В ходе своего недавнего визита в Латвию политолог Модест Колеров высказал мнение, вызвавшее ожесточенную полемику в общественных кругах: о том, что следующим главой государства имеет серьезные шансы стать Райвис Дзинтарс, глава ультрарадикального Национального Союза. Многие самоуспокоительно предпочли отвергнуть данную точку зрения, как "несерьезную". Между тем, некоторые латвийские эксперты, так или иначе, высказывают оценки происходящего, сходные с высказанной Колеровым. Действительно, жизнь ставит перед фактом, от которого не так-то легко отмахнуться - серьезное усиление влияния национал-радикалов в Латвии за последние годы. И это не пропагандистский миф, а самая настоящая реальность.

Конец эпохи прагматизма

Как известно, Колеров в Риге, отвечая на вопрос о возможном развитии российско-латвийских отношений, высказался следующим образом: "Учитывая, что вероятнее всего следующим премьер-министром будет Райвис Дзинтарс, отношения Латвии и России не улучшатся". В ответ на возмущение одного из латышских журналистов - дескать, на каком основании Колеров делает рекламу "маргинальному политику"? - тот ответил: "Посмотрим, что вы скажете, когда Дзинтарс возьмет 20% на выборах. Я не делаю ему рекламу. Это ваши дети. Это вы его выбираете, потому что он в радикальной форме выражает некое общее мнение, и пока оно (мнение) не дойдет до стены, от него не откажутся".

Между тем, Колеров всего лишь озвучил опасения, которые уже неоднократно высказывают известные латвийские специалисты по внутренней политике. Одним из последних предостережений подобного рода стала статья Александра Гильмана "Проблема-2014", широко растиражированная местными СМИ. Впрочем, оценки, подобные высказанной в этой статье, неоднократно выносились и многими другими местными экспертами. Суть данных опасений выражается в том, как проходит борьба между двумя влиятельными группировками внутри латышской правящей элиты - Гильман называет их "хапугами" и "злюками". К первым можно отнести условно прагматичные круги, которые ставят на первое место решение экономических задач (конечно, в первую очередь, личных). При этом, "хапуги" понимают, что хотя бы в целях самообогащения не следует сверх предела накалять обстановку в стране и ругаться с внешними соседями, с которыми можно успешно сотрудничать. Не таковы "злюки" - эти ставят на первое место идеологические принципы.

Большая часть 2000-х в Латвии прошла под знаком власти "хапуг", собравшихся под знаменами Народной партии, ЛППЛЦ и Союза "Зеленых" и Крестьян. Апофеоз этого периода - трехлетнее премьерство Айгара Калвитиса, пришедшееся как раз на "жирные годы" с 2004-го по 2007-й. Однако, начиная с "зонтичной революции", закончившейся свержением Калвитиса, "хапуг" последовательно оттесняли от власти. Кстати, как напомнил в беседе с ИА REGNUM глава Латвийского антифашистского комитета Эдуард Гончаров, "отмашка на "революцию зонтиков" была получена из самого "вашингтонского обкома", когда тогдашний посол США Кэтрин Тодд Бейли публично заявила, что нужно убирать из системы власти нашей страны трех олигархов: Айвара Лембергса, Андриса Шкеле и Айнара Шлесерса. Эти люди в той или иной мере не устраивали США, так как проявляли заинтересованность в проведении более самостоятельной политики Латвии". Также можно припомнить, что в ходе тех же самых событий оказалась "раскручена" фигура Сармите Элерте, в свое время возглавлявшей Латвийский фонд Сороса. Впоследствии она стала министром культуры, и все эти годы активно борется за "национальное государство" и против "русификации".

На нынешний момент власть "хапуг" полностью сокрушена. Народная партия и ЛППЛЦ ушли в политическое небытие и лишь СЗК продолжает существовать реликтом прошлой эпохи, прозябая в парламентской оппозиции. В нынешнем Сейме заправляет коалиция, состоящая из фракций Партии Реформ, "Единства" и Национального Союза, возникшего на основе слияния национал-радикальных партий Visu Latvijai! и ТБ/ДННЛ. Из этой троицы относительно умеренной политической силой могут считаться лишь "реформисты". С Нацсоюзом все понятно, а вот с "Единством" обстоит значительно сложнее. С одной стороны, в его рядах состоит не так уж мало "умеренных", в том числе и выходцев из рядов бывших "народников" и "шлесеристов". С другой - "Единство" обеспечило политическое прибежище и слишком многим национальным радикалам: достаточно вспомнить ту же Элерте или экс-министра иностранных дел Гирта Валдиса Кристовскиса, прославившегося своей перепиской с врачом-нацистом Айваром Слуцисом. В связи с этим, один из известнейших русскоязычных политиков Владимир Линдерман даже высказал оценку, что "я не вижу практически никакой разницы между Райвисом Дзинтарсом и "Единством". Перетекание голосов между этими партиями, по большому счету, роли не играет".

Восход Нацсоюза

Впрочем, мнение Линдермана можно признать чрезмерным. Руководство "Единства" хоть и не чурается использования национальной риторики, но все же старается чересчур ею не злоупотреблять - поскольку дорожит своим "цивилизованным имиджем". В этом плане "птенцы гнезда Дзинтарсова" куда и прямей, и радикальней. Их идеи, что характерно, находят себе все большее количество последователей. Еще в позапрошлом Сейме та же Visu Latvijai! никак не была представлена - в те времена она воспринималась в качестве достаточно маргинальной организации. Но после объединения со "старшими товарищами" из ТБ/ДННЛ, новоиспеченный Национальный Союз разом взял восемь мест в ходе выборов 2010 года в X Сейм. Всего год спустя, во время внеочередных выборов в следующий, XI Сейм, Нацсоюз "отгрыз" для себя уже 14 мест! Более того, собственным депутатом, Робертом Зиле, "союзники" обладают даже в Европарламенте. При этом, следует еще раз напомнить, что идеи, пропагандируемые Р. Дзинтарсом и членами его партии, разделяют и многие другие политики. Достаточно вспомнить существующую в Думе Риги депутатскую группировку "Демократические патриоты", недавно потребовавшую покарать "изменнические действия" депутата Сейма Карлиса Креслиньша, имевшего наглость общаться с представителями русскоязычной прессы на русском же языке. Ну а в том же Европарламенте, помимо Зиле, Латвию представляют не менее убежденные националисты от других партий: Сандра Калниете, Карлис Шадурскис, Инессе Вайдере и Кришьянис Кариньш. Рост популярности националистического мировоззрения в Латвии вполне подтверждает тот исторический тезис, что подобные умонастроения особенно овладевают сознанием масс в период затяжных экономических неурядиц и ухудшения уровня жизни.

Если данная тенденция не прервется, то через два года крайние националисты действительно могут получить полноту власти в государстве. Чем это обернется для многочисленных представителей местных нацменьшинств, объяснять не надо - можно ознакомиться с инициативами "висулатвийцев" последних лет. Так, они уже пытались собирать подписи за окончательную отмену обучения на русском языке в школах Латвии - и наверняка захотят снова вернуться к этой инициативе. Для ее воплощения им уже не придется собирать подписи, а достаточно лишь будет провести голосование в парламента. Резко усилится "охота на неблагонадежных" - недаром уже сейчас Р. Дзинтарс требует отправить в тюрьму того же Александра Гильмана за невинную статью о депортациях 40-х. После же своей победы националисты способны устроить массовые репрессии в отношении сотен людей: руководителей и активистов русскоязычной общины, а также неугодных журналистов и публицистов. Таким людям придется отстаивать свою честь по судам, а кому-то придется и отправиться в места не столь отдаленные. Это приведет к параличу русского политического движения, поскольку полностью в безопасности себя смогут ощущать лишь немногие "правильные", "карманные русские". Не исключено, что радикалы постараются отключить на территории республики российские источники массовой информации - по примеру Грузии. До тех же, кто пользуется спутниковыми тарелками, постараются донести, что просмотр вражеских телеканалов граничит с изменой, а потому наказуем. Местную русскоязычную прессу постараются задушить под грузом санкций и штрафов - те СМИ, что проявляют вольнодумство, станут или закрываться, или доводиться до полной покорности. Вполне могут найти свое воплощение и многие другие "проекты" оголтелых националистов, типа продвигаемого ими в настоящее время сноса Памятника воинам-освободителям Риги - что наверняка приведет к настолько мощному всплеску межэтнического конфликта, что побледнеют события вокруг "Бронзового солдата".

