Равноскоростной принцип европейской интеграции и финансовый кризис привели к тому, что важные проблемы и решения по Евросоюзу стали обсуждаться и приниматься на совещаниях лидеров 17-ти стан еврозоны. Так случилось и на минувшем саммите 28-29 июня с его "историческим" ночным совещанием. Складывающаяся практика оставляет Великобританию за рамками круга принятия важнейших решений по ЕС.

Вернувшийся с саммита британский премьер Дэвид Кэмерон выступил 30 июня со статьей в The Sunday Telegraph под названием "Мы нуждаемся в четком представлении о лучшем способе получения того, что является лучшим для Великобритании". В ней он, в частности, заявил, что прояснение отношений с Евросоюзом жизненно важно для Великобритании. Как "торговая нация" Британия нуждается в беспрепятственном доступе на европейские рынки и в сотрудничестве с остальной Европой. Поэтому выход из Евросоюза, по мнению Кэмерона, не в интересах Великобритании. Тем не менее, он признает, что эта страна нуждается в изменении существующих отношений с ЕС. Британский премьер выступил против проведения референдума, на котором бы был поставлен категорично вопрос о выходе Великобритании из ЕС, чего сейчас требуют местные евроскептики, в том числе, в британском парламенте. Но Кэмерон не против принципа референдума вообще.

Британский премьер отметил противоречивость отношений его страны с Евросоюзом. "Мы должны осознать, что Европа изменяется и очень быстро", - признал он. В еврозоне формируется банковский союз. Однако, "мы не будем стоять за банками Греции или Португалии, а деятельность наших банков будет регулироваться Банком Англии, а не Европейским центральным банком", - заявил он. Таким образом, интересы британских финансистов в еврозоне в будущем могут быть серьезно ущемлены, - намекает Кэмерон.

Нынешний процесс взаимоотношений Великобритании с ЕС противоречив. Британия продолжает углубление сотрудничества с Европой. Кэмерон указал на факты, что Европейский банк реконструкции и развития возглавляется британцами, а на прошедшем саммите было принято решение сделать Лондон одним из центров общеевропейской патентной системы.

Свою статью в The Sunday Telegraph британский премьер заканчивает предложением: "Как я уже говорил, для меня эти два слова "Европа" и "референдум" могут идти вместе, особенно, если мы действительно предлагаем изменения в том, как наша страна управляется, но давайте вначале дадим в первую очередь людям реальный выбор".

Проблема, таким образом, сейчас сводится к формулировке вопроса о новых отношениях Великобритании с ЕС. По-видимому, речь пойдет об ассоциативном членстве на определенных условиях, оговаривающих интересы Великобритании на континенте. Подобную большую программу еще только предстоит разработать. Именно ее и необходимо будет продвинуть на будущий британский референдум.