ФАС оштрафовала авиакомпанию "Сибирь" на 1,3 млн рублей (Кузбасс)

Кемерово, 6 июля 2012, 14:39 — REGNUM  

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области вынесло два постановления о наложении штрафа на ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (S7), признав её виновной в совершении административного правонарушения. Сумма штрафа по каждому административному делу составила 650 тыс. рублей, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Кемеровского УФАС.

Вопрос о ценах на воздушные перевозки до столицы из Кузбасса в 2012 году приобрёл особое значение. Тема завышенных авиабилетов неоднократно освещалась в различных средствах массовой информации и требует подробного разбора, подчёркивают в антимонопольной службе.

Начало этому противостоянию, как сообщало ИА REGNUM, положили Кемеровская транспортная прокуратура, администрация Кемеровской области и обычные жители Кузбасса, недовольные ценами на авиабилеты. В Кемеровское УФАС России с мая 2011 года начали поступать заявления о признаках нарушений со стороны авиаперевозчиков до Москвы на территории Кемеровской области.

Результаты анализа конкуренции на этом рынке показали специалистам управления ФАС, что на маршрутах "Новокузнецк - Москва" и "Кемерово - Москва" в 2011 году доминирующее положение с долей более 50% и 35% соответственно занимает ОАО "Авиакомпания "Сибирь". Тогда авиакомпания была включена в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

По результатам рассмотрения обращений в 2011 году Кемеровское УФАС России возбудило два дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении "Сибири". 10 мая и 23 мая 2012 года на заседаниях комиссии управления были приняты решения по двум делам: признать ОАО "Авиакомпания "Сибирь" нарушившим антимонопольное законодательство в части установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам "Новокузнецк - Москва - Новокузнецк" и "Кемерово - Москва - Кемерово" и выдать предписание установить обоснованные тарифы экономического класса, пропорционально фактическим затратам авиакомпании.

Представители авиакомпании на заседаниях комиссии Кемеровского УФАС России поясняли, что не считают себя нарушившими антимонопольное законодательство, поскольку разница в стоимости тарифов обусловлена разницей на рынках: в Новосибирске более конкурентный рынок (девять хозяйствующих субъектов) и, соответственно, более низкие цены, в Кемерово и Новокузнецке - рынок авиаперевозок с неразвитой конкуренцией (два хозяйствующих субъекта), соответственно, - более высокие цены. Позицию авиакомпаний прокомментировала руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская: "К сожалению, среди компаний, оказывающих услуги на рынках воздушных перевозок сложилась такая тенденция - максимально занижать цены на маршрутах с высокой конкуренцией, но при этом, компенсируя затраты, завышать цены там, где конкуренция не развита и компания занимает доминирующее положение. У потребителей на таком рынке нет возможности выбора. Цель антимонопольного законодательства как раз и состоит в том, чтобы на рынках с неразвитой конкуренцией не было злоупотреблений доминирующим положением".

Проблемным моментом при рассмотрении дел стал тот факт, что представители авиакомпании "Сибирь" указывали на отсутствие нарушений с их стороны, так как тарифы устанавливаются перевозчиками самостоятельно. Все эти моменты приводили к затягиванию процесса рассмотрения дела.

Специалисты управления, руководствуясь ответами авиакомпании и аэропортов сравнили цены, тарифы, сборы на рынке авиаперевозок по маршрутам до города Москва, сопоставимых по километражу. Это "Кемерово - Москва", "Новокузнецк - Москва", "Новосибирск - Москва", "Томск - Москва", "Барнаул - Москва". Разница в тарифах по маршрутам была сопоставлена с разницей в аэропортовых сборах с расчётом на одно судно. В перечень сборов входили: сбор за взлёт/посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование авиавокзалом, обслуживание пассажиров, обработка грузов, вылет-встреча, посадка-высадка пассажиров, доставка пассажиров, бортпитание, обеспечение авиаГСМ, уборка салона. При сравнении, например, маршрутов "Новокузнецк - Москва" и "Новосибирск - Москва" разница в нормальных тарифах экономического класса составила порядка 30%; в специальных тарифах экономического класса - 50%. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчётом на одно судно составила порядка 16%.

В настоящее время предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не исполнены. Эти акты ОАО "Авиакомпания Сибирь" вместе с решениями Кемеровского УФАС России обжалует в Арбитражном суде Кемеровской области.

По итогам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства управление ФАС возбудило административное производство по каждому направлению. Как было установлено антимонопольным органом, в течение 2011 года и до мая 2012 года включительно авиакомпания "Сибирь" устанавливала необоснованно высокие тарифы экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам "Кемерово - Москва" и "Новокузнецк - Москва". Ответственность за злоупотребление доминирующим положением установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. Совершение данного административного правонарушения влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трёхсот тысяч до одного миллиона рублей.

"Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством тарифы на воздушные перевозки устанавливаются авиакомпаниями самостоятельно, специалисты управления пришли к выводу о нарушении антимонопольного законодательства. Мы продолжим отстаивать в судебных разбирательствах в первую очередь интересы граждан Кемеровской области, интересы общества и своё решение", - отметила заместитель руководителя Кемеровского УФАС России Елена Клостер.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.