Владимир Ястребчак: Кому нужен "вброс" о федерации Молдавии и Приднестровья?

Москва, 30 июня 2012, 20:41 — REGNUM  

Всю прошлую неделю и в Молдове, и в Приднестровье, да и за пределами наших государств активно обсуждали политическую сенсацию - якобы в Германии, "на полях" конференции, организованной ОБСЕ, Президент Приднестровья и Премьер-министр Молдовы при посредничестве немецкой стороны обсуждали тематику "федерализации". В целом все выглядело достаточно логично - конечно, где же еще обсуждать федеративную тематику, кроме как в Германии, являющейся "страной победившего федерализма" и родиной известного "Мезебергского Меморандума", в котором приднестровское урегулирование названо в качестве одного из возможных направлений работы "Комитета Лавров - Эштон".

После этого сразу начали звучать различные комментарии и оценки, которые основывались на достаточно скудной фактологической базе - вроде бы господин Додон со ссылкой на некие инсайдерские источники узнал, что обсуждалось в Германии. Более ничем информация о "федерализации" и инициативах молдавской стороны ничем не подтверждена, а официальные источники Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики предпочли вообще воздержаться от каких-либо комментариев, не желая, по-видимому, подогревать интерес к этой теме.

Но интерес неизбежен, особенно на фоне анонсированного на конец августа визита Федерального канцлера Германии госпожи Меркель в Молдову.

Итак, могла ли Молдова в лице Премьер-министра выдвинуть некие федеративные идеи? По крайней мере, на нынешнем этапе это представляется весьма сомнительным. Во-первых, статус главы правительства Республики Молдова предполагает несколько иной круг вопросов, входящих в его компетенцию, нежели основы государственного устройства Молдовы. Во-вторых, для молдавского общества проблематика молдо-приднестровского урегулирования не входит в число приоритетов, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями. Начинать на данном этапе дискуссию по болезненному вопросу молдавской государственности можно, лишь будучи абсолютно уверенным в собственной победе и в существенной внешней, в т.ч. финансовой, поддержке. Представляется, однако, что вряд ли господин Филат готов к "дискуссии" и с партнерами по Альянсу, и с коммунистами. Да и консенсус внешних сил еще только предстоит обеспечить. В-третьих, как только гипотетическое федеративное или иное решение молдо-приднестровского конфликта будет переходить в практическую плоскость, оно, скорее всего, будет вынесено на раздельные референдумы в Молдове и Приднестровье. Но, как мы помним, референдумы в Республике Молдова - занятие весьма рискованное, даже по жизненно важным для соседнего государства вопросам. Готова ли молдавская сторона повторить опыт греческой части Кипра, провалившей на референдуме международный федеративный проект?

С другой стороны, если подобная информация становится достоянием общественности - значит, это кому-нибудь нужно. Вполне возможно, что этот "информационный вброс" был сделан для того, чтобы понять экспертные настроения, оценить возможность реального появления тех или иных инициатив и степень их востребованности и жизнеспособности.

И в этом случае новое появление тезиса о "федерализации" выглядит вполне закономерным. Вряд ли обеим сторонам - и Молдове, и Приднестровью - удастся уйти от обсуждения политических параметров урегулирования, тем более с учетом закрепленных в документах целей "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию" (формат "5+2"). Зарубежные партнеры, вовлеченные в урегулирование напрямую или, как Германия, стремящиеся оказывать ему содействие, также заинтересованы в продвижении и по политическому треку. Поэтому нельзя исключать, что может вновь появиться идея о том, чтобы отказаться от терминологических споров ("автономия", "федерация" и т.п.), а согласовать некие общие принципы урегулирования, т.е. говорить о содержании, а не о форме.

В этом - один из серьезных вызовов для нынешнего руководства Приднестровской Молдавской Республики. Как представляется, задача - сохранить тот баланс в обсуждении повестки, который достигнут к сегодняшнему дню, продолжая взаимодействие в социально-экономической сфере и откладывая на более поздний период времени обсуждение политических вопросов. Но при этом надо быть готовыми к тому, что обсуждение этих вопросов может быть инициировано и другими участниками переговорных форматов. Исходя из этого, крайне важно наличие своих собственных "Плана А", "Плана Б", которые могут быть востребованы в зависимости от ситуации.

Не менее важно и поддержание постоянной координации с Российской Федерацией, которая по-прежнему является нашим важнейшим партнером, государством-посредником и гарантом. Назначение Дмитрия Рогозина, существенно поднявшего уровень вовлеченности российского руководства в процесс урегулирования, существенно облегчает возможности прямой коммуникации. Безусловно, официальная позиция Москвы по урегулированию известна, более того, никто не забыл, с каким документом ассоциируются слова "федерализм" и "молдо-приднестровское урегулирование". Но эта позиция появилась не вчера, и опыт показывает, что именно Россия последовательно отстаивает такой важнейший для Приднестровья принцип урегулирования, как равенство сторон. Именно исходя из фактического и юридического равенства сторон и должен осуществляться поиск долгосрочной модели урегулирования.

Несколько в стороне стоит Украина. Внутренние проблемы Украины пока не дают официальному Киеву активнее участвовать в процессах нормализации молдо-приднестровских отношений, но с 2013 года роль Украины как председательствующей в ОБСЕ страны резко возрастет. Поэтому уже сейчас целесообразно прояснить видение этой страной-гарантом принципиальных аспектов урегулирования с тем, чтобы встретить чьи-либо инициативы максимально подготовленными.

Владимир Ястребчак - советник 1 класса дипломатической службы Приднестровской Молдавской Республики (в отставке)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
Нефть дешевеет, бензин дорожает. Странно? Отнюдь!
NB!
24.03.17
Турецкий интерес и американские гарантии в Сирии
NB!
24.03.17
Кто осуществлял политическое прикрытие белорусского Майдана?
NB!
24.03.17
Пока Трамп отвлекся, Маккейн увлекся: ястребиные обещания буйного сенатора
NB!
24.03.17
В Сенат США внесён законопроект о новых санкциях против Ирана
NB!
24.03.17
Югославия-99. Как США разжигали Балканский конфликт
NB!
24.03.17
Марин Ле Пен встретится с руководством Госдумы
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Марш Waffen SS в Риге: вчера с Гитлером, сегодня — с НАТО
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
«ВостокУголь» установит на Диксоне новый памятник героям обороны Таймыра
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России