Вышеградская группа стран Евросоюза готовится к предстоящему саммиту ЕС 28-29 июня в Брюсселе. 22 июня в Праге страны Вышеградской группы (V4) - Венгрия, Польша, Словакия и Чехия провели очередную встречу на высшем уровне глав своих правительств. Подобного рода предварительные совещания для согласования позиций перед решающими общеевропейскими мероприятиями стали обычным делом для стран Вышеградской группы. На них государства Вышеградской четверки демонстрируют, по крайней мере, внешнее формальное единство региона Центральной Европы в рамках Евросоюза. Нынешним совещанием в Праге закончилось председательство в V4 Чехии. С июля 2012 года оно перешло на год к Польше.

Главным итогом совещания глав правительств V4 22 июня в Праге стал документ - письмо, подписанное премьер-министрами Петром Нечасом (Чехия), Дональдом Туском (Польша), Виктором Орбаном (Венгрия) и Робертом Фицо (Словакия) в адрес центров ЕС: Еврокомиссии, Европейского совета и Европейского парламента, т. е. Мануэля Баррозо, Германа ван Ромпея и Мартина Шульца. В письме содержатся общие соображения лидеров стран Вышеградской четверки о нынешнем кризисе ЕС и предложения по его преодолению. Фактически, в нем Нечас, Туск, Орбан и Фицо выступили против принятой в марте месяце этого года Евросоюзом "политики экономии" и бюджетных ограничений в пользу продвигаемой сейчас в ЕС оппонентами Ангелы Меркель "политики экономического роста". В письме указывается, что "в настоящее время территориальная, экономическая и социальная сплоченность Европейского Союза находится под вопросом из-за разных уровней конкурентоспособности и роста по всему Союзу". В письме отмечена необходимость глубоких структурных реформ на национальном уровне и дальнейших шагов на уровне ЕС для интеграции, для продолжения политики выравнивания уровней стран ЕС. В нем содержится требование о том, чтобы все члены ЕС (читай члены Вышеградской групп) были включены в процесс обсуждения будущего экономического и монетарного союза Европы.

Совещание в Праге V4 подтвердило прежние приоритеты совместной политики стран центральноевропейской группы. Это, прежде всего - достижение "энергетической безопасности" региона Центральной Европы от России. В этом отношении страны Вышеградской группы развивают для диверсификации путей доставки энергоносителей свою энергосистему коммуникаций по контуру Север-Юг. Представители стран Вышеградской группы в Праге в очередной раз признали дефицит энергетической безопасности в сегменте природного газа своей энергетики. Специальным пунктом совещание V4 подтвердило важность атомной энергетики. У стран Вышеградской группы нет намерений от нее отказываться.

Важным элементом сотрудничества V4 остается совместная политика безопасности, что и подтвердило пражское совещание. В развитие принятой в Чикаго программы НАТО Чехия, Словакия, Польша и Венгрия, демонстрируют план создания совместного военного формирования к 2016 году - т. н. "боевой группы", численностью в три тысячи человек. Отметим, что создание одной бригады быстрого развертывания под управлением польских военных - мера по своим масштабам, имеющая скорее чисто символическое, чем крупное военное значение. Однако здесь не трудно заметить, что планируемая польско-чешско-словацко-венгерская бригада по численности весьма близка контингенту стран Вышеградской группы, находящемуся в настоящее время в составе сил ISAF NATO в Афганистане (3600 человек). Похоже, что "боевая группа" стран Вышеградской четверки будет являться их вкладом в состав сил быстрого реагирования НАТО для участия в экстренных полицейских и карательных операциях альянса по всему миру.

Гораздо важнее в оборонной политике Вышеградской группы другое - продвигаемый сейчас проект Defence Austerity V4 (DAV4). Страны V4 рассматривают возможность совместного приобретения крупных партий современных вооружений. В случае реализации этого направления сотрудничества, оно приведет к стандартизации современных вооружений в регионе. Совместные заказы на крупные партии уменьшат расходы стран Вышеградской группы на приобретение современного оружия.

