28 июня в Брюсселе начал работу двухдневный саммит лидеров стран ЕС. За месяц до этого важного мероприятия среди стран лидеров еврозоны произошел раскол. Новый президент Франции Франсуа Олланд выступил против Германии на стороне отягощенных долгами южных стран ЕС и нашел взаимопонимание в этом с главами правительств Испании и Италии. От Германии тройка Франция-Италия-Испания потребовала разделить тяготы обслуживания национальных долгов. Для этого президент Франции Франсуа Олланд предложил ввести европейское долговое обязательство - евробонд. Ему принадлежит более фундаментальная идея выкупа европейскими фондами спасения евро государственных долгов выше планки 60% от ВВП. Премьер-министр Испании Мариано Рахой захотел получить средства для рефинансирования испанских банков непосредственно из фондов спасения евро. Премьер-министр Италии Марио Монти предложил, чтобы эти самые фонды спасения выкупали итальянские государственные долговые обязательства.

Разногласия между Францией и Германией определены следующими формулами. Олланд заявляет, что должно быть больше "солидарности" в Европе, прежде чем страны ограничат свой суверенитет, а Меркель говорит, что дополнительные обязательства не будут приняты без создания системы действенного контроля. Речь, в конечном итоге, идет о временных рамках. Германия, по крайней мере в риторике, согласна разделять бремя общей финансовой ответственности, но только после того, как будут созданы действенные институты бюджетного союза. А когда они будут созданы? И возможно ли их создать вообще при нынешней системе принятия решений в ЕС? Система единогласного принятия решений в Евросоюзе была приемлемой в спокойные времена. В нынешний кризис, когда требуется гибкое реагирование на возникающие новые проблемы, она превратилась в нечто весьма напоминающее польское "liberum veto", приведшее в свое время к краху Речь Посполитую. В обстановке разногласий система полностью блокировала процесс принятия непопулярных, но необходимых решений. В этих условиях развал еврозоны может произойти раньше создания институтов. За формальным согласием Германии скрывается немецкий эгоизм, считают ее партнеры, и стремление сохранять односторонние конкурентные преимущества, убийственные для них.

Попытка добиться уступок от канцлера Германии на встрече в Риме лидеров четверки 22 июня завершилась неудачей. Зашло в тупик и совещание министров финансов еврозоны в Люксембурге. Накануне саммита в Брюсселе Олланд в самый последний момент решил еще раз попробовать договориться с Меркель во время рабочего ужина в Париже в среду вечером 27 июня. Хотя Меркель заранее предупредила всех: "Пока я жива, единой ответственности по долгам не бывать!" Итоговых заявлений после встречи в Париже сделано не было. Стороны якобы хотели избежать впечатления, что в преддверии саммита они достигли каких-либо предварительных договоренностей.

Но, тем не менее, неформальное соглашение о линии взаимного поведения и условиях игры на предстоящем саммите между Меркель и Олланд существует. Главное, не доводить существующие противоречия до явного разрыва. Германский канцлер 27 июня в Париже и накануне ясно дала понять, что она не уступит ни на дюйм свою непреклонную позицию относительно возможности общей ответственности за долги государств-членов еврозоны. Для Меркель категорически неприемлем евробонд Олланда. Но и конфронтация с умалением достоинства нового президента Франции Меркель не нужна. Содержание неявной германо-французской договоренности в настоящее время сводится к тому, что и лидер Франции, и лидер Германии на словах выступают за углубление европейской интеграции вплоть до трансформации ЕС. Однако, все это должно произойти в отдаленной перспективе.

Франко-германскому согласию на уровне риторики здесь должен способствовать опубликованный во вторник 26 июня план Вон Ромпея "По направлению к единому экономическому и валютному союзу". План рассчитан на временную перспективу в 10 лет. Но и этот план не затрагивает политическую сферу. Отдельные его положения дадут лидерам стран ЕС достаточно поводов для споров по формальным формулировкам, а евробюрократам - поле деятельности для их оттачивания. Проект Ван Ромпея, по замыслу его творцов, помимо прочего, должен на какое-то время вселить уверенность и оптимизм в финансовые рынки Евросоюза. В среду 27 июня после встречи с Меркель Олланд подтвердил, что Франция и Германия создадут экономический и монетарный, а позднее и политический союз. Но в складывающейся ситуации - это пока только риторика. Главное сейчас - нарастающая угроза краха Испании и Италии.

