Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев 10 июля выступил с бюджетным посланием перед депутатами областного Законодательного собрания. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в администрации главы региона, он рассказал парламентариям об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

В самом начале выступления губернатор напомнил слова президента России Владимира Путина о том, что задачей бюджетной политики является стать "эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики", и отметил, что в Свердловской области для этого имеются все необходимые предпосылки и возможности. "Ситуация в экономике региона характеризуется как стабильная с преобладанием положительной динамики развития... Темп роста валового регионального продукта и физические объемы промышленного производства превысили среднероссийские, выйдя на докризисный уровень. Продолжается структурная перестройка экономики, модернизация промышленного комплекса, возрастает доля высокотехнологичного и инфраструктурного секторов, растет инвестиционная активность. Улучшилась демографическая ситуация. В 2011 году область впервые за много лет вышла на положительную динамику численности населения. Растет продолжительность жизни, стабилизировалась ситуация на рынке труда. Поддерживается устойчивость бюджетной системы, в полной мере обеспечивается исполнение законов социальной направленности и всех социальных обязательств", - сказал Куйвашев.

В то же время губернатор отметил, что в Свердловской области сохраняется ряд нерешенных проблем. В частности, по-прежнему высока зависимость региона от ситуации на мировых рынках сырья и металлов. Кроме того, доходы бюджета все ещё отстают от докризисного уровня. Так, если в докризисный период доходы консолидированного бюджета Свердловской области составляли 14 рублей со 100 рублей добавленной стоимости, произведенной в регионе, то сегодня это только 13 рублей. "Учитывая масштаб экономики, сумма недополученных доходов бюджета в 2011 году составила 12-15 млрд. рублей. При общем нарастании объема инвестиций, сектора, обеспечивающие экономическое развитие области, испытывают недостаток финансов. Таким образом, "точки экономического роста", способные дать серьезный импульс модернизации, длительное время находятся на "голодном пайке" и постепенно могут превратиться в "проблемные". Это относится к проектам создания кластеров, особой экономической зоны "Титановая долина", химического парка в Нижнем Тагиле", - сказал глава региона.

Также он отметил, что уровень заработной платы отстает от среднероссийских показателей. Среди основных причин этого являются неэффективная занятость, низкая производительность труда, высокая доля неквалифицированного труда, а также большое количество "теневых" схем выплат заработной платы. Кроме того, недостаточно высока эффективность бюджетных расходов. Так, несмотря на значительные бюджетные вложения в развитие сети детских садов, коренного изменения ситуации в этой сфере добиться пока не удалось. Удовлетворенность жителей области качеством услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной политики остается на низком уровне, несмотря на то, что расходы на эти статьи были существенно увеличены. Сложившаяся система межбюджетных отношений не стимулирует органы местного самоуправления на развитие собственной экономической базы, а в некоторых случаях и препятствует этому. Налоговые льготы, действующие в Свердловской области, не всегда приводят к нужному экономическому эффекту, а зачастую только увеличивают нагрузку на областной бюджет.

В своём послании Куйвашев напомнил, что в Свердловской области около 75 процентов расходной части бюджета - это расходы, связанные с содержанием социально-культурной сети. Расходы на реализацию областных целевых программ в области социальной политики за последние три года увеличились более чем в пять раз (с 415 млн рублей в 2010 году до 2,4 млрд. в 2012 году). "Мы должны сохранить социальную направленность бюджета, обеспечить финансирование принятых законов. С 2013 года вступают в силу законы о региональном материнском капитале, пособии малоимущим многодетным семьям, единовременном пособии женщине, родившей двух и более детей, родившей третьего и последующих детей. На финансирование этих мер социальной поддержки только в 2013 году потребуется более 1 млрд. рублей. С другой стороны, мы должны сделать систему социальной поддержки и социальных выплат более адресной, более конкретной, более ориентированной на результат. Сегодня перед нами стоят задачи по доведению уровня заработной платы работников социальной сферы до среднего показателя по экономике, а минимального размера оплаты труда - до величины прожиточного минимума. При этом нагрузка на бюджет ещё более возрастёт, значит, необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности бюджетной сферы. В каждой бюджетной отрасли, кроме плана по повышению заработной платы, должен быть разработан план повышения эффективности работы подведомственных учреждений. Необходимо предусмотреть и реорганизацию бюджетной сети для более эффективного использования финансовых средств", - отметил свердловский губернатор.