Недавний визит президента Украины Виктора Януковича в США, где он принял участие в очередной Генеральной ассамблее ООН, породило немало суждений среди политологов и аналитиков. Так совпало, что в Нью-Йорке и в Киеве в это время произошло несколько интригующих событий, которые в совокупности задают немало вопросов о направлениях энергетической политики Украины и их связи с политическими перспективами самого Виктора Януковича.

Первое. Украинское правительство приняло план приватизации предприятий, в который вошли такие компании как НАК "Нафтогаз" и "Черноморнефтегаз". Второе. Министр экологии и природных ресурсов Украины Эдуард Ставицкий сообщил о подписании предварительного контракта с концерном "Шеврон" по добыче сланцевого газа. Речь о трех месторождениях - Олесском (Западная Украина), Юзовском (Донецкая область) и Скифском (Черноморский шельф). Остающиеся еще свободными газоносные площадки будут отданы "ЭксонМобил" и "Шелл". Третье. В Нью-Йорке, по сообщению пресс-службы президента Украины, состоялась встреча Виктора Януковича с президентом "ЭксонМобил Эксплорейшн" Стивеном Гринли. Подробности не сообщались, более того, Виктор Янукович неожиданно отменил запланированную в Нью-Йорке пресс-конференцию для журналистов, ссылаясь на несогласованность расписания.

Как прокомментировал ИА REGNUM украинский политолог Сергей Коробкин, "украинская сторона вполне могла сделать американцам ряд интересных предложений. Об их характере мы можем только догадываться. Известно, что украинская сторона встречалась с представителями американских энергетических корпораций. Возможно, тогда и были озвучены требования американской стороны и забиты лакомые кусочки украинской собственности. В любом случае, поживем - увидим". А экс-спикер "Нафтогаза Украины" Валентин Землянский добавил: "В целом в экспертной среде есть мнение, что президент Украины Виктор Янукович в настоящий момент пытается наладить максимально тесное сотрудничество с Вашингтоном, дабы избежать гнева Путина. По сути, это его единственный шанс избежать экономической и политической экспансии Кремля".

Оставим за скобками предположение, что Виктором Януковичем движет желание избежать "гнева Кремля". Это было бы слишком простым объяснением сложных маневров Киева, который он демонстрировал последние два года, приглашая на свою землю таких серьезных геополитических игроков как Китай, Турция, Катар и другие. Пока же получается следующее: в стремлении обеспечить стабильную и независимую энергетическую стратегию, украинские власти предпринимают неоднозначные решения, прогнозируемость которых ставится под сомнение самой украинской элитой.

Так, ряд украинских газет довольно скептично оценивают действия Киева по привлечению инвесторов к разработке сланцевого газа. Недавно издание "Экономическая правда" опубликовала расследование по поводу вовлечения в контракт между государственной компанией "Недра Украины" и концерном "Шелл" загадочной фирмы "СПК-Геосервис", которая должна создать с госкомпанией совместные предприятия, будущих партнеров "Шелл". По данным "Экономической правды", "СПК-Геосервис" - это фирма, зарегистрированная в спальном районе Киева, принадлежащая трем неизвестным геологам, которые раньше работали в одном из НИИ "Нафтогаза". В этой связи, поговорив с руководителем украинского представительства "Шелл" Грэхемом Тайли, издание на основе его слов сделало вывод, что подписание соглашения "Шелл" с правительством может быть сорвано. Помимо того, некоторые эксперты задаются вопросом, насколько в принципе может быть рентабельным на Украине извлечение сланцевого газа. Пример США далеко не показателен - американские компании там получают значительную государственную поддержку, оказать которую Киеву вряд ли будет по карману.

