С 1 июля 2012 года Польша на год стала председателем Вышеградской группы (V4) стран Центральной Европы: Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

В этот день ведущее польское издание Rzeczpospolita под заголовком "V4 или знак качества" опубликовало интервью с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским. Сикорский поведал польским читателям о планах расширения V4, создания в ЕС группы стран Центральной и Восточной Европы, которая смогла бы проводить самостоятельную политику в отношении Западной Европы и еврозоны, рассказал об оборонных планах Вышеградской группы под предводительством Польши.

Сикорский определил политику старой Европы, как политику двойных стандартов по отношению к странам Центральной Европы, дал оценку конфликтным действиям в ЕС орбановской Венгрии. Очевидно, что в своем интервью Сикорский уклонился от ответа на вопрос о причинах отказа Польши на предложение венгров 2010 года создать более тесный союз в Центральной Европе, направленный против старой Европы и России. В заключение министр иностранных дел Польши поведал о конфликте Польши с Литвой. ИА REGNUM приводит полный текст этого интервью в переводе с польского. Вопросы Сикорскому задавал редактор Rzeczpospolita Игорь Янке.

V4 или знак качества

Rzeczpospolita: Как вы думаете, имеют ли страны Центральной Европы влияние, пропорциональное своему потенциалу?

Сикорский: В этом регионе впервые за столетие не доминирует какая-то внешняя сила. И он впервые основывает свою позицию в европейской политике. Он имеет не только общую историю, но и много общих интересов. Таких, как сохранение НАТО как военного союза, а не политического клуба, как поддержание десятилетней амбициозной политики сплочения ЕС, как проведение политики климатическо-энергетической, которую наши экономики способны осуществлять в составе союза, как лучше представлять наш регион в Организации Объединенных Наций, где поддерживается представительство Западной Европы - это также относится и к другим международным форумам. Накануне вступления Польши на пост председателя Вышеградской группы перед нами стоят амбициозные задачи. Чешское председательство было успешным. Польша в прошлом году председательствовала в ЕС, проводила во время его парламентские выборы. Теперь мы сосредоточимся в большей степени на Вышеграде и нашем регионе - ежегодное председательство в Вышеградской группы означает также заседания по формуле "Вышеградская группа плюс".

Плюс другие государства региона?

Да. Мы встречаемся в формуле плюс Румыния и Болгария, но также Вышеградская группа плюс Восточное партнерство, V4 плюс страны Балтии, V4 плюс Балканы, в разных комбинациях. Она представляет собой гибкую формулу.

Какой будет Вышеградская группа после этого года?

Это описано в программе, которую мы приготовили. У нас есть общий интерес в получении эффективного долгосрочного бюджета ЕС. Эта задача на многие месяцы. Так что из текущего успеха нашего региона, особенно из успеха Польши и Словакии, могут также извлечь выгоду страны, которые нуждаются в росте. Сплоченность или инвестиции в инфраструктуру, которые осуществляются на конкурсной основе компаниями со всей Европы. Это более ориентированная на рост политика, чем некоторые другие предлагаемые расходы. Для нашего региона - это означает строительство энергетической инфраструктуры, взаимосвязь между газовыми сетями Польши и Словакии, Польши и Чехии, Венгрии и Словакии, Венгрии и Австрии, которые не только повышают энергетическую безопасность и практическую солидарность в нашем регионе, но и сделают газовый рынок более конкурентоспособным. То же самое мы должны делать в области дорожного строительства.

Некоторые критики считают, что сотрудничество на разных уровнях в Центральной Европе было не таким, каким могло бы быть. Я слышал такие голоса в Польше, но и из различных стран Центральной Европы, где идут нарекания, что Польша не работает и не консультируется так интенсивно, как наши партнеры хотели бы.

Любую критику принимаем спокойно. Но сначала напомним, что в прошлом году председателем Вышеградской группы была Чешская республика. А во-вторых, в Варшаве состоялись встречи - в прошлом году с президентом США, а несколько месяцев тому назад с премьером второй по величине экономики мира - Китая. На обоих совещаниях присутствовал весь регион.

Что Центральная Европа может сделать в вопросе безопасности, когда американцы перенесли свои интересы из Европы в Азию, а Западная Европа не имеет намерения увеличить свои военные расходы?