Отметим, что основы совместной политики безопасности Центральноевропейского региона были заложены при создании в 1990 годы из бывших членов Варшавского договора Вышеградской группы. Из-за размеров ее участников члены Вышеградской группы негласно признают лидерство в этих вопросах Польши. Но, что любопытно, подобная формула стала оспариваться в регионе в последнее время. Буквально за несколько дней до совещания в Праге 19 июня в австрийском Фрауэнкирхене состоялась двухдневная встреча министров обороны Австрии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Словакии и Словении. Не трудно заметить, что лидерство в данном случае перехватила Австрия, а состав участников (без Польши) прямо указывает на исторические земли Империи Габсбургов - прежнюю Австро-Венгрию. Очевидно, что две формулы военного сотрудничества в Центральноевропейском регионе могут сосуществовать какое-то время и дальше.

В области внешней политики Вышеградская группа предложила в Праге продолжение в ограниченных масштабах и в собственных региональных интересах старой программы ЕС "Восточное партнерство". В Праге была провозглашена программа "Visegrad 4 Eastern Partnership" с собственным для финансирования своих проектов т.н. Международным Вышеградским фондом (International Visegrad Fund). Создатели "Вышеградской программы Восточного партнерства" намерены координировать свою деятельность на этом направлении с правительствами Соединенных Штатов и Голландии. В планах Вышеградского фонда предусматривается сейчас открытие в ближайшее время Вышеградского информационного центра на Украине.

Помимо стран "Восточного партнерства" (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина), Вышеградский международный фонд намерен осуществлять свою деятельность в направлении "Западных Балкан". Идею о развитии активности Вышеградской группы по направлению государств, возникших на развалинах Югославии, с 2011 года активно продвигала в своих интересах Венгрия. Решение пражской конференции V4 демонстрирует успех этой инициативы.

Что касается отношений с ЕС, то не трудно заметить, что наибольшую заинтересованность в своих отношениях с ним страны Вышеградской группы высказали в части продолжения финансирования Евросоюзом их программ развития, главным образом, инфраструктуры. Текущее финансирование из фондов ЕС идет по программе 2007-2013 годов. На совещании в Праге члены Вышеградской группы выразили настойчивое желание, чтобы подобного рода программы были продолжены в период 2014-2020 годов. Здесь представители Венгрии и Чехии мягко выразили свое неудовольствие тем, что Брюссель использует финансирование по этим фондам в качестве средства давления на их страны. Так, в частности, совсем недавно Еврокомиссия решила не приостанавливать финансирование Венгрии из фондов сплочения. Брюссель собирался подобным образом наказать Будапешт за отказ следовать предписаниям по бюджетной политике.

Наиболее острая проблема существует сейчас в отношениях финансирования из фондов Евросоюза Чехии. В марте 2012 года чешское правительство вынуждено было приостановить свои программы, средства, на исполнение которых, поступают от Евросоюза. Основная причина - обвинения в нецелевом использовании средств ЕС и коррупции. С начала июня 2012 года Брюссель начал расследовать на месте в Чехии ситуацию с чешскими проектами. Чехия планировала получить из Брюсселя на свои программы развития инфраструктуры и охраны окружающей среды с 2007 по 2013 год 800 млрд. крон (около €31 млрд.). Потом сумма на чешские проекты была снижена до 570 млрд. крон (около €22 млрд.). В конце концов, оказалось, что Евросоюз готов финансировать из своих фондов чешские проекты на сумму 130 млрд. крон (€5 млрд). Сейчас из-за остановки финансирования возникли проблемы с чешским бюджетом, который был составлен из расчета денег Евросоюза. Теперь неизвестно, возобновит ли Брюссель оплату чешских программ из своих средств или нет. Не будем забывать, что именно Чехия наряду с Великобританией проявила в марте 2012 года строптивость и не подписала в Брюсселе европакт.

