Дмитрий Семушин: Грецию так или иначе придется выводить из зоны евро

Москва, 21 июня 2012, 11:23 — REGNUM  

20 июня из Греции сообщили, что правительственная коалиция в этой стране создана и премьер-министр - лидер партии Новая демократия Антонис Самарас назначен. Сразу после приведения к присяге в своем первом публичном слове Самарас поблагодарил греческий народ за "патриотизм, сильное национальное единство и доверие, и, что с Божьей помощью, мы будем делать все, что мы можем сделать для людей, чтобы выйти из этого кризиса".

Хороший темп, по сравнению с тем, что происходило в Греции в предшествующий год, - отметим мы. Ведь только 17 июня в Греции на повторных всеобщих парламентских выборах победу формально одержали сторонники принятия 130 млрд. "пакета помощи" от ЕС, ЕЦБ и МВФ. Греки продемонстрировали свое желание остаться в еврозоне на условиях, которые им продиктовал центр ЕС и МВФ. Воля греческих избирателей лишает Европу возможности уже сейчас стать свидетелями исторической драмы. Дальше действие в Греции, как представляется нам, обречено идти по более вялому и внешне невыразительному сценарию. Но итог его будет однозначным. Греции придется отказаться от евро.

Партии сторонников принятия "пакета помощи" получили: либерально-консервативная партия "Новая демократия" (НД) - 29,53% (128 мандатов), социалистическая партия "Всегреческое социалистическое движение" (ПАСОК) - 12,2% (33 мандата).

Противники принятия пакета помощи получили: левые - "Коалиция радикальных левых" (СИРИЗА) - 27,1% (72 мандата), "Демократические левые" (ДИМАР) - 6,23% (17 мандатов), Коммунистическая партия Греции (ККЕ) - 4,47% (12 мандатов); правые - консерваторы "Независимые греки" (АНЕЛ) - 7,56% (20 мандатов) и крайне правые "Хриси Авги" (рус. перевод Золотая Заря) - 6,95% (18 мандатов). Прочие - 5,96%.

Предварительные прогнозы результатов выборов 17 июня, публиковавшиеся в конце мая, полностью подтвердились. Партия Новая демократия обошла СИРИЗА, но с незначительным отрывом в два с небольшим процента. Поэтому победа сторонников "за" принятие пакета не выглядит убедительной, как нам сейчас пытаются представить. В целом, внешне выборы 17 июня повторили результат выборов 6 мая с небольшой коррекцией в сторону поляризации вокруг двух определившихся центров. Это свидетельствует о стойкости предпочтений греческих избирателей. И 6 мая, и 17 июня на выборах в Греции победила право-консервативная партия Новая демократия - соответственно ее результат 108 депутатских мест (6 мая) и 129 (17 июня). Разница, как видим, всего 19 мандатов прироста. Но, если мы сравним результаты главного соперника Новой демократии - левой радикальной партии СИРИЗА - соответственно ее результат 52 (6 мая) и 71 депутатский мандат (17 июня), то итог этот зеркально отражает Новую демократию. Разница все те же 19 мандатов прироста. Совпадение это кажется удивительным. Его можно трактовать как случайное. Но это не так. Оно связано с общими процессами поляризации сил двух лагерей, один из которых объединился вокруг Новой демократии, другой вокруг СИРИЗА. Прирост голосов левых радикалов произошел за счет двух противоположных крайностей левого спектра избирателей. То, что потеряли греческие коммунисты и социалисты ПАСОК, обрела СИРИЗА. Те же самые процессы отмечаются и в правой части греческого политического спектра. На повторных выборах греческие избиратели дали меньше голосов за право-консервативную партию "Независимые греки" и за правых радикалов ультра-националистов из "Золотой зари". Несмотря на отчаянные репортажи о торжестве неофашистов в политической жизни Греции, греческое общество не впадает в экстремизм и демонстрирует пока политическое трезвомыслие. СИРИЗА - это не ортодоксальные греческие коммунисты. И до уровня европейских "новых левых" эта партия по всем параметрам еще не дошла. Весьма знаменательно вытеснение из левого спектра греческой политики ее ветерана ПАСОК. Результаты этой партии на выборах 6 мая и 17 июня все более катастрофичны для нее. Но главная драма этой партии впереди. Неминуемый союз с Новой демократией - вот чаша цикуты для ПАСОК.