В свете опыта в течение пяти лет министра иностранных дел неизменно говорю, что нужно обеспечить безопасность, прежде всего, свою. У нас есть исторический опыт со своими союзниками. Мы знаем, что союзы могут быть только дополнением к национальной обороноспособности. Мы считаем, что особенно государства граничащие, в частности, государства, пережившие потерю независимости, должны поддерживать достойный уровень расходов на оборону, как это делает Польша.

Как бы вы представили себе Центральную Европу в течение десяти лет с точки зрения безопасности? Как будет выглядеть эта картина?

Мы планируем создание Вышеградской боевой группы, и это должно быть сделано намного быстрее - всего за четыре года. Но проблема оборонных потенциалов есть проблема всего Европейского Союза. Польша стремится к развитию обороноспособности ЕС во время своего председательства. Мы достигли умеренного прогресса - открытия операционного центра для некоторых операций Европейского Союза. Но это достижение нас не удовлетворяет, потому что я думаю, мы должны начать расширение сотрудничества. Согласно Лиссабонскому договору, группы государств могут укреплять сотрудничество в некоторых областях. Подобно тому, как во время кризиса будет расширяться сотрудничество в области налога на финансовые операции, мы считаем, что группа стран должна стать авангардом в области обороны. Среди всех 27 стран этого нельзя сделать, потому что некоторые не хотят. Это мы знаем - наше председательство было проверкой.

Кто и как должен это сделать?

В соответствии с Договором, необходимо минимум девять государств. Во время нашего председательства мы направили к Кэтрин Эштон (верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности) обращение пяти стран: Франции, Испании, Италии, Германии и Польши. Большинство из нашего региона заинтересовалось, поэтому этого должно быть достаточно. Главное, чтобы были сформулированы четкие критерии - например, выделение на оборону определенной доли ВВП. Мы должны также избежать ошибки НАТО, состоящей в том, что за совместные миссии платят больше всего те, кто посылает своих солдат. Это должно быть наоборот: не посылаете войск по каким-либо причинам - хорошо, но тогда больше платите. Я думаю, что ключевую роль может сыграть в будущем итальянское председательство.

Были замыслы для стран Центральной Европы создать официальный орган для проведения консультаций по финансовой и экономической политики по отношению к зоне евро.

То было трудно, потому что Словакия состоит в зоне евро. Сидит за столом в качестве полноправного участника, но одновременно должна платить деньги в Европейский механизм стабилизации (ESM). То же самое и с Эстонией, которая даже в кризис вошла в зону евро. Здесь трудно было бы достичь единства.

А почему бы не расширить Вышеградскую группу и из V4 сделать V6, а может даже V10? Как вы думаете, стоит построить сильный и компактный лагерь в Центральной Европе, который мог бы играть более самостоятельную роль в Европейском Союзе?

Марка Вышеградской группы сдала экзамен: в нашем регионе это марка качества. Мы помним, что Вышеградская группа была создана для того, чтобы убедить Западную Европу, что в Центральной Европе мы можем сотрудничать друг с другом, и таким образом мы будем также ответственными членами Европейского клуба. К ней присоединилось три страны, а после раздела Чехословакии - четыре, потому что только те страны тогда видели себя в Европейском Союзе. Сейчас, я полагаю, что группой, которая имеет наиболее общие интересы, на самом деле являются новые члены Союза. Лично я был бы за расширение Группы. Но у нас нет консенсуса по этому вопросу среди членов-учредителей.

В Веймарском треугольнике мы - немного бутафория. Просто потому, что мы слишком малы и слишком слабы. Но как группа государств Центральной Европы мы весим значительно больше, и мы потенциально можем сыграть большую роль.

Мне кажется, так неуважительно говорить о Польше. Во-первых, мы не бутафория в Веймарском треугольнике. Да, по экономике и населению мы меньше, чем Германия и Франция, но наша роль растет из года в год, потому что усиливаемся в экономическом плане, и мы несем ответственность, что ценится партнерами по внешней политике. Но, на самом деле, в Веймарском треугольнике Польша взяла на себя роль представительства интересов всего нашего региона. Помните, что руководство не является тем, что можно себе дать. Оно возникает из того, что другие видят в наших действиях. Оно также требует солидарности, стремления к общим интересам. Мне кажется, что таким тестом был хотя бы случай с климат-энергетическим пакетом. Потом они увидели, что Польша выступает не только из своих собственных интересов. Она топнула так громко, что вся Европа услышала и приняла во внимание наши постулаты. Тот факт, что мы представляем не только себя, есть наш пропуск в группу принимающих решение в Европейском Союзе.

