Сулейман Уладиев: Нестабильность в Дагестане выгодна многим за его пределами
Дагестан, 28 июня, 2012, 18:59 — ИА Регнум. Диалог между разными течениями дагестанского ислама - необходимая вещь, однако ждать от него мгновенных результатов не приходится. Об этом ИА REGNUM заявил лидер региональной общественной организации "Гражданский союз Дагестана"
Напомним, что в конце апреля 2012 года в Махачкале состоялась встреча исламских лидеров и богословов, представляющих Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) и организацию "Ахлю-Сунна". Большинство представителей ДУМД являются сторонниками суфизма - мистического исламского учения, утвердившегося в Дагестане в 19 веке. Организацию "Ахлю-Сунна" образуют салафиты. После встречи в Махачкале в апреле, на которой представители этих организаций провозгласили начало мирного диалога, аналогичные встречи прошли в ряде районов Дагестана. На этом фоне в Дагестане не снизилась активность боевиков. Только в последней декаде июня столкновения с ними произошли в Дахадаевском, Табасаранском и Цумадинском районах Дагестана.
"Ранее многие рядовые мусульмане просто не знали, на кого ориентироваться, - объяснил значение прошедших встреч Уладиев. - Имамы обвиняли друг друга, а рядовые мусульмане не понимали, кто есть кто, кто прав, а кто нет. Таким образом, мусульмане разделились. Такая ситуация подрывала авторитет не только тех, кто проповедует ислам в Дагестане, но и авторитет ислама в целом. Попытка объединить мусульман на тех позициях, ценностях, которые для всех мусульман являются абсолютными, - это позитивный процесс. Помимо массовых встреч, лидеры суфиев и салафитов встречаются и непублично", - заявил Уладиев.
"А что, было бы лучше враждовать, или теологические споры переводить на межличностные, использовать свои ресурсы в этом противостоянии?" - поставил вопрос Уладиев.
Он отдельно остановился на том, какими ресурсами обладают стороны: "У Духовного управления мусульман Дагестана есть поддержка государства, административный ресурс, поддержка шейхов, мюридов, а у "Ахлю-сунны" - поддержка протестной молодежи, много харизматичных лидеров. Если все это будет задействовано в дальнейшем противостоянии, то могут начаться необратимые процессы, разрушительные и драматические. Эта была бы катастрофа для Дагестана".
По мнению Уладиева, совместный призыв ДУМДа и "Ахлю-Сунны" ко всем мусульманам сплотиться еще не означает, что сразу после этого начнется мир и покой. Он уточнил, что воевали не ДУМД и "Ахлю-Сунна". "В Дагестане за последние годы погибло более трех тысяч человек. Это сотрудники правоохранительных органов и "лесные". Да, были убиты и религиозные деятели, и неформальные лидеры, и представители ДУМДа. Но неизвестно еще, кто их всех убил, эта тема сложная", - считает Уладиев.
"В течении 15-20 лет существовало противостояние. Одни ориентировались на суфиев, другие - на салафитов. За 15 лет стереотипы взаимной нетерпимости прочно закрепилось в сознании. Суждения о нетерпимости заложены в крови, в генах. И потребуется много времени, чтоб они избавились от этих стереотипов. Если вражду сеяли 15 лет, то для того, чтобы стереть эту вражду из памяти, тоже потребуется 15 лет, хотя, возможно, больше или меньше", - размышляет Уладиев.
По версии эксперта, есть и политические силы, заинтересованные в сохранении существующего положения. Он сослался на мнение некоторых общественников о том, что ситуация противостояния в Дагестане может устраивать и определенную часть силовиков, находящихся в том числе и за пределами республики: для них это должности, звания, поощрения, выслуги.
Как считает Уладиев, начавшемуся процессу диалога не придают должного значения СМИ, дагестанское общество, власть: "Дагестанцы разучились анализировать, думать, почему все это происходит, и участвовать в процессах, которые могут улучшить ситуацию. Нельзя думать только о хлебе насущном. Всевышний говорит: "я не изменю вашего положения до тех пор, пока вы его сами не измените"".
Собеседник заверил, что инициатива по налаживанию диалога исходит от самих представителей ДУМДа и ассоциации "Ахлю-сунна". "Никто за ними не стоит, как кажется некоторым наблюдателям", - считает Уладиев. "Я понимаю, что они в начале пути. Но второй этап процесса диалога, должен носить более массовый и универсальный характер, нужно задействовать интеллектуальный, академический потенциал", - сказал Уладиев.
Он предложил выработать не только стратегию, но и план действий, который включал бы и определение политики в отношении молодежи, негативно относящейся к процессу примирения. "Есть много вопросов без ответов и все очень сложно. Если учесть все моменты, о которых я говорил, и о которых я не говорил, то тогда наступит мир", - считает эксперт.