В Оренбургской области в настоящее время масштабную работу по переводу существующих бюджетных учреждений в учреждения нового типа можно считать завершённой. Об этом 27 июня на заседании правительства региона сообщила министр финансов Татьяна Мошкова, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Сейчас в области создано 2.924 учреждения нового типа. На территории региона действуют 345 государственных учреждений, из них 39 стали казёнными, 248 - бюджетными, 58 - автономными. Из 2.579 муниципальных учреждений казёнными являются 152, бюджетными - 2.172, автономными - 255.

"Теперь предстоит сделать самое сложное: научиться работать в новых условиях, научиться самостоятельно и при этом грамотно распоряжаться финансовыми средствами, которые предоставляются учреждениям на выполнение государственных и муниципальных заданий", - подчеркнула Мошкова.

В Оренбуржье процесс изменения правового положения госучреждений завершился на полгода раньше, чем в целом по стране. В Минфине области считают, что в результате у региона появилось время проанализировать работу учреждений нового типа и сделать работу над ошибками.

Министр финансов области отметила, что задача повышения эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области решается в том числе и путём реформирования бюджетной сети, с целью перехода от сметного финансирования на финансирование услуги для выполнения государственного задания, то есть, прежде всего, путём практической реализации положений Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Суть преобразований, проводимых в соответствии с вышеназванным законом заключается в том, чтобы обеспечивать направление бюджетных средств не на содержание государственных и муниципальных учреждений, а на финансирование услуг, для оказания которых эти учреждения созданы.

С учётом того, что регион имеет большую протяжённость территории с запада на восток, в области создали три методических центра: на западе области - в Бузулуке, в центральной зоне - в Оренбурге, на востоке - в Орске. Основной задачей центров являлось внедрение на территории муниципальных образований новых подходов к управлению общественными финансами. За каждым методическим центром закрепили по 12-14 муниципальных образований, территориально наиболее близко расположенные к соответствующему центру.

Целью работы центров являлось методическое сопровождение реализации механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, предусмотренных положениями ФЗ-83. Методические центры разрабатывали модельные нормативные и правовые акты, организовывали обмен опытом и осуществляли консультирование по вопросам механизмов повышения эффективности бюджетных расходов.

Центры провели серии обучающих семинаров для руководителей муниципальных учреждений. "Целью правительства было обучение именно руководителя учреждения: директора школы, заведующей детским садом, клубом, библиотекой, поскольку 83-ФЗ реализуется, безусловно, органами власти, но в учреждениях", - подчеркнула министр финансов области.

В ходе проводимых семинаров разъяснялись основные положения Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, рассматривались вопросы формирования перечня муниципальных услуг, разработки стандартов предоставления муниципальных услуг, формирования муниципальных заданий, расчёта финансовых нормативов затрат на выполнение муниципального задания; разъяснялись отличительные характеристики новых типов муниципальных учреждений; давались рекомендации, касающиеся непосредственного перевода существующих муниципальных учреждений в учреждения нового типа.

Татьяна Мошкова с сожалением констатировала, что в ряде муниципалитетов органы исполнительной власти равнодушно отнеслись к процессу обучения, направив менее 50% руководителей.

В 2011 году в Оренбуржье начали появляться пилотные учреждения, получающие субсидии на оказание услуг, как из областного бюджета, так и из бюджетов муниципальных образований. Указанные учреждения стали нарабатывать опыт работы в новых условиях. По словам министра финансов области, это в итоге давало возможность не только апробировать новые механизмы финансового обеспечения деятельности учреждений, но и обеспечить плавность процесса реализации на территории региона Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.

В целом переходный период реализации на территории Оренбургской области положений Федерального закона № 83 планировалось завершить 1 января 2012 года, то есть на полгода раньше, чем определил федеральный центр. "Сокращение переходного периода позволило иметь время для проведения работы над ошибками", - сказала Мошкова и добавила, что время показало правильность такого подхода. Она отметила, что "даже министерства оказались не полностью подготовленными, что уже говорить о муниципалитетах". Например, имели место трудности с принятием порядков определения нормативных затрат на оказание госуслуг либо содержание имущества, затем путали расходы в отнесении их к виду субсидий, особенно в части ремонтов, приобретений, публичных обязательств.

Татьяна Мошкова особо обратила внимание на формальный подход к графику перечисления субсидий. В основном все разделили годовую сумму субсидий на 12, не задумываясь, что в начале года, как правило, нужно гораздо меньше средств. В результате в первом квартале бюджет испытывает трудности с наполнением в силу налогового законодательства, субсидии же перечисляются в полном объёме и в срок. Бюджет вынужден брать кредит, а на счетах учреждений стабильно лежат не менее 1 млрд рублей.

"Вот, благодаря тому, что на полгода ранее завершили переходный период, мы уже провели работу над ошибками и многое сможем учесть при формировании проекта бюджета 2013 года", - сказала министр финансов Оренбургской области.