Когда встречаетесь с министрами стран Западной Европы, вы информируете о ходе этих встреч партнеров V4?

Тогда, когда председательство в V4 имеет другая страна, инициатива принадлежит этому государству. Но, конечно, во время нашего председательства мы будем делать именно так. Это имеет не только характер встречи, но также и видео конференции, с помощью которых мы могли бы быстро и постоянно консультироваться с партнерами по V4, например, в Европейском Совете.

Когда Виктор Орбан прибыл с первым визитом в Польшу и сделал предложение об очень тесном политическом сотрудничестве Варшава - Будапешт, то он не нашел приема с чрезмерным энтузиазмом.

Я не знаю, как вас переубедить, чтобы вы внимательней следили за тем, что происходит в политике. Если венгерский парламент принял специальную резолюцию с благодарностью Польше за ее доброту к Венгрии тогда, как в других местах они были так сильно атакованы. Это, пожалуй, лучшее доказательство того, что в польско-венгерской дружбе все в порядке...

Это верно, что мы защищали Венгрию, но это было спустя два года после визита и предложений Орбана.

Мы сотрудничали и во время нашего председательства в ЕС, обменявшись многочисленными инициативами. Польша отказалась от некоторых дел в пользу Венгрии. Венгрия попросила нас организовать в Польше саммит Восточного партнерства. Но я рад, что вы спрашиваете об этом: должно быть этого мало, потому что мы амбициозны.

Где, на ваш взгляд, причина этой сильной атаки, которую испытывает Венгрия со стороны части западноевропейской общественности и политиков. Каково ее происхождение?

В частности, конечно, это связано с двойным стандартом по отношению к нашему региону. Ничего нового. Это ясно уже из учебных программ в странах Западной Европы, в которых наш регион обычно рассматривается с пренебрежением. Мы имели дело с тем же, хотя бы в последние дни в случае с печально известным "документальным" фильмом BBC. Но мы признаем, что Западная Европа может научить нас многому в теме хулиганства на стадионах...

Как вы оцениваете реформы, которые пытается выполнять в своей стране Виктор Орбан?

Ролью министра иностранных дел не является оценка внутренней политики дружественной нам страны. Это оценят сами венгры. Похоже, что поддержка правительства немного упала. Но Венгрией раньше управляла команда, которая создала большую социальную мобилизацию, команда, чей лидер (Ференц Дюрчань) сказал: "Мы лгали утром и вечером". Так или иначе, я не помню, чтобы эта команда вызвала такую критику в Западной Европе.

Но необходимо признать, что нынешнее правительство проводит очень амбициозный проект реформ. Вопрос о том, не слишком ли амбициозный.

Я вам скажу то, что я сказал Виктору: гений знает, когда остановиться...

Не боитесь, что с такой атакой, с которой столкнулась сегодня Венгрия, может столкнуться Польша?

Конечно, может. У нас есть эмпирическое знание. Когда было создано правительство партии "Право и справедливость" было известно, что это не будет правительство, которое будет любимцем западных СМИ. Я думал, что братья Качиньские умно предупредили удар назначением премьер-министром Казимежа Марцинкевича и позволили сделать министром иностранных дел человека с репутацией Стефана Меллера. Я думаю, что первое правительство ПиС с Зитой Гиловской, профессором Релига, нескромно говорить - даже со мной, - это было правительство, которое имело шанс приучить Западную Европу к польской правице. Сегодня я знаю, что тогда преувеличил мудрость президента Качиньского.

Что мы можем сделать, чтобы улучшить отношения с Литвой? Что мы можем делать как бóльшие и сильнейшие? Это напряжение не в наших интересах.

Я с вами согласен, что больший имеет большую ответственность, но это не означает, что меньший не обладает последним. Уже 20 лет мы терпеливо дожидались, когда литовские политики признают, что им говорят литовские лингвисты, а именно: что буковки 'ś', 'ć' или даже 'w' не представляют угрозы для независимости Литвы. Обращение с меньшинствами по обе стороны границы сейчас находится в международном арбитраже. Я надеюсь, что обе страны будут выполнять все рекомендации Высокого представителя ОБСЕ по делам меньшинств.