Предпринимаемые правительством Латвии меры по снижению некоторых налогов являются малоэффективными и не смогут спасти республику от подступающей второй волны экономического кризиса - такую оценку в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM дал известный местный ученый экономист и общественный деятель Александр Гапоненко.

С начала июля в Латвии вступило в силу постановление правительства, предусматривающее снижение ставки налога на добавленную стоимость с 22% до 21%, а также, в течение трех лет, подоходного налога - с 25% до 20%. Как предполагается в настоящее время, с 1 января 2013 года ставка подоходного налога в государстве составит 24%, с 2014 года - 22%, с 2015 года - 20%. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, представители Минфина Латвии указывают, что цель данных изменений в налогообложении состоит в том, чтобы обеспечить в Латвии конкурентоспособный относительно Литвы и Эстонии уровень налогов на рабочую силу. По мнению авторов налоговых поправок, снижение налогов уменьшит общую нагрузку на рабочую силу, риски бедности и структурной безработицы, а также теневую экономику и уклонение от уплаты налогов. При этом, по расчетам министерства финансов, в 2013 году в результате снижения подоходного налога бюджетные поступления уменьшатся на 33,2 млн латов, в 2014 году - на 98,1 млн латов, а в 2015 году - на 173,3 млн латов. Снижение же НДС уже в этом году потребует из бюджета 16,5 млн латов, а в будущем году - 40,5 млн латов. Тем не менее, как прогнозируется, в 2012 году план бюджетных поступлений будет выполнен за счет перевыполнения поступлений в первом квартале и увеличения потребления. Снижение ставки НДС приблизит Латвию к уровню Литвы и Эстонии, где этот налог составляет соответственно 21% и 20%.

Однако, по мнению Гапоненко, утвержденные изменения в системе налогообложения пока что слишком незначительны для того, чтобы оказать существенное благотворное воздействие на жизнь населения: "Когда три года назад оппозиция в Сейме протестовала против увеличения НДС, правящая коалиция не захотела прислушаться к ее доводам. Сейчас же власть дает задний ход по этому вопросу, но Латвия очень зависима от той продукции, которая уходит на экспорт, а там фактор НДС не имеет значения. Некоторая польза от его снижения скажется в секторе личного потребления, который в результате удара первой волны кризиса упал на 25% и до сих пор не хочет расти. Что касается снижения подоходного налога, то эта мера куда полезней - но данный налог следовало бы снижать в более серьезном объеме. Опять же, в данном случае, я поддерживаю точку зрения западных экспертов, советующих Латвии одновременно со снижением подоходного уменьшить и социальный налог. Заодно, надо бы существенно повысить не облагаемый минимум доходов - в идеале, до официального прожиточного минимума. Без принятия данных мер все действия, предпринимаемые властью в отношении налоговой системы, будут паллиативными, малоэффективными. Впрочем, даже то, что нынче делается в этом направлении, совершается под давлением европейских инстанций. Вообще, экономическая политика латвийского правительства на удивление бездарна. В то время, как другие европейские страны уже преодолели первую волну кризиса и попали во власть второй, мы, при сохранении нынешней динамики, сможем подняться на докризисный уровень лишь через три года. Но это если не учитывать ту самую вторую волну, которая со всей силой ударит по Латвии уже осенью..."

Напоминаем, что многие оппоненты нынешней правящей коалиции напоминают, что меры по снижению налогов обусловлены в первую очередь стремлением правительства соответствовать Маастрихтским критериям введения евро. Но, по их мнению, от снижения НДС на 1% у предпринимателей, работающих в секторе теневой экономики, вряд ли появится желание легализоваться. Напоминаем, что еще в апреле, когда только стало известно о планирующихся налоговых изменениях, президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич заявил, что нужно снижать не НДС, а куда больше уменьшить уровень взимаемого подоходного налога, чем это решил Минфин.