Ожидания официального Еревана на получение существенной (до 1,5 миллиарда евро) помощи ЕС после парламентских выборов 6 мая не оправдались. Евросоюз, как уже сообщало ИА REGNUM, отложил сроки собрания доноров республики.

Некоторые местные наблюдатели предполагают, что таким образом Европа просто кинула Армению или дает понять, что недовольна качеством выборов, которые власть обещала сделать "самыми лучшими за всю историю независимой Армении". Действительно, некоторые намеки на это есть. На ряд недостатков, мешающих назвать выборы безупречными, уже указали в своем заключительном докладе наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, представитель еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Питер Стано. Однако при этом говорилось также, что "выборы прошли, в целом, положительно", лучше, чем в предыдущие годы, а отмеченные недостатки могут и должны быть исправлены к следующему электоральному циклу. Так, по словам Питера Стано, "есть вопросы, которые требуют решения, и в зависимости от того, как Армения отреагирует на эти проблемы в плане проведения честных и справедливых президентских выборов в 2013 году, сроки собрания (доноров- ред.) будут известны".

Но в таком контексте логично было бы предоставить Еревану хотя бы часть донорских средств - для того, чтобы власть направила их на ускорение ведущихся институциональных и социальных реформ. В этом случае можно было бы ожидать определенных "позитивных сигналов" накануне предстоящих в феврале будущего года президентских выборов. Этого, однако, не произошло, хотя понятно, что недостаток средств у государства способен сыграть отрицательную роль в процессе подготовки и проведения выборов. Есть мнение, что ЕС не дает денег потому, что прошедшие выборы ознаменовались ростом избирательных взяток, и, мол, отсутствие средств не позволит властям (а конкретно - действующему президенту Сержу Саргсяну) вновь прибегнуть к этому методу завоевания электоральных симпатий. Но при этом не учитывается, что избирательными взятками грешила отнюдь не одна правящая Республиканская партия Армении (РПА). Их - в меру своих возможностей - раздавали практически все участники выборов. В частности, было много указаний на то, что немалые взятки раздавались партией "Процветающая Армения" во главе с олигархом Гагиком Царукяном. И делалось это, разумеется, отнюдь не за государственный счёт.

Поэтому легко предположить, что, отложив собрание доноров, ЕС использует "финансовый кнут" с целью добиться неких действий, не связанных напрямую с проблемой выборов.

Так, Эштон во время встречи с Сержем Саргсяном в Брюсселе 27 июня заявила, что, прогресс в урегулировании карабахского конфликта является основным вопросом, "если Армения желает полностью реализовать свой потенциал в контексте политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС". Очевидно, Запад уже неприкрыто и напрямую увязывает свои обещания с реализацией определенных обязательств в сфере региональной политики, которые были взяты на себя армянской стороной в период первого президентского срока Сержа Саргсяна. Речь, в первую очередь, идет о предложенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Карабаху Мадридских принципах - рамочном соглашении о мире, на основе которого должна вестись работа по заключению т.н. Большого мирного договора.

Экспертами ИА REGNUM уже отмечалось, что отдельные пункты этих предложений болезненно воспринимаются армянской стороной. В частности, это касается обязательства начать поэтапный вывод подразделений Армии обороны Нагорно-Карабахской республики из районов, находящихся вне НКР и считающихся "поясом безопасности". Освободить эти районы (на которые, кстати, армянская сторона никогда никаких претензий не заявляла) затруднительно без решения целого ряда иных вопросов: демилитаризации данной местности, ввода туда международных миротворческих подразделений, получения юридически обязывающих гарантий безопасности карабахского населения и т.п. Но основным камнем преткновения остается проблема статуса НКР. Сопредседатели МГ ОБСЕ считают, что он должен определяться путем референдума. Армянская сторона с этим согласна, однако сроки, как и принципы проведения плебисцита не называются. Так, например, Азербайджан считает, что он должен проходить на всей территории страны, что превращает его в фарс. Это то же самое, как если бы предстоящий референдум о независимости Шотландии проходил на всей территории Великобритании. Насколько можно судить, подобных прецедентов в мировой практике нет, о чем, кстати, свидетельствуют недавние примеры Косово и Южного Судана.