Что касается Словакии, то она собирается получить с 2007 по 2013 год €11 млрд. По словам Фицо, Словакия больше получает от ЕС, чем перечисляет ему. Положительный баланс в пользу стран Вышеградской группы в их отношениях с ЕС является решающим фактором их поддержки процесса европейской интеграции. 22 июня из Праги сказали центру Евросоюза: если вам нужен экономический рост, то не сокращайте фонды сплочения Евросоюза.

Отметим, что сейчас в Вышеградской группе нет конкретных идей о дальнейшей интеграции Евросоюза. В этом отношении страны Вышеградской группы вынужденно играют пассивную роль. Как заявил премьер-министр Чехии, им необходимо дожидаться конкретных предложений от своих старших партнеров, а потом внимательно изучить их. Вместе с тем, государства Вышеградской группы на прошедшем саммите ЕС достаточно откровенно высказались против исключения их из самого процесса обсуждения и принятия решений. Они хотели бы, по крайней мере, присутствовать при этом.

О том, что Вышеградская группа разобщена по проблеме видения будущего Евросоюза, прекрасно продемонстрировал один эпизод, случившийся во время пражского совещания V4. В европейских СМИ появилась информация о том, что десять министров иностранных дел группы стран ЕС выступили с неофициальным предложением создать европейскую федерацию по образцу США. В числе этой десятки якобы был, что похоже на правду, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Подобное сообщение спровоцировало выяснение отношений по проблеме национальных суверенитетов в странах Вышеградской группы. Характерное молчание поляков подчеркнуло, что они продолжают придерживаться собственной внешнеполитической линии в ЕС, которую они не собираются согласовывать со своими партнерами по Вышеградской группе. Словакия была вынуждена открыто отмежеваться. Министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак заявил, что подобного рода заявления являются частным делом и ни к чему не обязывают.

Известно, что наиболее непримиримую позицию по отстаиванию национального суверенитета перед лицом Брюсселя в Вышеградской группе занимает Венгрия. Венгерский премьер Виктор Орбан открыто выступил против плана создания "новой империи" в Европе. На конференции в Праге он выразил уверенность, что Западный мир и Европа, в частности, после кризиса станут совсем другими, не такими, какими они были прежде. Страны Вышеградской группы, несмотря на существующие между ними отличия, по мнению Орбана, представляют некоторое единство, существующее между мирами Германии и России. В настоящее время венгерский премьер является единственным политическим лидером в странах Вышеградской группы, который выступает за единство политических действий и единство интересов региона перед лицом старой Европы и России.

В целом в этом отношении пражский саммит V4 в очередной раз подчеркнул недостатки этого объединения в его нынешнем состоянии. Отсутствие внутренней экономической и политической гомогенности региона имеет своим следствием открыто демонстрируемое в последнее время полное пренебрежение его властными инстанциями при решении будущего Европы нынешними центрами ЕС. В политическом и экономическом плане в Вышеградской группе сейчас существует полный разнобой. В Венгрии у власти стоят правые консерваторы националисты из Фидес/КДНП Виктора Орбана, которые своими часто неумными и импульсивными действиями добились медийной изоляции в Европе и Западном мире. В Польше - либеральные консерваторы Гражданской платформы Туска, которые отмечены сейчас общим чувством самодовольства. Установлению твердого польско-венгерского внешнеполитического союза препятствует в польском звене, в большей степени, политическая невменяемость, демонстрируемая особо отчетливо в последнее время польскими консервативными националистами из "Право и справедливость" Ярослава Качиньского. Политического разнообразия в спектре в Вышеградской группе в этом году добавил твердый режим обновленных экс-коммунистов - социалистов Роберта Фицо в Словакии и идущий очевидный дрейф влево в Чехии. Недавно сообщили, что Коммунистическая партия Чехии и Моравии стала второй по влиянию политической партией этой страны. В экономическом плане регион Вышеградской группы также неоднороден. Словакия входит в еврозону, тогда как Венгрия, Польша и Чехия остались при своих валютах. Польша и Словакия в регионе на фоне кризиса в ЕС и вопреки ему демонстрируют свой экономический рост. Что касается Венгрии и Чехии, то их экономики стагнируют. При этом источники кризисных явлений у Чехии и Венгрии разные.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM