Учитывая повышение значимости Азиатско-Тихоокеанского региона в формировании глобальных тенденций и тенденций развития Евразийского пространства, участие в экономике АТР становится для Казахстана обязательным условием обеспечения национальной экономической безопасности. А принадлежность республики к среднеазиатскому региону и союз с Россией (являющейся членом АТЭС) в формате Единого экономического пространства становятся определяющими предпосылками для расширения сотрудничества и реализации совместных общерегиональных экономических проектов со странами Тихоокеанской Азии. В условиях становления новой многополярной системы региональной стабильности в регионе Азии и Тихого океана Казахстану важно определить свою позицию и место в этой системе с учетом национальных экономических интересов и перспектив сотрудничества.

Тихоокеанская Азия: тенденции развития

Сегодня страны Азиатско-Тихоокеанского региона находятся в поиске "новой парадигмы развития, более открытой для всех и более устойчивой", нацеленной на интеграцию собственного регионального рынка и лидирующую роль региона в посткризисной глобальной экономике.

Определяющей тенденцией развития Тихоокеанской Азии является поиск оптимальной социально-экономической модели сотрудничества в регионе, которая должна стать основой для формирующейся системы региональной безопасности.

Становление региональной модели экономического развития происходит под влиянием следующих глобальных и региональных тенденций:

- ситуация на глобальном уровне определяется борьбой за ресурсы и сферы экономического влияния. Регионы, обладающие ресурсным потенциалом, находятся сегодня под угрозой дестабилизации (современная "дуга нестабильности" распространяется от Северной Африки до ЮВА);

- регион Азии и Тихого океана становится одновременно центром глобальной политики, и центром мирового финансового и экономического и инновационного развития, что является основным фактором столкновения интересов США, провозгласивших курс на "возвращение в Азию" и Китая как нового экономического лидера в мире и регионе;

- процессы экономической интеграция в регионе Азии и Тихого океана, сопровождающиеся созданием интеграционных группировок странами Восточной и ЮВА (при отсутствии единого концептуального видения развития экономики региона), опережают процессы интеграции стран региона в сфере геополитики и обусловливают появление ряда геополитических концепций развития;

- становление нового экономического порядка под влиянием КНР трансформирует существующую "архитектуру безопасности" в регионе, основанную на лидерстве США в "многомерную архитектуру экономической безопасности". То есть, в АТР осуществляется постепенный переход от складывающейся биполярной системы международных отношений к новой многополярной системе региональной стабильности, сотрудничества и развития, что сопровождается процессами трансформации АТЭС и АСЕАН, представляющих основные центры интеграционного взаимодействия в регионе;

- формирование в АТР сети многосторонних партнерских объединений является основной предпосылкой к региональной экономической устойчивости. Если АТЭС является крупнейшим дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения и определяющим возможные контуры модели международных отношений в сфере и политики, и экономики, то центром современных экономических интеграционных процессов в регионе является АСЕАН;

- АСЕАН в плане интеграционного сотрудничества ставит перед собой задачи гораздо более масштабные, чем другие азиатские интеграционные союзы, при этом существующие территориальные споры решаются не через инструменты АСЕАН или Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), а посредством использования внешних международных механизмов или на двустороннем уровне;

- динамика экономического развития КНР и интеграция с АСЕАН существенно усиливают позиции КНР в АТР (совокупный ВВП АСЕАН+3 (по ППС) превосходит ВВП США или ЕС, в то же время проект АСЕАН+3 недостаточно обеспечен энергетическими ресурсами);

- поиск баланса сил между основными державами, присутствующими в регионе (США, КНР, РФ), становится основной проблемой интеграционного сотрудничества в регионе и развития АТЭС и АСЕАН. В настоящее время значимого конструктивного взаимодействия между США, КНР и РФ в регионе ТА не наблюдается, существует традиционное геополитическое соперничество между КНР и США и ожидается активизация участия в этих процессах РФ.

Специфика экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Тихоокеанская Азия (ТА) является эквивалентом Азиатско-Тихоокеанского региона в его строго географических рамках, которые подразумевались при первоначальном выдвижении идеи Тихоокеанского сообщества. В трансформированном, географически расширенном виде Тихоокеанское сообщество рассматривается в формате форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

ТА - крупнейшее геоэкономическое пространство с численностью населения около 2,3 млрд. человек, совокупным ВВП - 11,9 трлн. долл., совокупным товарооборотом - 8,5 трлн. долл., при этом доля ТА в мировых показателях ВВП и внешней торговли возрастает Специфику экономического интеграционного сотрудничества в регионе определяют два взаимосвязанных фактора:

- во-первых, разный уровень и модели социально-экономического развития стран региона;

- во-вторых, присутствие в регионе ТА и в проекте АТЭС двух соперничающих государств КНР и США.