Итоговая раскладка сил в греческом парламенте по результатам выборов 17 июня выглядит следующим образом: "за" пакет - 161 депутат; "против" - 139. Но это только формальный итог. Не будем забывать, партия, одержавшая относительную победу на выборах - Новая демократия, по греческим избирательным правилам автоматически дополнительно получила еще 50 парламентских мандатов. Убери мы этот 50-ти мандатный бонус, и окажется, что общий итог греческих выборов выглядит иначе: "за" пакет - 111 депутатов; "против" - 139. Разумеется, мы не являемся сторонниками формального следования принципам демократии вплоть до доли процента голосов избирателей на выборах. Но факт остается фактом, относительное большинство греческих избирателей на прошедших выборах высказалось "против" принятия пакета помощи от ЕС, ЕЦБ и МВФ. Просто НД чуть лучше мобилизовала своих избирателей и на два процента 17 июня обошла СИРИЗА. Правильней говорить, что в настоящее время греческое общество расколото и поляризовано по актуальной социально-экономической проблематике ровно половина на половину. Это означает, что с трудом сформированное сейчас правительство сразу же попадает в неустойчивое положение. Оно легко будет подвержено политическим кризисам. Источники этого кризиса могут быть, как в стенах греческого парламента, так и на улице. Лидер СИРИЗА Алексис Ципрас прекрасно понимает мощную народную составляющую за его спиной и не упустит возможности использовать этот потенциал противодействия будущему правительственному курсу Новой демократии. В этих условиях он не будет вступать ни в какие коалиции для "спасения" греческого общества по текущим рецептам МВФ и ЕС. Время работает на него.

На следующий день после греческих выборов 18 июня мировые товарные и валютные биржи утром в ответ на их итоги продемонстрировали положительные тренды. Однако праздник оптимизма капитала в тот день был испорчен Испанией. Именно в этот день затраты по займам на 10-летние облигации этой страны достигли опасной 7-ми процентной отметки. Это означает, что проценты за риск для Испании выросли настолько, что кредитные рынки закрываются перед этой страной. Оптимизм по случаю греческих выборов на биржах сменился ставшим уже привычным тревожным ожиданием.

В Греции в этот день лидер партии Новая демократия Антонис Самарас получил от президента Греции Каролоса Папульяса трехдневный мандат на формирование правительства. Самарас предложил создать "большую коалицию" для спасения страны. В нее он предложил вступить и СИРИЗА. Понятно, какой ответ он получил от Ципраса - отказ. Выше мы объяснили мотивы лидера левых радикалов. Отметим, что НД и ПАСОК имеют потенциал для создания коалиционного правительства - 161 мандат (необходимый минимум - 151). Формально им не нужны партнеры. Но ключевую роль в формировании правительственной коалиции играет отнюдь не право-консервативная Новая демократия, а социалистическая (фактически, социал-либеральная) ПАСОК. Первоначально ПАСОК согласилась участвовать в правительстве с НД только при условии вхождения в коалицию СИРИЗА. После того, как Ципрас отказался, ПАСОК стала искать партнера для коалиции слева в лице партии Демократические левые (17 мандатов). ПАСОК, выступающая за принятие "пакета помощи", хочет вступить в коалицию с НД. Но подобный шаг является политическим самоубийством для ПАСОК - справедливо считают ее лидеры. ПАСОК 17 июня повторила в худшем виде провальный для нее результат выборов 6 мая. Традиционный избиратель социалистов или остался дома, или проголосовал за СИРИЗА. Партии грозит окончательная потеря электората в левом спектре греческих избирателей. Поэтому ПАСОК была крайне заинтересована в том, чтобы ответственность за коалиционное правительство с НД разделила вместе с ней еще одна левая греческая партия. Таковой и стала партия Демократические левые. Во вторник 19 июня лидер ПАСОК Евангелос Венизелос провел переговоры о вступлении в коалиционное правительство со своим коллегой лидером демократических левых Фотисом Кувелисом. После переговоров Венизелос сообщил репортерам, что он "оптимистично" смотрит на перспективу создания правительственной коалиции. В среду 20 июня было объявлено, что коалиция из Новой демократии, ПАСОК и партии Демократических левых создана. Лидер ПАСОК Венизелос, сыгравший ключевую роль в создании коалиции, заявил, что члены его партии, по-видимому, не будут работать на министерских постах. Но и без этого, отметим, тот груз ответственности, который взяла на себя ПАСОК, может тяжело отразиться на репутации этой партии. Не трудно заметить, что своим решением о сотрудничестве с Новой демократией ПАСОК и демократические левые всю левую оппозиционную политику отдали в распоряжение СИРИЗА и коммунистов. Это усиливает и без того сильную оппозицию, что делает положение коалиционного правительства неустойчивым.

Самарас - четвертый премьер-министр Греции за последние восемь месяцев. Ему 61 год. Он опытный политик. В греческой политике Самарас с 1977 года. Имеет опыт управления различными министерствами. Самарас занимал посты министра экономики Греции (1989), министра иностранных дел Греции (1989-1992) и до 6 октября 2009 года министра культуры Греции в правительстве Новой демократии под руководством Костаса Караманлиса. В греческой политике он отличился созданием "македонского вопроса". Именно Самарас инициировал многолетний конфликт Греции с Македонией из-за названия последней.

Внешне это рафинированный европеец. Образование экономиста он получил в США. В том числе, за плечами у него престижный Гарвард. Но здесь надо отдавать отчет, что в личном плане он является выраженной традицией. Самарас происходит из семьи крупных оптовых торговцев Восточного Средиземноморья эпохи еще Османской империи. Предки его делали состояние на торговле хлопком из Египта, где они и жили в греческой диаспоре. В настоящее время европейские политики и экономисты жалуются на паралич власти в Греции, на невозможность побороть традиции и превратить эту страну в современное демократическое государство. В этом отношении в личностном плане Самарас не лучший выбор, поскольку сам он - воплощенная традиция Средиземноморья. Правда, это не означает, что новый премьер причастен к коррупции. Гораздо важнее здесь тот круг, который стоит за ним. В историческом плане личность Самараса - это сон о фесках, фелугах и греческих то ли торговцах, то ли контрабандистах.

Возглавляемое Самарасом коалиционное правительство с Новой демократией во главе нуждается сейчас в ободрении Запада. Лидер НД Самарас перед нынешними выборами обещал избирателям провести новые переговоры с тройкой кредиторов ЕС, ЕЦБ и МВФ о новых условиях предоставления "пакета помощи" Греции. Он уверял, что возглавляемое им правительство Греции найдет средства для стимулирования роста экономики страны и снижения уровня налогов. Греческие избиратели поверили ему, а не левым радикалам Ципраса, который также обещал подобного рода переговоры. Просто Самарас в этом отношении выглядел более приемлемой фигурой для Запада, чем радикал Ципрас. Самарас высказал и конкретные пожелания тройке ЕС, ЕЦБ и МВФ - вместо двух лет выполнения программы экономии в €11.7 млрд. растянуть ее на четыре года.

Переговоры о формировании правительства в Греции проходили на фоне саммита G20 в Лос-Кабосе в Мексике. Лидеры Запада не преминули высказаться по возможности уступок и вознаграждения греков за их выбор 17 июня 2012 года. Ангела Меркель, обретшая в последнее время в Европе и мире образ Бисмарка в юбке, то ли "стальной фрау", то ли "железной канцелерин", разумеется, сказала - "нет". Она заранее предупредила: "Выборы не могут поставить под сомнение обязательства, взятые Грецией. Мы не можем идти на компромисс по вопросу реформ". На пресс-конференции в ходе саммита G20 она подтвердила, что лидеры Греции "должны быстро выполнить свои обязательства" по сделке спасения Греции. Президент США Барак Обама, тем не менее, выразил надежду, что Афины и ее "международные партнеры" могут реформировать Грецию "таким образом, чтобы предложить перспективы успеха и процветания для греческого народа". На дипломатическом языке это означает, что грекам следует дать послабление. Во вторник 19 июня последовало обнадеживающее для греков заявление от Евросоюза о том, что международные кредиторы будут пересматривать программу, на которой основан второй пакет финансовой помощи. Оправданием этого является якобы затянувшийся правительственный кризис и связанный с ним паралич власти в Греции. Уступки Греции, возможно, тройка и сделает, но лишь для укрепления позиций правительства Самараса. Они будут непринципиальны. Европейский Союз будет очень осторожно разгребать греческие финансовые завалы для того, чтобы не спровоцировать более серьезный кризис в другом месте.

