"Поскольку среди различных политических требований часто звучали упреки в адрес российской власти по поводу "нерационального" использования бюджетных средств на решение социальных проблем некоторых стран СНГ, а также признанных Россией Южной Осетии и Абхазии, якобы в ущерб насущным потребностям российских граждан и т.п., необходимы были свежие инициативы",- заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM в Сухуме правозащитник, директор Центра гуманитарных программ Батал Кобахия, комментируя создание в Кремле Управления по сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией.

"В последнее время мы являемся свидетелями достаточно бурных социальных процессов в России. Данные колебания в общественной жизни страны скорее несут внутриполитический оттенок. Руководство России, по всей видимости, хочет изменить политико-правовой дискурс проявленного недовольства и придать ему исключительно социальный характер, уведя людей с митингов на площадях. Но для того, чтобы народ адекватно воспринял действия властей, видимо, необходимо декларирование неких реформ", - уточнил Кобахия.

Эксперт обратил внимание на то, что "эти недовольства проявлялись и в отношении поддержки субъектов Российской Федерации, что само по себе разрушает вообще представление о целостности единого правового поля для всех граждан, в частности, когда это касается людей, проживающих на Северном Кавказе, разделяя людей по этническому принципу". "Думаю, власти России решили продемонстрировать народу, что упрек воспринят и создали новый департамент в виде Управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией",- подчеркнул абхазский эксперт.

Батал Кобахия согласен со многими экспертами в том, что более целесообразно было бы проводить управленческие реформы в существующих структурах, которые были призваны решать схожие проблемы как внутри России, так и в странах российского ближнего зарубежья. Часть функций, по его мнению, могли быть отнесены и к дипломатическим миссиям в странах СНГ, и к спецпредставителям России в различных странах, как это было сделано в отношении Абхазии и Южной Осетии. "В том числе необходима более четкая координация действий и на местах", - подчеркнул он.

Отвечая на вопрос, что, по его мнению, будет представлять из себя новая структура, - абхазский эксперт ответил, что "сейчас сложно говорить детально о миссии и функциях, возложенных на Управление, пока не будут известны соответствующие нормативно-правовые документы, которыми будет руководствоваться новый департамент: регламент деятельности, четко прописанная стратегия того, как они будут "присматривать за социальной политикой внутри страны" в целом, а также в странах СНГ, Абазии и Южной Осетии, и по отдельным направлениям, обозначенным в прессе".

Но Батал Кобахия заметил, что хотелось бы более четких посылов и в отношении того, что подразумевается в заявлении Воронина об оказании содействия "независимым суверенным государствам в развитии государственности". По мнению эксперта, некоторое сомнение вызывает и то, что заявленная задача о том, что новое управление готово "сформировать эффективные институты гражданского общества" может быть эффективно реализована. Причина, по его мнению, в том, что эти институты нуждаются в первую очередь в поддержке в самой России, и чтобы такой опыт эффективной поддержки государства развития гражданских институтов был бы в реальности.

"Иными словами, я не вижу сегодня потребности в копировании российского опыта взаимодействия власти с гражданским обществом, поскольку в имеющемся арсенале не вижу эффективных методов и необходимой гармонии",- уточнил Кобахия. "С другой стороны, поскольку Россия вязла на себя обязательства по пенсионному обеспечению бывших граждан СССР, разумным было бы ожидать дополнительных условий для гармонизации системы социальной защиты через создание современных финансовых и пенсионной инфраструктур, как заявил глава нового управления. Думаю в такой же гармонизации заинтересованы и внутри самой России, и очень хорошо то, что системы социальной защиты будут взаимосвязаны", - сказал он.

Комментируя идею о создании единого пенсионного пространства стран СНГ, а также Абхазии и Южной Осетии эксперт назвал ее "весьма перспективной, если будет четко продуманной и опираться на те точки зрения и право, которые существуют в дальнем зарубежье в социальной сфере". "Думаю, что абхазским и юго-осетинским чиновникам надо уже теперь задумываться о новой форме сотрудничества, и иметь собственную стратегию и видение улучшения ситуации в социальной сфере, а главное, самим на местах задумываться о сложностях взаимодействия гражданского общества и власти, способствуя эффективному и равноправному взаимодействию", - предложил Батал Кобахия.

В целом, эксперт не видит поводов для особых волнений. "Жизнь покажет, насколько данная структура необходима и будет ли она жизнестойкой", - резюмировал он.