О состоянии экономики в Республике Марий Эл во-первых можно судить по структуре ее консолидируемого бюджета и внутреннему государственному долгу. Доходная часть консолидируемого бюджета республики на 2003 год Государственным собранием Марий Эл принята в объеме 4.912.889 тыс. руб., в том числе безвозмездная финансовая помощь федерального бюджета составит 2.617.471 тыс. руб., или 53,7 %. И превышение расходов над доходами составляет 214.234 тыс. руб.

Для того, чтобы закрыть дефицит бюджета на 294.377 тыс. руб. в текущем году возрастет внутренний государственный долг и на 1 января 2004 года составит 715.157 тыс. руб. А бюджету республики с ним необходимо рассчитываться. Таким образом в доходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл находиться и внутренний государственный долг в объеме 715.157 тыс. руб. Удельный вес безвозмездной финансовой помощи федерального бюджета и внутреннего государственного долга в доходах консолидируемого бюджета составляет: (2.617.471 тыс. руб.+715.157 тыс. руб.): 4.912.889 тыс. руб. x 100% = 68%. И комментарий не требуется. Из года в год растет безвозмездная финансовая помощь федерального бюджета консолидированному бюджету республики и ее внутренний государственный долг. Посмотрите структуру государственного внутреннего долга республики в динамике начиная с 01.01.2001 года.

Таблица № 1 (тыс. руб.)

Безвозмездная финансовая помощь федерального бюджета Республике Марий Эл в динамике.

Таблица №2 (млн. руб.)

Анализируя эти две таблицы можно сделать вывод:

во-первых - консолидируемый бюджет Республики Марий Эл на 2/3 формируется за счет безвозмездной финансовой помощи федерального бюджета и из года в год все возрастающего государственного внутреннего долга, с которым необходимо рассчитываться за счет улучшения работы производящих отраслей экономики;

во-вторых - анализируя в динамике за последние три года финансовое состояние производящих отраслей экономики по официальным данным Комитета государственной статистики Республики Марий Эл определенно можно сделать следующие выводы:

Таблица №3

Если суммарная задолженность по обязательствам ( кредиторская задолженность по кредитам банков и займам) крупных и средних организаций на 01.01.2001 г. достигла 19,3 млр. руб., то на 01.01.2003 г. составила 22,4 млр. руб или возросла при ныне действующем правительстве на 3,1 млр. руб. В том числе суммарная просроченная задолженность по обязательствам организаций увеличилась на 1,8 млр.руб.

Растет разница между суммарной задолженностью по обязательствам крупных и средних организаций и их дебиторской задолженностью. Если на 01.01.2001 г. она составляла 13,6 млр. руб. (см. таблицу №3 (пункт 1 минус пункт 2), то на 01.01.2003 г. достигла 16,1 млр. руб. и приближается к стоимости их основных фондов (стоимость основных фондов по полной балансовой стоимости отраслей производящих товары на 01.01.2002 г. составила 19,63 млр.руб.) или при ныне действующем правительстве выросла на 2,5 млр. руб.

За 2002 год отрицательно сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций составил 194,4 млр.руб. Число убыточных организаций по основным отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание) на 2002 год увеличилось на 14,6 пункта (число убыточных организаций в % к общему числу организаций в 2002 году составило 52, в 2001 году было 37,4, а сумма убытков возросла на 47 %). В просроченной кредиторской задолженности по основным отраслям экономики основную долю занимают долги предприятий промышленности и сельского хозяйства - 89%.

Если задолженность по полученным кредитам банков и займам организаций на 1 января 2001 года составляла 3,4 млр. руб., в том числе просроченная задолженность - 2,8 млр. руб., то на 1 января 2003 года она составила 4,5 млр. руб., в том числе - 3,2 млр. руб. просроченная. В 2002 году по сравнению с 2001 годом сократился выпуск промышленной продукции в следующих отраслях: машиностроение и металлообработка (на 2,3%); промышленность строительных материалов (на 6,5%); легкая промышленность (на 11,4%); мукомольная, крупяная, комбикормовая промышленность (на 25,9%); медицинская промышленность (на 5%). Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятия, хозяйства населения, фермерские хозяйства) в 2002 году в действующих ценах по расчетам составила 6.092,2 млн. руб. или 88,3% в сопоставимой оценке к 2001 году, в том числе выпуск продукции растеневодства сократился на 23,5%.