Олланд выдвинул новую стратегию в ЕС - программу экономического роста, которая должна сменить стратегию бюджетной экономии Меркель. Здесь оба лидера также явно не пошли на конфронтацию. Олланд стал заверять, что стратегия роста будет сочетаться с неуклонным прописанным по процентам исполнением бюджетной экономии. Меркель, в свою очередь, согласилась 22 июня на встрече четверки в Риме на проект 1% роста с созданием фонда в 130 млрд. евро для этих целей. Это была зримая уступка со стороны Меркель Олланду, которому тоже непозволительно, несмотря на политические разногласия, терять политическое лицо в начале своего президентского срока.

В чем причина столь упорного сопротивления Меркель предложениям своих партнеров по еврозоне? Ведь Германия в прежние времена всегда была склонна к компромиссу чуть-чуть за свой счет. Объяснение "упрямства" германского канцлера одно - Меркель следует настроениям общественного мнения Германии. И настроение это представляется ей особо значимым в преддверии предстоящих в 2013 году всеобщих выборов. В общем политическом раскладе германские консерваторы сейчас явно проигрывают блоку социал-демократов и зеленых. Но не трудно заметить, что каждый публичный акт неуступчивости Меркель сопровождается знаками доверия ХДС/ХСС в текущих партийных рейтингах германской политики. Кажется, из новой внутренней политики Олланда чувства немцев сейчас сильнее всего задело обратное снижение пенсионного возраста во Франции. Немцев призывают к солидарности, но, что касается работы, солидарности с ними их партнеры выражать не желают. Здесь на германского обывателя сильнее всего воздействует прямое сравнение: французы сейчас работают до 60-ти, а потом получают пенсии, а немцам надо поработать для этого до 67-ми лет.

Меркель имеет и формальную защиту. Она утверждает, что ее правительству сейчас необходимо конституционное большинство в германском бундестаге для утверждения европакта и Европейского стабилизационного механизма. Более того, Меркель указывает на пределы, установленные германской конституцией. Меры, предлагаемые сейчас партнерами Германии для своего спасения, потребуют ее изменения. Безнадежное дело, заметим мы, если общественное мнение массово противится их принятию. В среду перед встречей с Олландом Меркель заявила под аплодисменты депутатов бундестага в Берлине, что предложения о введении евробондов противоречат конституции Германии. Позиция Меркель непоколебима. Накануне саммита у Германии было два явных союзника в еврозоне - Финляндия и Голландия. 22 июня министр финансов Финляндии Ютта Урпилайнен (СДП) по завершению рабочей встречи в Люксембурге заявила, что Финляндия извлекает пользу из общеевропейской валюты евро, и готова ее защитить, но не любой ценой. Она повторила позицию Финляндии, которая выступает против разрешения кризиса с помощью евробондов. Наблюдатели отмечают, что прогерманская позиция Голландии не настолько последовательна. Растущий евроскептицизм в этой стране может в ближайшей перспективе изменить позицию Голландии. Правда, не в пользу южан, отметим мы.

Что остается в этих условиях делать на саммите лидерам Италии и Испании? Продолжать давление на Германию путем запугивания себя и всех угрозой своего банкротства. Премьер-министр Марио Монти перед самым саммитом не преминул повторить апокалипсические предсказания, связанные с возможным крахом финансов Италии. В первый день саммита он заявил, что не вернется на родину без отчетливых уступок его стране. Премьер-министр Испании Мариано Рахой вслед за ним сказал в среду: "Мы не можем продолжать в течение длительного времени финансировать себя по этим ценам". В первый день саммита стало известно, что Италия и Испания шантажируют всех, что они заблокируют его по основным решениям. Рахой и Монти пригрозили, что не подпишут олландовский пакт роста без значимых уступок им по обслуживанию задолженности. Это стало известно после 7-ми часового заседания. Таков итог первого дня работы "исторического саммита" ЕС. В тот же день поздно вечером стало известно, что испанцы и итальянцы вопреки своим экономикам и долгам лучше всех в Европе играют в футбол. Символический матч, так он воспринимался, на чемпионате Европы вечером 28 июня между Германией и Италией завершился победой итальянцев. Ну, что же, это справедливо, решил про себя, выключая телевизор, трудолюбивый германский бюргер, отягощенный комплексами немецких национальных добродетелей. Ведь по вечерам, полагает он, эти бездельники привыкли гонять мячик, днем же им мешает работать их сиеста.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM