Две крупнейшие торговые сети Латвии - Rimi и Maxima - решили выйти из Латвийской ассоциации торговцев (ЛАТ), выражая тем самым несогласие с критическими заявлениями ЛАТ по поводу снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Председатель ЛАТ Хенрих Данусевич считает такое развитие событий закономерным, хотя и не способствующим единству отрасли в отстаивании своих интересов, передает сегодня, 3 июля, корреспондент ИА REGNUM.

"Maxima снижение ставки НДС оценивает положительно, а ЛАТ ее критикует. Maxima не согласна с последними заявлениями ассоциации о том, что из-за снижения НДС цены в магазинах только возрастут. Таким образом, Maxima считает, что ЛАТ больше не представляет ее мнения, поэтому решила выйти из организации", - заявил пресс-секретарь Maxima Ивар Андиньш.

По его словам, ЛАТ должна открыто сообщить общественности о тех магазинах, которые повысят цены, если такая информация имеется в распоряжении ассоциации. "Плохо, что заявления ЛАТ по существу обманывают общество, воспринимающее ЛАТ как организацию, которая представляет мнение большей части латвийских торговцев", - заявил Андиньш.

Еще раньше о выходе из ЛАТ заявила компания Rimi Latvia, контролирующая сеть супермаркетов Rimi и Supernetto. Позиция Rimi Latvia относительно снижения ставки НДС кардинально противоположна позиции ЛАТ, и Rimi не видела других возможностей, кроме выхода из организации, в свою очередь заявила представитель Rimi Latvia Зане Эниня. По ее словам, в Rimi считают неприемлемыми заявления ЛАТ о якобы ожидаемом повышении цен, которое произойдет 1 июля после снижения ставки НДС с 22% до 21%. А председатель правления Rimi Latvia Валдис Турлайс выразил недоумение тем, что ЛАТ решила дискредитировать столь позитивный для экономики Латвии сигнал, как снижение ставки НДС. Rimi, подписав меморандум с премьер-министром, обязалась снизить цены в магазинах в соответствии с новой ставкой, отметил он.

ЛАТ получил письма от Rimi и Maxima, в которых сети информируют о выходе из ассоциации и благодарят за прежнее сотрудничество, сообщил ИА REGNUM ее председатель Хенрих Данусевич. При этом он выразил недоумение тем, что публично представители сетей выражают совсем иную позицию.

Выход от Rimi и Maxima из ЛАТ Данусевич назвал историческим процессом, который начался еще два года назад, когда две сети создали параллельно с ЛАТ, и оставаясь в ее рядах, Латвийскую ассоциацию торговцев продуктами питания. "Тогда мы высказывали опасение, что такой шаг приведет к расколу отрасли и вот, через два года эти опасения материализовались. Maxima пришлось солидаризоваться с Rimi и покинуть ряды ассоциации. Почему серьезное европейское предприятие розничной торговли прибегает к мелкой лжи, чтобы реализовать свои амбиции и показать остальным торговцам, кто настоящий хозяин в Латвии? У нас не было заявлений о росте цен", - отметил Данусевич.

По его словам, у Rimi и Maxima есть желание работать отдельно, не согласовывая свои действия с другими представителями отрасли. "Две доминирующие сети, которые определяют погоду на рынке товаров, которыми они торгуют, могут заставить смотреть на себя других участников рынка. Своим демаршем они хотели распиарить свою организацию. В конце прошлого века, Rimi состояла в ЛАТ и использовала возможности организации, чтобы закрепиться на рынке. Теперь же, когда Rimi на голову выше остальных торговцев, кроме Maxima, пришло время сказать: мавр сделал свое дело, мавр может уходить", - утверждает председатель ЛАТ.

ЛАТ продолжить работать. С уходом Rimi и Maxima правительству придется согласовывать свои шаги отдельно с крупными иностранными партнерами и отдельно с остальными представителями отрасли, а к кому оно будет прислушиваться больше, вопрос приоритетов, подчеркнул Данусевич.

В распространенном 28 июня заявлении ЛАТ сообщалось, что снижение НДС на один процентный пункт обойдется торговой отрасли слишком дорого - 8,73 млн латов или 12,4 млн евро - и куда эффективнее и выгоднее для потребителей было бы применение к продуктам питания пониженной 10%-ной ставки. Это не потребовало бы перепрограммирования кассовых аппаратов и изменения ценников.