Выход Узбекистана из ОДКБ - ожидаемый и прогнозируемый шаг, поскольку уже с 2009 года с Ташкентом видимое сотрудничество в этом направлении не ощущалось. Такое мнение выразили эксперты России, Армении и Казахстана в ходе телемоста Ереван-Москва-Астана 4 июля, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Уже полгода тому назад было понятно, что недовольство Узбекистана по поводу формата ОДКБ накапливается, так как еще в 2011 году Ташкент отказался принять юбилейное заседание организации у себя. Узбекистан отказался также подписать внесенные изменения в Устав организации", - подчеркнул в ходе телемоста главный редактор российского журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов.

Эксперт напомнил, что Узбекистан один раз уже покинул ОДКБ в конце 1990-х гг., однако затем восстановил свое членство. На этот раз, по его словам, Ташкент пошел на такой шаг с подачи США в связи тем, что Вашингтон в процессе вывода войск из Афганистана может часть техники строительного назначения передать Узбекистану, что очень важно для Ташкента особенно в вопросе обеспечения страны водой в плане строительства водохранилищ.

На его взгляд, этот момент должен вызвать беспокойство у Таджикистана, поскольку сейчас руки Ташкента развязаны, и многие спорные вопросы между ними могут быть решены по иному сценарию. "На этом фоне Таджикистан должен сначала серьезно задуматься, прежде чем требовать от России фантастическую сумму (в размере $300 млн - ред.) за арендную плату российской военной базы на своей территории. Эта база обеспечивает безопасность Таджикистана, тем более что отношения между Душанбе и Ташкентом могут серьезно обостриться из-за существующих между ними пограничных проблем, среди которых особо остро стоит проблема с водными ресурсами", - считает аналитик.

Политика в стиле европейского realpolitik

Выход Узбекистана не ослабляет, а наоборот укрепляет ОДКБ, так как Ташкент уже долгое время гасил любые интеграционные инициативы внутри организации. Именно по этой причине в устав организации были внесены изменения о том, что ОДКБ может принять решение по ряду разных вопросов в ограниченном формате. С этой позицией согласились почти все участники обсуждения, кроме эксперта из Казахстана, диктора Института парламентаризма НДП "Нур Отан" Болата Байкадамова.

"С выходом Узбекистана организация ничего не потеряет, наоборот интеграционные процессы в ней усилятся, и она станет более гибкой", - заявил директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Кузнецов. По его словам, выход Ташкента из ОДКБ повышает значение российской военной базы для Таджикистана с точки зрения обеспечения его безопасности. "США выводят войска из Афганистана, что вызов для Душанбе в плане безопасности. К этому еще и прибавился выход Узбекистана из ОДКБ. На этом фоне со стороны Ташкента неправильно требовать от Москвы такую высокую цену в качестве аренды за военную базу", - считает эксперт.

На его взгляд, Ташкент в регионе Центральной Азии руководствуется политикой "в стиле realpolitik 19 века Европы", суть которой заключается в противопоставлении интересов больших игроков для того, чтобы получить дивиденды. В этом плане, на его взгляд, страны ОДКБ должны продолжать интеграционные процессы и связать их с аналогичными процессами на Евразийском пространстве. "В вопросе же обеспечения безопасности Центральной Азии Россия должна тесно сотрудничать с Казахстаном, который является безусловным лидером в регионе", - обобщил он.

В свою очередь диктор Института парламентаризма НДП "Нур Отан" Болат Байкадамов не согласился с тезисом о том, что с выходом Ташкента ОДКБ станет сильнее. На его взгляд, отторжение Ташкента ослабило ОДКБ и общую структуру региональной безопасности. "Режим Каримова в Узбекистане не вечен, и в один момент власть может перейти к другому человеку, что чревато выходом ситуации из-под контроля, и это будет затрагивать также интересы России", - подчеркнул он. Аналитик добавил, что за прошедшие годы государства-члены ОДКБ должны были так укреплять организацию и региональную безопасность, чтобы Ташкент "не превратил в товар внешнеполитического торга региональную дестабилизацию и продавал его как России, так и Западу". "Если Ташкент уже два раза выходит из ОДКБ это свидетельствует о цене этой организации", - подчеркнул он.

На его взгляд, Узбекистан очень умело использует для своих целей исходящие из Афганистана угрозы общей стабильности региона. "На фоне ухудшения отношений с Пакистаном США могут не только разместить военные базы в Узбекистане, но и сделать из него региональный плацдарм", - подчеркнул Байкадамов, добавив, что за прошедшие годы Россия только сдала свои позиции в Центральной Азии, в то время когда США работала и продолжает работать здесь системно.

Кавказское направление и различные интересы

Кавказское направление ОДКБ никак не пострадает оттого, что Ташкент вышел из ОДКБ, заявил руководитель отдела политических исследований Института Кавказа (Ереван) Сергей Минасян. По его словам, предстоящие масштабные учения ОДКБ в Армении "Взаимодействие 2012" покажут, что позиции организации здесь довольно крепки. "Армения является единственным участником военно-политического блока в регионе Закавказья и союзником России, и естественно в случае возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта вправе ожидать адекватной реакции, как со стороны организации, так и от России", - считает политолог.

Несмотря на наличие ОДКБ, как военно-политического блока, Минасян в вопросе обострения ситуации в Карабахе придал важность реакции России в рамках стратегического союза между Ереваном и Москвой. "Не думаю, что ВС Казахстана или Таджикистана будут переброшены в зону карабахского конфликта для поддержки Армении", - подчеркнул он. Точку зрения Минасяна Куртов счел рациональным, поскольку Армения опасается, что состоящие в ОДКБ "исламские государства" могут поддерживать не Армению, а ее конкурента - Азербайджана. "На самом деле в ОДКБ Россия является той реальной величиной, которая производит все виды вооружения, и армия РФ в состоянии отражать любые агрессии в отношении своих союзников", - подчеркнул он.

Проблемой ОДКБ является то, что у многих ее членов разные интересы, и они решают посредством организации разные вопросы, признал Андрей Кузнецов. "Для Армении это решение вопроса безопасности в направлении Азербайджана, для Белоруссии - средство противостояния НАТО, а Таджикистан пытается таким образом решить определенные вопросы с Узбекистаном. Россия здесь выступает в качестве балансера", - считает эксперт.

Перспектива размещения военных баз в Узбекистане, если она направлена на предотвращение исходящих от Афганистана угроз, нормальное явление, тем более что эта одна из тем, вокруг которой между Россией и США есть консенсус. Об этом заявил военный эксперт из Еревана Давид Джамалян. "Но если в перспективе эти базы будут направлены против Ирана, это, конечно же, вызывает опасения. Тем более что такая опасность существует", - заключил он.