Ашот Бегларян: Ковры являются неотъемлемой частью истории и быта Арцаха-Карабаха

4

Ереван, 2 июля 2012, 15:51 — REGNUM  Ковры являются неотъемлемой частью истории и быта Арцаха-Карабаха. Ковроткачество испокон веков было национальным ремеслом. Ковер считался символом благоденствия семейного очага. Его ткали все женщины независимо от возраста, семейного и общественного положения.

"В Карабахе ковры ткали на всем протяжении истории, и не только в специализированных мастерских и школах, но и в домах, - утверждает учредитель единственного в Карабахе Музея ковра Вардан Асцатрян. - Для девушек ковроделие являлось обязательным условием в плане замужества. Если девушка не умела ткать ковер, то ее трудно было выдавать замуж".

Вардан коллекционирует ковры с 18 лет и прекрасно знает их язык, "читает" знаки и символы, содержащиеся в них. "В отличие от персидских и туркоманских ковров, на которых изображались симметричные и однородные орнаменты, карабахские ковры представляют целостную картину, имеют направление просмотра и, самое главное, отображают божественные и природные явления, - говорит он. - Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели свое значение".

Армянские, в частности, карабахские ковры отличаются богатством символов. Наиболее распространенными среди них являются символы Божества - крест и крестообразные знаки, включая свастику и многолучевые звезды.

Интересны сюжетные композиции ковров. Например, ковер "Один день солнца" изображает утро, день, вечер - путь, который проделывает солнце за один день. На одном из ковров музея изображены дни сотворения Богом земли и человека. Есть ковры с сюжетами из Ветхого Завета.

На карабахских коврах много животных и птиц. Орел, считающийся святой птицей, символизирует связь между Богом и человеком. Верблюд - символ богатства. На коврах часто встречаются пчелы, драконы, мифические существа. Изображаются и злые силы. В Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. Цветовая гамма ковров разнообразна и что любопытно, отражает местность, где ковры производились. К примеру, гадрутские ковры - желтого цвета, мартунинские - ярких цветов.

Некоторым экспонатам музея 180-200 лет. Они представляют собой уникальную ценность. Сегодня музей в Шуши посещают армяне со всего мира, туристы из различных стран, удостаивая его хороших отзывов. Основной целью создания музея, по словам его учредителя, является восстановление исторической справедливости и бренда. Ковры заказывали и вывозили из Карабаха с давних времен. Большое количество заказывалось европейцами и русскими. В самой Персии работы армянских мастериц очень ценились.

"В 20-ом веке огромное количество ковров было вывезено азербайджанцами. Пожилые люди рассказывали, как азербайджанцы ходили по домам и спрашивали, нет ли старых ковров? Взамен скупщики предлагали новые изделия фабричного производства. "Старье" реставрировали и включали в списки "шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства". В основном брали те, где не было изображения креста", - рассказывает Асцатрян.

По его словам, это была четко спланированная на государственном уровне работа. "Вывезли целую культуру. Если русские и европейцы приобретали ковры для обустройства собственного быта, то азербайджанцы - для создания собственной культуры ковроделия, фальсификации и создания собственной "истории", подтверждения "древности" и автохтонности формирующегося народа, а также недопущения формирования бренда "карабахский ковер". Сегодня первая леди Азербайджана организовывает выставки ковров, на которых 80% экспонатов - карабахские ковры. Однако в каждом ковре - тысячелетняя культура, а культуре невозможно обучить, она формируется в течение тысячелетий", - утверждает Вардан Асцатрян.

После войны много ковров было вывезено из Карабаха в Армению, а оттуда и в другие страны. В частности, немалое количество карабахских ковров сегодня находится в США, Ливане и др. Сейчас вывоз ковров из НКР запрещен на государственном уровне.

Помимо выставочного зала, где экспонированы антикварные ковры ARTSAKH, PETAK KHACHAKARPET, MELIK-ARTSAKH, ARTSVAGORG и др., в музее действует и зал для продажи, в котором в основном выставлены новые ковры ручной работы, не представляющие исторической ценности. Причем, не только карабахские, но и дербентские, афганские и др. Подробнее о музее можно узнать по ссылке http://artsakhgorg.com

Ашот Бегларян, Степанакерт

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.05.17
Фундаментализм в Православии «мешает реформам»
NB!
30.05.17
«СССР — статист в военной истории США»
NB!
30.05.17
Новый проект Трампа. Неустойчивое единство арабского НАТО
NB!
30.05.17
Минкульт РФ «вспомнил» брошенные реставраторами церкви. Не до конца
NB!
29.05.17
«Яндекс» отверг обвинения СБУ
NB!
29.05.17
Молдавия: у Додона и Плахотнюка появился общий план ликвидации ПМР
NB!
29.05.17
«Макрон без помощи Меркель с Путиным не справится»
NB!
29.05.17
В Москве ликвидируют последствия разрушительного урагана — фоторепортаж
NB!
29.05.17
«Извращенный» враг Соединённых Штатов
NB!
29.05.17
Троицкий мост: дитя большой политики
NB!
29.05.17
Молдавская шпиономания: Додон возмущен высылкой российских дипломатов
NB!
29.05.17
Украина изучает опыт Хорватии по уничтожению Сербской Краины
NB!
29.05.17
Путин: история России и Франции начинается с русской Анны Ярославны
NB!
29.05.17
Битва за Китай: почему Саудовская Аравия сталкивает Израиль и Иран
NB!
29.05.17
Молдавия высылает пять российских дипломатов
NB!
29.05.17
Макрон будет следить за ситуацией с геями в Чечне вместе с Путиным
NB!
29.05.17
На Ставрополье опасаются нового подъема уровня воды в реках
NB!
29.05.17
Румыния «поделила» Черное море между «демократиями» и «автократиями»
NB!
29.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 29 мая
NB!
29.05.17
Что связывает папу Франциска с президентами России, Болгарии и Македонии?
NB!
29.05.17
«Точка кипения в Севастополе уже наступила, ситуация может взорваться»
NB!
29.05.17
И позор, и война: «Яндекс» повторил судьбу Сбербанка