Дифференциация стран региона по основным макроэкономическим показателям и их динамике явилась следствием неоднородности социально-экономических и политических реформ и особенностей потенциала экономического развития.

Экономическими лидерами региона являются Китай и Япония, на долю которых приходится 67 % совокупного ВВП (в сопоставимых ценах 2005 г.) Страны ТА резко различаются по уровню жизни населения. Наиболее высокий уровень и динамика показателя ВВП на душу населения в Японии, Австралии, Новой Зеландии и Южной Корее, самые низкие значения этого показателя в КНДР и Папуа-Новой Гвинее. Основой развития интеграционных процессов в ТА и их институциализации является региональная торговля и сотрудничество в финансовой сфере.

Характер и динамику товарооборота в регионе ТА определяют Китай и Япония (на долю которых приходится 52% регионального товарооборота), а также Южная Корея и страны АСЕАН.

Региональные инвестиционные потоки зависят от политики ввоза и вывоза прямых инвестиций в страны региона. Наиболее активно инвестиции привлекаются в экономику Китая и России.

Самым крупным инвестором в ТА является Япония, на долю которой в 2009г. приходилось 34,1 % оттока прямых инвестиций из стран региона. В числе основных региональных инвесторов также Китай и Россия.

На наш взгляд, разный уровень развития национальных социально-экономических систем и отсутствие общей стратегии и региональной модели экономической интеграции ТА создали предпосылки для появления в регионе двух соперничающих государств в лице нового азиатского экономического лидера КНР и нерегионального субъекта управления - США.

Сложившаяся система отношений КНР и США в регионе обусловливает:

- биполярный характер ее развития и наличие американо-японского и китайского неформальных центров влияния;

- конкурентную борьбу за экономическое доминирование в регионе;

- противоречия в вопросах оценки перспектив регионализации Азии и формирования новой региональной модели интеграционного взаимодействия.

Китай стремится к созданию системы торгово-экономических зон и союзов на пространстве Форума АТЭС. Основная модель построения отношений Китая в регионе - ресурсно-сырьевая, под которую подпадает часть малых стран АСЕАН. Данная модель, на современном этапе характерна также в отношении стран Средней Азии и, в частности Казахстана. Так, на долю Китая приходилось в 2011г. - 20,7% внешнеторгового оборота Казахстана, при этом темпы роста экспорта из Казахстана в Китай (по сравнению с 2010г.) опережали рост взаимного товарооборота (167,07% против 155,6%).

Тем не менее, КНР реализует ряд важных проектов в регионе ТА, связанных со строительством сети газо- и нефтепроводов, железных дорог (Лаос, Мьянма), а также инвестирует проекты морского порта на Андаманском море и газовые месторождения на шельфе. И ее участие в экономике региона представляется более предпочтительным для стран ТА, нежели влияние нерегиональных держав.

США, по мнению российских экспертов, пытаются вернуться в АТР и реализовать на данном пространстве свой, американский, проект общего рынка (по типу NAFTA, объединяющего США, Канаду и Мексику) и в течение ближайших 5-7 лет после саммита АТЭС во Владивостоке США могут выйти из Форума или существенно ограничить свое участие. По замыслу Вашингтона, новая структура под названием "Транстихоокеанское партнерство" (ТТП) в перспективе может стать заменой АТЭС. Пока же она должна, с одной стороны, способствовать продвижению американских интересов в АТР, с другой - перехватить инициативу у КНР по продвижению проектов создания ЗСТ как в рамках АТЭС и АСЕАН, так и на двусторонней основе.

На современном этапе интеграционная среда в АТР формируется региональными международным союзами АТЭС и АСЕАН, причем АСЕАН обладает рядом преимуществ, в частности, неформальным характером интеграционного сотрудничества и более высокой динамикой внешнеторговой деятельности.

Таким образом, конкуренцию за лидерство в регионе и перспективы региональной экономической устойчивости и безопасности, на наш взгляд, будут определять, в первую очередь, экономические отношения США и Китая со странами АТЭС и АСЕАН. На современном этапе институциональное и экономическое укрепление этих союзов предопределяют лидирующую роль КНР в регионе, учитывая роль Китая в ШОС и БРИКС, а также возможные перспективы изменения экономической структуры и ресурсно-сырьевой направленности экономической политики.

Перспективы интеграции Казахстана в тихоокеанское экономическое пространство

Перспективы интеграции Казахстана в тихоокеанское экономическое пространство в настоящее время связаны с развитием многосторонних экономических отношений со странами Тихоокеанской Азии.

