26 июня постоянный председатель Европейского совета Герман Ван Ромпей в преддверии саммита ЕС, запланированного на 28-29 июня, представил план будущего фискального и монетарного союза ЕС. Документ под названием "По направлению к единому экономическому и валютному союзу" с последней декады прошедшего мая разрабатывался четверкой европейских деятелей: председателем Европейского совета Германом Ван Ромпеем, председателем Европейского центрального банка Марио Драги, председателем Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу и премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером - организатором проведения в Люксембурге совещаний министров финансов еврозоны.

Ван Ромпей утверждает, что этот 7-ми страничный документ является не окончательным планом, а только основой для предстоящего обсуждения на саммите ЕС. Он обсуждался 26 июня на прошедшей встрече министров финансов четверки еврозоны - Франции, Германии, Испании и Италии в Париже. В случае принятия этой основы окончательный вариант будет рассчитан на 10-летнюю перспективу его выполнения. Если проект Ромпея получит одобрение на предстоящем саммите ЕС, то на его основе к декабрю 2012 года будет разработан более подробный план. Промежуточный доклад по нему может быть представлен Ван Ромпеем уже в октябре этого года.

Основные предложения в опубликованном 26 июня документе по созданию монетарного и фискального союза сводятся к следующим пунктам:

1. Установление ограничений на объем заимствований, которые может делать отдельная страна ЕС;

2. Предоставление права вето на бюджет страны в том случае, если он ведет к превышению лимита внешних заимствований;

3. Совместные заимствования еврозоны могут быть изучены;

4. Будет создано европейское казначейство для контроля за исполнением общеевропейского бюджета и национальных бюджетов стран ЕС;

5. Будет создан европейский банковский регулятор и единая схема гарантии банковских депозитов;

6. Необходима совместная политика в регулировании занятости и налогообложения.

Не трудно заметить, что программа предусматривает передачу новых контрольных функций органам Евросоюза или создание новых органов наднационального контроля. Самым существенным из предложений проекта Ван Ромпея является создание единого казначейства и общий бюджет ЕС. Что касается фискального союза, то суть нововведений, предложенных на этот раз руководством Евросоюза, сводится к тому, что если раньше страны еврозоны должны были сами следить за своими бюджетными дефицитами, то теперь у властей ЕС появится право требовать от каждой страны принятия мер к снижению дефицита, точнее, право утверждать или отклонять национальный бюджет. Полный финансовый союз потребует, отметим, создания для еврозоны европейского министерства финансов. Пока что в плане речь идет только о европейском казначействе.

Что касается банковского союза в зоне евро, то надзорные функции уже сейчас могут быть возложены на Европейский центральный банк в полном соответствии с положением договора ЕС, который позволяет странам-членам предоставлять ЕЦБ больший надзор за всеми своими финансовыми национальными учреждениями. Страхование депозитов и банковские гарантии в зоне евро могут быть возложены на Европейский механизм стабильности (ESM) с его фондом в €500 млрд.

Нельзя не отметить основной недостаток опубликованного плана Ван Ромпея. Он совершенно обходит политические проблемы, которые стали актуальными в последний месяц в Евросоюзе. План формулирует задачи формирования фискального и монетарного союза, но он совершенно не касается насущных проблем ЕС. При более спокойном ходе событий он был бы более, чем достаточен. Разумеется, банковский союз "должен развиваться как можно скорее". Но ЕС уже сейчас необходимо получить ясную картину финансового состояния национальных банков и коммерческих банков для эффективной борьбы с развивающимся финансовым кризисом.

Председатель Еврокомиссии Жозэ Мануэль Баррозу сейчас заявляет: "Укрепление общеевропейской солидарности должно происходить одновременно с повышением взаимной ответственности". Он совершенно прав, когда 26 июня, комментируя опубликованный документ, говорит: "Позвольте мне сказать вам, что финансовый союз означает гораздо большее, чем просто евробонды. Он означает более высокий уровень координации в политике налогообложения и больший европейский подход к бюджетным вопросам". Это правильный принцип, но обремененным долгами Греции, Испании и Италии уже здесь и сейчас необходимо облегчение в их обслуживании. И это им может дать именно евробонд, а не новые европейские структуры, которые будут созданы, в лучшем случае, через несколько лет.

Опубликованный план станет испытанием приверженности национальным суверенитетам лидеров ЕС. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обязательно потребует "гарантий", что предлагаемые реформы еврозоны не нанесут ущерба британскому финансовому сектору и интересам Британии в едином рынке ЕС. Можно предположить, что план Ван Ромпея встретит решительную критику у скандинавов. Отказ от самостоятельности в праве распоряжения национальными бюджетными средствами встретит возможное сопротивление французов. Франция будет очень неохотно сдавать важные суверенные полномочия новым властям еврозоны. Германии наоборот выгодно отодвигать от себя ответственность в неопределенную временную перспективу. Эксперты уже указали, что претворение плана Ромпея потребует от Германии изменения ее конституции. Не случайно накануне публикации означенного документа министр финансов Германии Вольфганг Шойбле выступил за наделение органов Евросоюза правом "вето" по отношению к бюджетам отдельных государств ЕС.

Итак, план Ван Ромпея может остаться в истории Евросоюза бюрократическим проектом, который попытался сгладить противоречия в Евросоюзе, направив споры его национальных лидеров в другое русло. Проект демонстрирует нам, что евробюрократия в конкретной обстановке споров в Евросоюзе в июне 2012 года предпочла встать над схваткой. Реформы, предложенные лидерами Евросоюза, явно запоздали. Размышления в этом направлении были бы уместны спустя несколько лет после введения евро. Теперь к тому времени, когда на основе плана Ромпея будут созданы новые надзорные органы Евросоюза, еврозона рискует перестать существовать. В то время, как мероприятия плана Ван Ромпея рассчитаны на временную перспективу в 10 лет, решающие события распада еврозоны могут потребовать всего год или два.