Более того, украинская пресса начинает переоценивать итоги 9-й Ялтинской ежегодной встречи "Украина и мир: преодолевая завтрашние вызовы вместе", где премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган в комплиментарных тонах охарактеризовал сотрудничество между Анкарой и Киевом в энергетической сфере, пообещал полностью поддержать проект по строительству терминалов по приему сжиженного газа на Украине, а также пригласил украинскую сторону принять участие в аналогичном проекте на побережье Турции. "И тут нужно понимать, что пословица о двух медведях, которым в одной берлоге не ужиться, может иметь прямое отношение к судьбе украинского терминала, - отозвалась влиятельная киевская газета "День". - И без технико-экономического обоснования понятно, что двум терминалам, украинскому и турецкому, на одном черноморском газовом рынке не бывать. Если терминалы построят и на турецком, и на нашем берегу, то риски для Украины будут возникать вовсе не в сфере конкуренции. Понятно, что Турция, при самом хорошем отношении к Украине, не будет особенно заинтересована, чтобы огромные газовозы проходили через Босфор и Дарданеллы. А если LNG-терминал украсит собой украинский берег, то он может привлечь на себя ресурсы газа Туркмении и Азербайджана. Тогда в обиде останется Турция. Так что не только министру Петру Порошенко, но и Януковичу есть о чем подумать".

Наконец, самое интересное. Буквально на днях депутат немецкого парламента от правящей фракции ХДС/ХСС Карл-Георг Велльман в комментарии "Франкфуртер альгемайне цайтунг" заявил, что Берлину необходимо убедить Москву в бесперспективности проекта "Южный поток". Германии следует обратить особое внимание на украинскую ГТС и принять участие в ее модернизации. Как напомнило в этой связи издание, премьер-министр Украины Николай Азаров ранее призвал создать трехсторонний газовый консорциум в составе Украина - ЕС - Россия. "Сначала замысел украинского премьера удивил своей безнадежностью. Однако, поскольку Россия не проявила желания создавать трехсторонний консорциум, а на переговоры о снижении цены на газ отвечала шантажом, то есть требованием о вступлении Украины в Таможенный союз, предложение главы украинского правительства снова актуально. Прогресса с Россией по газовым вопросам не наблюдается", - отмечает газета.

Здесь не все так просто. В современном мире вопросы прохождения трубопроводов изрядно политизированы. Даже при всем желании отделить политику от экономики нигде и никому не удавалось. Поэтому разъяснениям российской стороны, что строительство "Северного потока" и "Южного потока" служит задаче обеспечения надежности поставок газа в Европу, рассматривалось сквозь призму геополитических интересов. Два фланговых обхода Украины трубопроводами некоторыми аналитиками рассматривалось как нежелание Москвы впутываться в украинские внутриполитические интриги. Нет трубопроводов, нет экономических интересов, соответственно, нет и интересов политических. Настойчивое предложение Германии вернуться к идее создания трехстороннего газового консорциума, особенно с учетом нестабильности, охватившей Европейский союз, можно таким образом интерпретировать как попытку развертывания новой геополитической модели по дуге Берлин - Киев - Москва.

И здесь есть простор для размышлений, как данная дуга будет выстраиваться. Ведь в XX веке Германия и Россия уже активно, так сказать, "взаимодействовали" друг с другом по украинскому вопросу. В первом случае, в 1918 году, Берлин, поддерживая режим гетмана Скоропадского, одной из концепций предполагал передачу Украины в качества автономного образования новому Российскому государству, освобожденному от большевизма. Во втором случае, в ходе Второй Мировой войны, руководители ОУН в личной переписке также неоднократно жаловались на действия немецкого командования, которое, по их мнению, отдавало в вопросах формирования оккупационной администрации приоритет русским и полякам, игнорируя "местные кадры" украинских националистов. Как бы ни вышло так, что с введением в энергетический преферанс новых партнеров, опытных геополитических игроков, сдавая им все козыри, Киев не оказался бы в роли "болвана в старом польском преферансе".

Станислав Стремидловский - политолог, главный редактор газеты "Цена вопроса"