Теперь о главном камне преткновения греческих граждан - "пакете помощи" международной тройки, вернее о требованиях сопутствующих ему. Греция обязана сократить свой бюджетный дефицит с 9.3% ВВП в 2011 году до 2% в 2014 году. Для этого от Греции требуют сократить бюджетные расходы уже в этом году на €3 млрд. Общая сумма бюджетной экономии к 2014 году должна составить €11.7 млрд. Для сокращения бюджетных расходов уже в 2012 году планируется "сократить" 15 тыс. человек государственных служащих, а к 2015 году - 150 тыс. человек. Для повышения доходной части бюджета международные опекуны и кредиторы требуют провести приватизацию к 2015 году на сумму в €15 млрд. Греческое государство должно повысить собираемость налогов. Особенно грекам сейчас не нравится сокращение минимальной зарплаты в этом году на 22%, с €750 примерно до €600 и уменьшения пенсий до уровня €300. Вводится трехлетний мораторий на рост заработной платы. От греков требуют либерализовать трудовое законодательства с той целью, чтобы упростить процедуры найма и увольнения. Требования к снижению минимальной зарплаты и пенсий в Греции не представляются нам чрезмерными. Их можно снижать и дальше до уровня стран Центральной Европы. Однако здесь нужно учитывать, во-первых, что снижение это происходит на уровне беспрецедентной безработицы в 22%. При этом половину безработных составляет молодежь. И, во-вторых, учитывать социально-психологический фактор. Грекам тяжело принять фактическое "отлучение" от мира Запада - его "потребительской корзины".

Главной целью режима бюджетной экономии в Греции является сокращение долговой нагрузки Греции с нынешних 177% к 2020 году до 116% от ВВП, т. е. сокращение долговой нагрузки страны примерно на треть. В настоящее время задолженность на одного грека составляет €33,6 тыс. Государственный долг Греции достиг в 2011 году размера в €356 млрд. При этом валовой продукт Греции составлял в 2011 году €182 млрд. По ВВП в 2011 году на душу населения - €19 тыс., Греция сопоставима со странами Центральной Европы - Польшей, Венгрией, и Словакией. В первом квартале 2012 года падение ВВП Греции составляет минус 6,2% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Европейская комиссия предполагает, что общее сокращение ВВП Греции в 2012 году составит 4,4%. Более реальные представления об экономическом потенциале Греции дает статистика ее товарооборота. В 2011 году Греция импортировала товаров и услуг на сумму €67,7 млрд., а экспортировала на сумму €57,7 млрд. При этом в греческом импорте 80% составляют товары, а 20% услуги, а в экспорте это соотношение 50 на 50%. Здесь, в частности, отметим, что Греции для поддержания ее энергетики в год необходимо приобретать у российского Газпрома 2,1 млрд. кубометров природного газа.

По сравнению с другими странами еврозоны, получившими финансовую помощь, Греция представляется сейчас "черной дырой" со своими €240 млрд. (май 2010 - €110 млрд. и март 2012 года - €130 млрд.). Для сравнения: Ирландия ноябрь 2010 года - €67.5 млрд.; Португалия май 2011 года - €78 млрд. Помимо этого, Греции были списаны долги частных инвесторов на сумму €107 млрд. При этом только вклад одной Германии в финансовое "спасение" Греции на сегодняшний день составляет €65,5 млрд.

Всю эту статистику мы расписали лишь для того, чтобы показать, что суммы планируемой экономии, которые вызывают столь яростное неприятие у греков, не идут ни в какое сравнение с масштабностью долговой проблемы. Последнее обстоятельство и означает, что Грецию так или иначе придется выводить из зоны евро. С помощью правительства Самараса европейцы надеются сделать этот процесс не таким болезненным для финансов и экономики остальной Европы, да и всего мира.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail