21 июня после эмоционального двухдневного обсуждения новоизбранный парламент Армении принял программу правительства республики.

Все 70 депутатов правящей Республиканской партии Армении (РПА) и 5 депутатов ее партнера по парламентской коалиции, партии "Оринац еркир" (ОЕ) консолидировано голосовали в пользу представленного премьер-министром Тиграном Саркисяном документа. Против выступили, как и ожидалось, партия "Процветающая Армения" (ППА), Армянский национальный конгресс (АНК), АРФ "Дашнакцутюн" и партия "Наследие" - всего 47 голосов. И хотя 8 депутатов от оппозиционных фракций в голосовании не участвовали, даже их присутствие ничего не изменило бы - партии коалиции твердо контролируют почти 60% мандатов.

Тем не менее, ход обсуждения правительственной программы стал свидетельством того, что исполнительная власть впредь будет находиться под значительным давлением депутатского корпуса, сформированного по итогам выборов 6 мая нынешнего года. Как уже сообщало ИА REGNUM, три парламентские фракции - АНК (7 депутатов), "Дашнакцутюн (5 депутатов) и "Наследие" (5 депутатов) ранее официально заявили, что являются оппозицией власти. Экс-партнер правящей РПА - "Процветающая Армения" от подобных заявлений пока воздерживается. Поведение ее парламентской фракции, насчитывающей 38 мандатов, и лидера ППА, олигарха Гагика Царукяна свидетельствуют, что эта политическая сила избрала двойственную тактику.

Так, депутат от ППА Наира Зограбян, обычно озвучивающая подходы Царукяна, заявила, что фракция будет голосовать против представленной правительством программы, которую оппозиция называет не деловым документом, а "набором благих пожеланий" и "сборником цветистых тостов", выражая сомнения в возможностях ее реализации. Также Зограбян отметила, что голосование четырех фракций против планов правительства означает, что их не одобряет порядка 750 тыс. граждан страны, отдавших свои голоса на выборах этим политическим силам.

Кроме того, сам Царукян в парламенте не появляется. По сведениям местных СМИ, он, якобы, в кругу своих соратников заявил, что не собирается участвовать в заседаниях, "пока главой правительства является Тигран Саркисян". По сути, это означает, что ППА не является оппозицией в полном смысле слова, выступая лишь против персоны премьер-министра. Это, заметим, стало очередным, причем, самым определенным доказательством того, что невхождение ППА в новую проправительственную коалицию не было следствием принципиальных политических разногласий с президентом Сержем Саргсяном.

Неоднократно высказанное ранее экспертами ИА REGNUM предположение о том, что все разногласия сводятся к стремлению ППА провести на пост главы исполнительной власти своего ставленника, полностью подтвердились. А поскольку, как предполагалось, на должность премьера ППА собиралась предложить своего "теневого" руководителя, экс-президента Роберта Кочаряна или делегированной им персоны, происходящее, по существу, означает, что противоречия между Сержем Саргсяном и Кочаряном сохраняются, и действующий глава государства не желает возвращения своего предшественника во власть.

С этой целью, как известно, предприняты некоторые шаги для нейтрализации ППА, в частности - Служба нацбезопасности завела уголовное дело по подозрению в отмывании средств в отношении фонда "Сивилитас", основателем которого является экс-министр иностранных дел, один из самых близких Кочаряну политиков Вардан Осканян. Именно он наиболее рьяно и последовательно выступал против вхождения партии в проправительственную коалицию. Кроме того, возникли проблемы и у некоторых бизнес-структур, принадлежащих самому Царукяну.

Симптоматично, однако, что все это пока не повлияло на позицию партии. Надо думать, Роберт Кочарян продолжает убеждать олигарха и других деятелей из своего окружения, что владеет достаточными ресурсами для продолжения борьбы. Более чем вероятно, что при этом речь идет о разветвленных политических и деловых связях экс-президента в России. Расчет, как уже стало совершенно ясно, делается на то, что определенный "прозападный крен" действующей власти Армении вызовет сильное недовольство в Кремле, который и поможет Кочаряну реализовать его амбиции.

Определенная опасность для власти в складывающейся ситуации состоит в том, что если ППА не будет за короткое время приведена к покорности, это ощутимо повысит ее рейтинг среди других оппозиционных сил, центром притяжения которых она в этом случае станет. Упомянутая Наира Зограбян неслучайно пригрозила властям 750-тысячами голосов, которые, в общей сложности, были отданы гражданами в пользу оппозиции. Учитывая, что РПА и ОЕ на прошедших выборах имели, по официальным данным, 650 тысяч сторонников, намек на ситуацию, которая может сложиться в ходе предстоящих в феврале президентских выборов, получается более чем прозрачный: объединение протестных сил и выдвижение ими единого кандидата сделают победу Сержа Саргсяна достаточно проблематичной. При этом опыт такого объединения имеется - накануне выборов в парламент указанные партии создали единый штаб по контролю над избирательными процессами, что косвенно свидетельствует об их способности к скоординированным действиям.

Кажется, указанные обстоятельства начинают нервировать власть. По данным местных источников, в РПА нарастает обеспокоенность и в связи с позицией АРФД, которая также не демонстрирует устремлений (во всяком случае, пока) поддержать кандидатуру Сержа Саргсяна.

Однако даже формирование антиправительственной коалиции в парламенте и постоянная резкая критика, сколь предметной бы она ни была, не заставит президента отправить в отставку переназначенного на днях премьер-министра и его единомышленников - министров экономического блока. Во-первых, это стало бы демонстрацией слабости, странной в условиях преобладания в парламенте РПА. В-вторых, премьер Тигран Саркисян считается человеком, способным успешно договариваться с зарубежными донорами - Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом и т.п.

Симптоматично, что новоназначенный региональный директор департамента стран Европы, Центральной Азии и Южного Кавказа Всемирного банка Генри Керал, в ходе представления президенту, отметил, что "у ВБ в Ереване сильная и хорошая команда, при поддержке которой банк продолжит развивать и укреплять отношения с Арменией". Слова в данном случае были подтверждены делами - Всемирный банк заявил, что в течение года (с июля 2012 г. до июля 2013 г.) предоставит Армении кредитные средства в размере $200 млн. По его словам, эти средства будут направлены на реализацию реформ в образовательной и налоговой сферах, строительство дорог и развитие малого и среднего бизнеса. В целом, "монетарная" политика правительства во главе Тиграна Сарксияна вызывает одобрение спонсоров республики, что крайне существенно на фоне нарастающей второй волны мирового финансово-экономического кризиса. В подобных условиях о смене премьер-министра и речи быть не может.

В свете сказанного представляется, что главная задача власти в среднесрочной перспективе - не допустить дальнейшего резкого ухудшения и без того не очень завидной социально-экономической ситуации в стране до президентских выборов. В этом случае можно надеяться, что консолидации всех оппозиционных и протестных сил удастся противостоять. Иначе проблемы неизбежны, особенно если к борьбе будет подключен "российский ресурс" экс-президента Кочаряна и диаспоральный ресурс "Дашнакцутюн".

В таких условиях даже поддержка, открыто обещанная госсекретарем США Хиллари Клинтон, назвавшей Сержа Саргсяна "прекрасным лидером", может не сработать. Поэтому, думается, внимание власти будет сосредоточено на возможностях достичь подвижек в стагнирующем процессе армяно-турецкого примирения. Это принесет отнюдь не только политические дивиденды. Открытие блокированной с 1993 года Турцией границы позитивно отразилось бы на экономической жизни страны. Но поскольку турецкая сторона продолжает обуславливать процесс подвижками в карабахском урегулировании, достичь этого будет крайне непросто. Кроме того, возникает вопрос: если Москва все же благосклонно отнесется к намерениям Роберта Кочаряна, пожелает ли Россия деблокады армяно-турецкой границы, которую она до сих пор контролирует?

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)