Голос разума

Нельзя сказать, впрочем, будто перспектива прихода к власти "отмороженных националистов" радует абсолютно всех латышей. Некоторые из них, даже будучи нелюбителями России и русских, стараются смотреть на ситуацию прагматично. Недавно на крупнейшем новостном портале страны Delfi была опубликована статья публициста Ингвара Мигласа, в которой оцениваются риски от возможного прихода "дзинтарят" к рычагам управления: "Представим себе сценарий, который может произойти в будущем. Например, Дзинтарс приходит к власти и начинает закручивать гайки русскому населению. Он думает, что он победил, и теперь-то покажет всем, что такое быть настоящим латышом. Но вдруг кто-то взрывает пару девятиэтажек в русских районах Риги, на следующий день все газеты мира пишут, что в Латвии происходит резня русских. Через пару дней русские танки будут стоять возле музея оккупации, а Дзинтарса будет судить трибунал повстанческой армии. Это не фантазия. Так было с Молдавией, так было с Грузией, это может произойти с Латвией. Никакие НАТО и США не помогут. В Брюсселе сотни комиссий будут работать над тем, чтобы найти причину не вступаться за Латвию. И они найдут эти причины. Дискриминация русских была? Была. Рекомендации ЕС и решения европейских судов игнорировались? Да. Марши нацистов были? Были. Много чего еще найдут и не заступятся, потому что отношения с крупным игроком важнее разменной монеты. Путин может захватить Латвию по любой причине - отвлечь внимание от внутренней революции или просто ради челябинских гопников, чтобы они за него проголосовали на следующих выборах. Демонстрация силы - старый политический прием. Латвия - как раз то самое место, где это можно сделать самым дешевым и безболезненным для России способом. И самое страшное, что русские латвийцы не будут этому сопротивляться. Они будут рассматривать это как освобождение. Латгальские пограничники скажут: "Ну, наконец-то!" Сядут на танк и покажут дорогу на Ригу. Потому что сейчас Латвия рассматривает русских в качестве чуждого населения..."

Разумные латыши не могут не понимать, что окончательное торжество националистов никак не послужит к благу Латвии. Страна и так страдает от демографического кризиса, а благодаря "нацикам" бегство из нее только усилится, причем многократно. И так уже население крайне болезненно относится к периодически возобновляющимся разговорам о том, что скоро Латвии придется завозить "рабочие руки", вместе с их обладателями, откуда-нибудь из стран третьего мира. Об этом нередко пишет местная пресса, ссылаясь, как правило, на мнение известного экономиста Райты Карните, заявившей, что уже через пять-шесть лет республика ощутит резкую нехватку рабочей силы и будет вынуждена открыть границу для иммигрантов. По мнению Карните, это абсолютно неизбежно, поскольку кому-то необходимо будет платить налоги, содержать государственные социальные службы и пенсионеров - коренных латвийцев к тому моменту останется слишком мало для данных целей. И замечательно здесь то, что особый гнев здесь выливается на именно представителей блока крайних националистов, которые так любят "стучать себя пяткой в грудь", восклицая "Лай дзиво брива Латвия!", но ничуть не возражают против возможного нашествия африканцев и азиатов. Посетители новостных ресурсов оставляют комментарии под статьями о будущем завозе иностранных работников: "Господа Дзинтарс, Парадниекс и компания! Что же это вы воды в рот набрали? Где многотысячные митинги под лозунгами "Не отдадим Латвию пришельцам с юга!"? Или вы никакие не националисты, а всего лишь банальные русофобы, придерживающиеся данной стратегии из соображений личной выгоды? Но так от вас отвернется даже самый преданный ваш электорат". Как написал один из разочаровавшихся в Дзинтарсе латышей: "Visu Latvijai! стала не ВЛ, а ВМЛ - "всех мигрантов в Латвию"! Тогда любой русский гопник с Маскачки покажется братом...."

Носители подобных мнений пока не являются главными производителями погоды на местном политическом небосклоне, но их немало. Что все же дает основания надеяться на победу разума и недопущение прихода "нациков" к полноценному управлению страной. И тогда Латвии не придется проходить этот гибельный путь "до стены", только лишь для того, чтобы убедиться в гибельности идей своих национал-радикалов.