Ситуация с историческим центром Санкт-Петербурга напомнила вице-губернатору Сергею Вязалову бедного студента, которому от бабушки досталась антикварная квартира. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, с такого сравнения началась сегодня, 22 июня, дискуссия "Переосмысления идентичности европейских городов в эпоху глобализации" на Петербургском международном экономическом форуме.

Глава совета по развитию городской инфраструктуры Барселоны, архитектор Хосе Асебильо считает, что "силы роста должны "приземляться" и в центре города, надо что-то оставить, а что - то "подвергнуть операции".

Искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин принял участие в дискуссии "с позиции испуганного москвича": он вспоминал московские дискуссии начала девяностых годов, когда шли разговоры о том, что "что-то все равно придется снести". "И над Санкт-Петербургом нависло то же самое, варвары набрасываются на любой исторический город под видом модернизации, рынок все равно победит". По мнению Ревзина, "сегодня архитектурная школа Санкт-Петербурга не соответствует уровню исторического величия предшественников, но если только запрещать, то запреты обязательно будут прорваны". По мнению эксперта, серьезную программу реконструкции и реставрации исторического центра может проводить только государственная компания, а на периферии можно это доверить и частным девелоперам: "Все под контролем государства - иначе потеряем исторический центр".

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заострил внимание на том, что ему в буквальном смысле ближе всего - на Дворцовой площади, которая, как не устает подчеркивать Пиотровский, "единственная осталась в Санкт-Петербурге для парадов и прогулок". "А у нас есть постоянное желание превратить ее в стадион, - продолжил Пиотровский. - Надо завершить строительство стадиона на Крестовском и там все это проводить!"

Федерико Паролотто (Милан, Италия), инженер-транспортник, старший партнер в Mobility in Chain (MIC), жестко высказался за введение санкций за проезд в автомобиле в исторический центр и парковку там. Он напомнил, что в Милане за въезд в центр берут пять евро, приучая граждан ездить другими видами транспорта. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин также уверен, что центр города - место, где удобно ходить пешком и лучше ограничить автомобильное движение.

Сергей Вязалов по итогам дискуссии подчеркнул, что " у нас не так много времени", и вместе с тем планы по реновации центра повлекут за собой огромные расходы. Речь идет не только об уже привычной цифре в 300 млрд рублей, о которой полгода говорят в Смольном - столько нужно для выполнения федеральной программы реконструкции исторического центра. "То, что все надо делать - заменять инженерные сети, ремонтировать гранитные набережные, расселять коммунальные квартиры, делать парковки, - это будет измеряться совершенно другими параметрами, - прокомментировал Вязалов журналистам. - Возможности федерального и местного бюджета и инвесторов не позволят в короткий период все это сделать. Тогда возникнет проблема того, что мы можем потерять исторический центр, за который все ратуют, как за музей". При этом вице-губернатор отверг возможность увеличения долга города: "Мы не можем занимать больше, в минувшем году заняли 25 млрд и еще 10 в виде бюджетной ссуды в Минфине. При общей сумме городского бюджета в 400 млрд долг скоро достигнет 10%, я считаю, что жить надо по средствам, долг до 20% - это потолок".

Вице-губернатор напомнил, что десять лет в городе не проводилось обследования жилого фонда, поэтому "мы плохо представляем, что из себя представляет центр". В общем, как резюмировал вице-губернатор, в целом спасение исторического центра и приспособление его для нормальной жизни обойдется "в несколько триллионов рублей".

Напомним, что программу реконструкции исторического центра должен был представлять на этом круглом столе губернатор города Георгий Полтавченко, однако он неожиданно отправился встречаться с президентом страны Владимиром Путиным.