Необходимость расширения участия Казахстана в интеграционных процессах АТР обусловлена следующими объективными факторами:

- географической принадлежностью к Средней Азии, роль и влияние которой на интеграционный процессы в Евразии и в том числе ТА возрастает (в силу ее ресурсного, транзитного потенциала и политической значимости, как элемента азиатской региональной безопасности и с учетом процессов, происходящих на Ближнем Востоке, в Южной Азии, ЮВА);

-экономической принадлежностью к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству и в перспективе - Евразийскому экономическому союзу с Россией, учитывая территориальную причастность последней к региону, членство в АТЭС и устоявшиеся экономические связи.

Происходящие в Тихоокеанской Азии изменения глобального характера, предопределяют необходимость усиления позиций в регионе всех государств Евразии, особенно Казахстана и России.

Предпосылками для усиления экономических позиций Казахстана в ТА, на наш взгляд, являются:

- стратегические отношения партнерства с ведущими экономиками региона, в первую очередь с КНР;

- отсутствие (у Казахстана и РФ) колониального прошлого в регионе;

- наличие общих интересов в сфере энергетики, космоса, модернизации и инновационного развития;

- развитие торгово-экономических отношений ТС со странами ТА, в частности АСЕАН, играющей структурообразующую роль в региональной интеграционной политике.

В целом характер и уровень экономических связей Казахстана и России не соответствуют характеру складывающихся в регионе политических отношений, особенностям посткризисной экономической ситуации в мире и глобальной значимости формирующейся системы региональной безопасности.

Для Казахстана важно в условиях Таможенного союза с РФ, интенсификации хозяйственной интеграции в регионе АТР, возможной трансформации АТЭС:

- заявить в рамках ТС о своих намерениях принять активное участие в процессах Тихоокеанской интеграции, в частности в предстоящем саммите АТЭС;

- определить концепцию участия Казахстана в процессах интеграции в регионе ТА;

- сформулировать общую позицию в рамках ТС в отношении перспектив АТЭС. На саммите во Владивостоке вполне вероятно одним из основных станет вопрос о перспективах трансформации АТЭС, которая должна в итоге, по нашему мнению, обеспечить доминирование в АТР либо интересов КНР и региональных участников, либо США. Данная трансформация может пойти в двух направлениях: или по пути развития АТЭС с учетом доминирования экономических позиций АСЕАН в регионе (в проекте АСЕАН+6 с участием Японии, Китая, Южной Кореи, Индии, Австралии и Новой Зеландии); или по пути создания новой интеграционной группировки ТТП, альтернативной либо конкурирующей с АТЭС.

В этих условиях Казахстану предстоит, на наш взгляд, следует поддержать экспертов:

- призывающих просчитать экономические и социальные последствия участия в проектах трансформации АТЭС и сохранить экономический формат Форума, как основной принцип его развития;

- рассматривающих предстоящий саммит АТЭС во Владивостоке, с позиций возможной интеграции "в АТЭС относительно нового проекта Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси" и изменения акцентов своего позиционирования в АТЭС, постепенно отойдя от нынешней, в основном обслуживающей сырьевой роли, создав более комфортную евразийскую зону развития (совместно с Казахстаном и др.).

То есть в сегодняшней ситуации, интеграция Казахстана в регион АТР должна осуществляться по линии развития многосторонних отношений Таможенного союза Казахстана с РФ и РБ, полноправного участия в форумах АТЭС как члена ТС, а также на двусторонней основе со странами региона.

Первоочердными шагами в этом направлении являются:

Расширение торгово-экономических отношений со странами ТА, в частности АСЕАН. Страны ТА, за исключением Китая, практически не представлены в товарообороте ТС и Казахстана, например, на долю стран АСЕАН приходится 1,9 % товарооборота ТС и 0,4% товарооборота Казахстана;

1) Изменение моноэкспортного характера торгово-экономических связей ТС и Казахстана со странами ТА (преимущественно ориентированных на поставки в регион природных ресурсов).

2) Развитие сотрудничества в форматах ЕврАзЭС - ШОС (учитывая, что ШОС обладает "азиатско-тихоокеанской идентичностью" и географически через территорию РФ и КНР занимает значительную часть северо-восточного сектора АТР), а также ШОС - АСЕАН - АТЭС в сфере энергетической, продовольственной, экологической безопасности региона Азии и Тихого океана и программах чрезвычайного реагирования;

3) Активизация ЕврАзЭС в проектах развития евразийских транспортных коридоров, реализуемых ШОС и ЭСКАТО. Важной составляющей единой транспортной политики ЕврАзЭС является формирование транспортных коридоров из Азии в Европу с учетом российского и казахстанского проектов "Азия-Россия-Европа" и "Китай-Средняя Азия - Казахстан";

4) Активное участие в проектах РФ, реализуемых в АТЭС.

