономическая деятельность белорусских властей способна повлиять на выполнение российско-белорусских соглашений, заключённых в рамках Таможенного союза и ЕЭП, 12 июля рассказала в интервью корреспонденту ИА REGNUM заведующая сектором проблем участия России в мирохозяйственных процессах Института экономики РАН, к.э.н. Дарья Ушкалова.

ИА REGNUM: На днях белорусские власти заявили об активизации деятельности по вступлению Белоруссии в ВТО. Как Вы полагаете, можно ли ожидать этого в ближайшее время, и что присоединение к ВТО может принести белорусской экономике и её функционированию в рамках Единого экономического пространства?

Переговоры о вступлении Белоруссии во Всемирную торговую организацию ведутся уже не один год. В последнее время эта работа активизировалась в связи с присоединением к ВТО России и участием России, Белоруссии и Казахстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В настоящий момент Единый таможенный тариф модифицируется в соответствии с обязательствами России перед ВТО, и Белоруссии будет выгодно присоединиться к ВТО если не на российских условиях, то на условиях, близких к российским. Какой период займёт эта работа - пока сказать сложно, но ожидать присоединения Белоруссии к ВТО в самой ближайшей перспективе, конечно, не стоит.

ИА REGNUM: Белоруссия возобновила переговоры со Всемирным банком и снова заявила о своём желании взять новый кредит у МВФ. В свою очередь западные финансовые организации пока безрезультатно требуют от Александра Лукашенко либеральных реформ и приватизации. Как будет разрешаться эта ситуация?

На данном этапе Белоруссии нужны кредиты МВФ и Всемирного Банка. По всей видимости, со стороны международных организаций белорусскому руководству будет выдвинут комплекс требований, связанных с проведением либеральных реформ. На какие уступки пойдёт белорусское руководство, в данный момент сказать сложно. Это, вероятно, будет зависеть от остроты потребности в кредитах. Думаю, что решительных уступок, как, например, полномасштабная приватизация, от белорусских властей ждать не следует.

ИА REGNUM: Насколько острыми являются российско-белорусские противоречия, связанные с "растворителями" и "разбавителями"? Если белорусские власти заявляют, что основой их нынешнего экономического роста является экспорт нефтепродуктов, получается, он частично обеспечен нелегальным доходом, фактически украденным из бюджета РФ за неуплатой пошлин?

Вопрос о "растворителях" и "разбавителях" не такой простой. Очевидно, что в условиях отмены экспортных пошлин на нефть при вывозе из России в Белоруссию при формировании Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии было выгодно производить те нефтепродукты, которые при вывозе за пределы страны экспортными пошлинами не облагаются: это растворители и разбавители, биодизельное топливо и некоторые другие товарные позиции. Нужно смотреть, действительно ли эти продукты являются произведёнными по особой технологии, или же речь идёт о закамуфлированном реэкспорте. В случае с биодизельным топливом есть подозрение, что оно производится путём добавки определённых биоприсадок к ДТ, ввезённому из России. В этой ситуации у российского руководства может возникнуть целый ряд претензий к белорусской стороне. Что же касается растворителей и разбавителей, если они действительно произведены на территории Белоруссии из российских нефтепродуктов, то говорить о реэкспорте вряд ли возможно. В этом случае белорусская сторона имеет полное право экспортировать эти товары и трудно говорить об ущемлении российских интересов. Другой вопрос, что при желании можно и эти товары обложить экспортными пошлинами. Так или иначе, думаю, стороны сумеют договориться и разобраться в сложившейся ситуации.