Поэтому Ереван и Степанакерт категорически не желали бы начинать отвод войск без решения аспектов, связанных с конкретизацией статуса. Более того: согласие лишь Еревана тут мало что решает. Основное слово должно принадлежать Степанакерту, отрицательная позиция которого неизбежно заблокирует любые планы. Между тем, вот уже более 10 лет, как сам Карабах не участвует в процессе переговоров, долженствующих решить его судьбу и будущее его народа. Что, конечно, также является нонсенсом и, по-видимому, тоже не имеет прецедентов.

В этой связи симптоматично, что параллельно с переговорами Сержа Саргсяна в Брюсселе, в НКР направился глава МИД Армении Эдвард Налбандян. Местные СМИ называют этот визит "необычным", а, например, электронная газета "Лрагир", констатируя, что "карабахский процесс переживает динамику", предполагает, что поездка Налбандяна может быть связана с возможным возвращением Степанакерта за стол переговоров. Отметим, что намеки на такую возможность появились сразу после визита в регион в начале июня госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая пообещала, что сторонам конфликта будут представлены некие "новые подходы" к урегулированию. И хотя в Баку утверждают, что таких подходов пока не представлено, они могут появиться после ожидающегося на днях визита послов-сопредседателей МГ ОБСЕ. Кроме того, вряд ли восстановление участия НКР в переговорах можно назвать полностью "новым подходом" - это стало бы лишь восстановлением ранее существовавшего положения вещей.

Очевидно, что в свете малопредсказуемой обстановки на Ближнем Востоке и вокруг Ирана, Запад пытается всеми способами активизировать ход разрешения проблемы Карабаха, что позволит, как неоднократно отмечали эксперты ИА REGNUM, превратить Южный Кавказ в "регион-дублер" Ближнего Востока. Подвижки в карабахском вопросе сразу же приведут к деблокаде армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границ, Закавказье превратится в транспортно-энергетический узел, снабжающий Европу каспийскими и закаспийскими энергоносителями, и станет мостом, связывающим Европу с АТР. Всё подобные планы, заметим, выстроены с расчетом обойти Россию.

О том, что поездка Налбандяна в НКР носит не рядовой характер, свидетельствуют и некоторые косвенные обстоятельства. 19 июля в НКР должны состояться президентские выборы. Основным конкурентом действующего главы республики Бако Саакяна является депутат Виталий Баласанян. Он, в частности, выступает против любых территориальных уступок. Симптоматично, что накануне поездки Налбандяна Баласанян был исключен из состава своей парламентской фракции - АРФ "Дашнакцутюн". Это означает, что карабахская власть концентрирует силы не только перед выборами, но и в предвидении возникновения новых вызовов, требующих общенациональной консолидации.

Местные наблюдатели уже даже "назначили" представителя от НКР на грядущих переговорах. Им, якобы, может стать экс-президент непризнанной республики, ныне - посол по особым поручениям МИД Армении Аркадий Гукасян. Некогда он был главой МИД НКР, и не исключено, что вновь может занять этот пост, ибо является одним из самых сведущих в карабахской проблематике экспертов.

Очевидно, что процесс карабахского урегулирования не просто ускоряется, но в какой-то степени начинает приобретать ажиотажный характер. Задача, видимо, состоит в том, чтобы непременно достичь неких подвижек (а стало быть, и осуществить названные геополитические планы) уже нынешней осенью - до президентских выборов в Армении. Не станем забывать, что именно осень многие аналитики называют вероятным сроком операции против Ирана. "Умиротворенное" Закавказье органично вписывается в подобную перспективу. Поэтому поддержку Сержа Саргсяна Запад увязал с действиями Еревана на карабахском направлении.

На фоне всего этого странно смотрится позиция России, вернее - отсутствие внятной позиции. Нет никаких признаков готовности Москвы способствовать решению финансово-экономических проблем стратегического союзника. Кажется, в Кремле считают, что само по себе присутствие в Армении российской военной базы нивелирует все возможные вопросы. База - это, разумеется, очень существенный фактор российского присутствия в регионе. Но вот известный политик Ашот Манучарян заявил, что "влияние России в Армении стремительно приближается к нулю", а "все политическое поле страны находится под контролем англо-американских сил". Это, конечно, полемическое преувеличение. Факт, однако, состоит в том, что позиция российской стороны в отношении указанных вызовов выглядит, в лучшем случае, индифферентной и порождает недоумение общества.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)