За 2001, 2002 годы в хозяйствах всех категорий в республике Марий Эл сократилось поголовье коров на 7,2 тыс. голов, свиней на - 17,9 тыс. голов, овец и коз на - 8,4 тыс. голов. Растет просроченная кредиторская задолженность по основным отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля и общественное питание) в бюджеты всех уровней. Если на 01.01.2001 г. она составляла 1.077,6 млн. руб., то на 01.01.2003 г. достигла 1.323,7 млн. руб. или выросла при действующем правительстве на 246,1 млн. руб.

Увеличивается просроченная кредиторская задолженность в основных отраслях экономики по платежам в государственные внебюджетные фонды. Если на 01.01.2001 г. она составляла 1.246,0 млн. руб., то на 01.01.2003 г. - 1.449,2 млн. руб. или выросла при действующем правительстве на 203,2 млн. руб. По инвестициям в основной капитал на душу населения Республика Марий Эл занимает третье место снизу в Приволжском федеральном округе. Если на каждого человека в республике в 2002 году в основной капитал было направлено инвестиций 3.600 руб. плюс 0,4 американских цента, то в среднем в Приволжском федеральном округе 9.076,7 руб. плюс 137,4 доллара, в Российской Федерации 1.221,7 руб. плюс 134,4 доллара. По средненачисленной заработной плате в декабре 2002 года республика в Российской Федерации занимает предпоследнее место. Средненачисленная заработная плата в Республике Марий Эл составила 2.930,7 руб., в Приволжском федеральном округе - 4.224,7 руб., в Российской Федерации - 5.737,8 руб. Увеличивается износ основных фондов. Смотрите таблицу №4.

Таблица № 4

Степень износа основных фондов по отраслям экономики (на конец года в %)

в том числе:

их них:

И никакие комментарии здесь не нужны. В структуре основных фондов падает удельный вес машин и оборудования.

Таблица №5

Структура основных фондов основного вида деятельности крупных и средних предприятий и организаций по видам (на конец года в процентах к итогу)

в том числе по видам:

Самым уязвимым местом в экономике является снабжение республики природным газом. Столица республики и прилегающие к ней сельские районы получают природный газ по трубе высокого давления диаметром 530 мм, резервного газопровода нет. Он был, но его ликвидировали при президенте Кислицыне. При пиковых нагрузках существующий газопровод диаметром 530 мм, по данным специалистов, перегружен на 110-115%. А действующий президент и правительство вместо того, чтобы решать проблему резервного газопровода, из политических соображений, продолжают строить и развивать в республике низкие газовые сети, тем самым перегружая действующий газопровод. На резервный газопровод республика не имеет от РАО Газпром технических условий на подключение. Нет проектно-сметной документации. Минимальный срок проектирования 5 месяцев. Ориентировочная стоимость строительства резервного газопровода по оценкам специалистов 800 млн. руб. Минимальный срок строительства около двух лет.

Если на газопроводе в зимнее время произойдет авария (а этого исключать нельзя), экономике республики и его населению будет нанесен огромный экономический ущерб, со всеми вытекающими последствиями. Изучая данные статистики и читая газету "Марийская правда" невольно приходишь к мысли, что к власти пришли временщики, скрывающие от населения истинное положение дел в экономике, с задачей любыми путями удержаться у этой власти на второй срок. Газификация населенных пунктов в средствах массовой информации преподносится как достижение президента и его огромную заботу о жизни сельского населения, а фактически население не знает о критических проблемах снабжения республики природным газом. Экономика республики в опасности.

Матвеев Валентин Александрович. С 1968 года профессиональный партработник. С 1983 по 1991 - первый секретарь Йошкар-Олинского ГК КПСС. С 1991 по 1995 - директор акционерного общества "Маригражданстрой". С 1995 по 1997 - первый заместитель главы Правительства Республики Марий Эл.