Особенностью усиления азиатско-тихоокеанского вектора внешнеэкономической политики Казахстана в рамках Таможенного союза является, на наш взгляд, необходимость повышения значимости ЦАР в экономической политике Казахстана и ТС ( на долю СА сегодня приходится всего 3,2% товарооборота РК и 1,2% совокупного товарооборота ТС, так как:

- во-первых, с потерей влияния в Средней Азии и Казахстан, и Россия теряют главную геоэкономическую предпосылку для участия в экономике ТА и принятия глобальных для региона Азии и Тихого океана проектов, связанных формированием "многомерной архитектуры безопасности";

- во-вторых, ЦАР остается привлекательным и перспективным регионом для нерегиональных экономических субъектов, более заинтересованных в политическом и экономическом потенциале региона и наращивании своего присутствия, нежели в устойчивости региональной социально-экономической системы в целом;

- в-третьих, экономическая стабильность Средней Азии является важным элементом "концепции Евразийства", главным фактором устойчивости региональной группировки СНГ и становления Евразийского экономического союза субъектом глобальной значимости;

***

Таим образом, в Тихоокеанской Азии происходят кардинальные изменения, обусловленные перемещением в регион центра мирового финансового, экономического, инновационного развития; столкновением политических и экономических интересов мировых держав, доминирующих в регионе; становлением системы региональной экономической безопасности имеющей глобальное значение.

Специфику экономического интеграционного сотрудничества в регионе определяют разный уровень и модели социально-экономического развития стран региона, а также присутствие в проекте АТЭС двух соперничающих государств КНР и США. Предпосылки для политической и экономической борьбы за влияние обусловлены отсутствием у стран ТА общей стратегии и региональной модели экономической интеграции.

Сложившуюся систему экономических отношений в регионе характеризуют: биполярный характер развития, наличие американо-японского и китайского неформальных центров влияния, противоречия в вопросах оценки перспектив регионализации Азии.

Перспективы региональной экономической устойчивости и безопасности региона, на наш взгляд, будут определять экономические отношения США и Китая со странами АТЭС и АСЕАН. На саммите АТЭС во Владивостоке вполне вероятно одним из основных станет вопрос о перспективах трансформации АТЭС, что в итоге может обеспечить доминирование в АТР либо интересов КНР и региональных участников, либо США.

Лидирующая роль КНР в регионе поддерживается процессами институционального и экономического укрепления АТЭС и АСЕАН, развитием сотрудничества в формате ШОС и БРИКС, а также изменением экономической структуры и ресурсно-сырьевой направленности экономической политики Китая в регионе.

Предпосылки для усиления экономических позиций Казахстана в Тихоокеанской Азии связаны с упрочением в регионе значения Таможенного союза и ЕЭП. В целом характер и уровень экономических связей Казахстана и России со странами ТА не соответствуют характеру складывающихся в регионе международных отношений и глобальной значимости формирующейся системы региональной безопасности.

Интеграция Казахстана в регион АТР должна осуществляться по линии развития многосторонних отношений Таможенного союза Казахстана с РФ и РБ, полноправного участия в форумах АТЭС как члена ТС, а также на двусторонней основе со странами региона.

Для упрочения экономических позиций в АТР Казахстану следует:

- заявить в рамках Таможенного союза о необходимости участия Казахстана в процессах Тихоокеанской интеграции и саммитах АТЭС;

- разработать концепцию участия Казахстана в процессах интеграции в регионе Тихоокеанской Азии;

- сформулировать общую позицию участников Таможенного союза в отношении перспектив АТЭС.

Первоочередными шагами в направлении выработки общей стратегии интеграции Казахстана и России в экономику ТА являются:

- расширение торгово-экономических отношений со странами ТА;

- развитие сотрудничества в форматах ЕврАзЭС - ШОС, учитывая, что ШОС обладает азиатско-тихоокеанской идентичностью, а также ШОС - АСЕАН - АТЭС в сфере энергетической, продовольственной, экологической безопасности и программах чрезвычайного реагирования;

- активизация ЕврАзЭС в проектах развития евразийских транспортных коридоров, реализуемых ШОС и ЭСКАТО.

Главной особенностью участия Казахстана в региональных интеграционных процессах является необходимость включения Средней Азии в азиатско-тихоокеанский вектор экономической интеграции Таможенного союза, так как с потерей влияния в ЦАР и Казахстан, и Россия, теряют главную геоэкономическую предпосылку для участия в проектах, связанных с формированием "многомерной архитектуры региональной безопасности" в Азии. Кроме того, экономическая стабильность в Средней Азии является в настоящий момент главным условием устойчивости региональной группировки СНГ и реализации проекта Евразийского экономического союза.

Автор: Мухамеджанова Д.Ш. - ведущий научный сотрудник отдела экономических исследований КИСИ при президенте Казахстана, кандидат экономических наук