"Довести дело против меня до приговора нельзя", - заявил сегодня, 2 июля, латвийский публицист Александр Гильман в интервью радио Baltkom, комментируя факт начала против него Полицией безопасности уголовного процесса по статье 74.1 Уголовного закона, инкриминирующей публичное отрицание или оправдание геноцида, преступлений против человечества, прославление или оправдание военных преступлений или осуществленного геноцида.

Данная статья УЗ Латвийской Республики появилась только ради того, чтобы появиться, утверждает Гильман. В качестве примера он привел случай со своим однопартийцем, экс-депутатом Сейма Латвии Владимиром Бузаевым ("За права человека в единой Латвии", ЗаПЧЕЛ), который поставил эксперимент на себе: с трибуны парламента он сказал фразу, которая точно подходит под определение статьи об отрицании геноцида, и сам на себя написал заявление; прошло полтора года, Бузаев уже перестал быть депутатом, и прокуратура ему ответила, что состава преступления нет.

"Я родился в Сибири, родители были высланы 14 июня 1941 года. Мы приехали в Ригу, когда мне было 4 года. Вот [депутат Европарламента от премьерской партии "Единство"] Сандра Калниете написала душераздирающую историю ("По Сибири в бальных туфельках" - ИА REGNUM). Но она тоже в 4 года [вместе с родителями] вернулась в Латвию. Так что это нагнетание страха и истерики с чужих слов. У меня возникла потребность сказать: да, это было плохо, несправедливо, но нельзя и близко сравнить с положением евреев во время немецкой оккупации в Риге", - сказал Гильман.

По словам Гильмана, обстоятельства жизни депортированных жителей Латвии в Сибири были далеко не самыми страшными: "Первые год-два были очень тяжелыми, а потом пристроились. Люди с образованием нашли работу. В Сибири остро не хватало образованных людей, там население даже читать-писать не умело. Они, конечно, были конкуретноспособными на том рынке труда. Мой дед и в Риге, и в Сибири работал юристом. Мой отец работал юристом и в Риге, и в Сибири, правда, мама в Сибири не могла работать юристом, но она тоже нашла нормальную работу", - сказал Гильман.

Самым существенным отличием в положении ссыльных и местных жителей Гильман назвал обязанность первых еженедельно отмечаться и их оторванность от родины. По его словам, уголовный процесс на него завели, вырвав его слова из контекста. "Моя фраза была о том, что очень часто к нам приходили в гости люди, вспоминавшие молодость. И я слушал их рассказы со стороны. На самом деле, ситуация была не столь трагична, как ее описывают". Гильман добавил, что это его личное мнение, а судить за высказывание личного мнения - неправильно.

Между тем, "сигнал" в Полицию безопасности по поводу статьи Гильмана "Мифы 14 июня" поступил от членов парламентской подкомиссии Сейма Латвии по патриотическому воспитанию. Свою подпись под заявлением поставил и депутат от опирающегося на русские голоса объединения "Центр согласия" (ЦС) Владимир Рескайс, утверждает Гильман. В то же время другой депутат от ЦС, член той же подкомиссии, журналист Николай Кабанов отказался подписывать заявление. "Заявление в органы отправила подкомиссия Сейма по патриотическому воспитанию - в полном составе и едином порыве, забыв ненадолго межпартийные дрязги. Разумеется, в семье не без урода, и "был один, который не стрелял". Это - Николай Кабанов, мой добрый знакомый и коллега-журналист", - пишет Гильман на портале IMHOClub.

"[Рескайс], разумеется, подписался под коллективным доносом и гордо сообщил об этом [газете] "Латвияс авизе": "Почему бы мне не поддержать? Оправдывать эти преступления, мягко говоря, неправильно". А в дальнейшем разговоре признал, что, возможно, Гильман хотел не оправдывать преступления, а провоцировать общество", - пишет Гильман.

В свою очередь, комментируя свой поступок радио Baltkom, Рескайс заявил, что "никаких подписей никто не собирал", а проголосовал он на подкомиссии за обращение в Полицию безопасности именно потому, потому что "оправдывать преступления сталинского режима просто неприемлемо". "Есть отдельные статьи в Криминальном законе, я точно не скажу, как они звучат, но, исходя из них, подкомиссия и подала заявление в Полицию безопасности. Но никаких подписей там никто не ставил", - сказал он.

Полиция безопасности (ПБ) возбудила уголовный процесс против Гильмана по заявлению парламентской подкомиссии по воспитанию государственности. Депутаты просили ПБ выяснить, не содержатся ли в статье Гильмана признаки разжигания межнациональной розни. Ранее лидер национального объединения "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс оценил высказывания Гильмана как "плевок в лицо" всем репрессированным. В статье, опубликованной сначала на портале IMHOClub, а затем в газете "Час", Гильман, который сам является репрессированным, утверждал, что в Латвии существует много мифов по поводу массовых репрессий 1941 года.

Один из главных мифов заключается в том, что из Латвии выслали главным образом цвет латышской интеллигенции. Но Гильман помнит "жуликоватых торговцев с Мариинской", с которым ехал в одном вагоне в Сибирь. "Общий принцип арестов был ясен: брали высших чиновников, общественных деятелей, крупных предпринимателей с семьями. Но исполнение было такое же бездарное и некачественное, как и большая часть советской продукции: совершенно невозможно было понять, почему этого человека арестовали, а его компаньона не тронули", - сказал Гильман. Он подчеркивает, что высылка 14 июня была актом бессмысленной жестокости, и ее жертвами люди становились большей частью случайно.

Вторым мифом Гильман называет то, что латышей якобы высылали евреи. "Всех моих близких высылали латыши - молодые ребята из "Рабочей гвардии". На сборы отводилось несколько часов, никто особенно не хамил, наоборот, давали полезные советы", - рассказывает Гильман.

Третий миф, по его словам, состоит в том, что ссыльные в Сибири жили, как на каторге: "Человеку свойственно забывать плохое и помнить хорошее - но и объективно жизнь в Сибири была не так трагична, как принято об этом говорить".

Четвертый миф состоит в том, что все репрессированные - "ужасно злобные": "Это уже наш миф, а не официальных идеологов, и он имеет определенное право на существование. В дружном хоре национально озабоченных, которые требуют выслать оккупантов и стрясти с России контрибуцию, всегда слышен сварливый голос разных обществ репрессированных".

В состав подкомиссии по патриотическому воспитанию входят Райвис Дзинтарс, Райвис Блумфелдс, Янис Домбрава, Инесе Лайзане, Инара Мурниеце, Винета Пориня (ВЛ-ТБ/ДННЛ), Ингуна Рибена, Янина Курсите-Пакуле ("Единство"), Инита Бишофа, Гунарс Игайнис (Партия реформ), Николай Кабанов, Владимир Рескайс (ЦС), Янис Вуцанс (Союз зеленых и крестьян) и Янис Упениекс (независимый депутат).