В России вводится утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили, грузовики и автобусы. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 22 июня поправки в закон "Об отходах производства и потребления" Государственная дума РФ приняла в первом чтении. Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин, и только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом, пояснил один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев ("Единая Россия"). Одновременно вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип "ответственности производителя" за продукцию.

При этом утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, ввозимых в Россию в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также машин, принадлежащих дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей. Утилизационные сборы не затронут и производителей, принимающих на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств.

По предварительным подсчетам министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, базовые ставки за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. рублей, за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тыс. рублей. Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей не более 10 пассажирских мест при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литров составит 0,5, то есть будет 10 тыс. рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литров - 1, а свыше 3,5 литров -3,5 - 3,6 тыс. В отношении поддержанных автомобилей будут применять повышенные - примерно в 4 раза - коэффициенты.

Инициатива является одной из компенсационных мер для минимизации возможных рисков при вступлении России в ВТО.