Главной задачей на ближайшие годы в Узбекистане, по мнению экспертов МВФ, должно стать снижение уровня инфляции ниже 10% при сохранении жесткой налогово-бюджетной политики.

МВФ отмечает, что инфляция в Узбекистане (в пределах 13%) гораздо выше данных правительства, которое, напротив, утверждает, что ее уровень в 2012 году не превысит 7-9%. На самом деле инфляция в Узбекистане на протяжении последних 15 лет была не менее 30%, и экономического роста не наблюдалось.

В ответ на рекомендации МВФ узбекское правительство 28 мая выпустило директиву, ужесточающую доступ к статистической информации, с целью "повышения уровня информационной безопасности, обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, предотвращения ее утечки, либо искажения". Это говорит о том, что реальную статистику власти открывать не собираются, как и не намерены прислушиваться к рекомендациям, однако вряд ли не понимают, что отсутствие транспарентности лишь усугубит рецессию.

Неинтегрированная узбекская экономика устойчива к внешним финансовым рискам за счет экспорта сырья и денежных притоков от трудовых мигрантов, трудящихся в России. Отсутствие честной государственной статистики, наличие жесткой административной системы, широко распространенные теневые механизмы, неконвертируемость национальной валюты, стремительный рост инфляции, опережающий объем ВВП, тормозят развитие.

В прошлом году, по оценке местных экономистов, в Узбекистане наблюдалась гиперинфляция, когда цены на продукты питания значительно выросли. По данным международного агентства Heritage Foundation из США, Узбекистан занимает одно из последних мест в рейтинге экономической свободы и входит в категорию "абсолютно несвободных".

Зимой 2012 года президент Ислам Каримов был вынужден признать, что из-за сокращения экспортных возможностей и валютных поступлений страну ожидают сложности. Хотя понятно, что снижение валютных поступлений связано с нежеланием инвесторов вкладывать деньги в узбекскую экономику, где нет никаких гарантий. Ведь рейдерские наскоки на иностранных инвесторов, например, на Oxus Gold, Spentex Toshkent Toytepa, "Вимм-Билль-Данн", турецкие "Демир" и "Туркуаз", отъем "Бекабадцемента", в который были вложены значительные средства казахстанских и российских предпринимателей, проблемы, связанные с "Zaravshan-Newmont", InterContinental Hotels Group и многих других, существенно ухудшили инвестиционный климат в Узбекистане.

Эти факты должны насторожить международные финансовые институты и заставить их подходить более взвешенно к сотрудничеству с узбекским режимом, свести к минимуму сиюминутные экономические и политические интересы.

До 2012 года МВФ принимал на веру все данные властей и своим авторитетом подтверждал ежегодный отчет Госкомстата Узбекистана, что приводило лишь к дезориентации потенциальных иностранных инвесторов и делового мира, которые пытались начать работать в стране.

МВФ сейчас признал непрозрачность статданных, и это говорит о том, что настало время менять подходы, как это уже сделал, к примеру, Европейский банк реконструкции и развития, занявший осторожную позицию по отношению к Узбекистану.

По оценке местных экспертов, за минувшие четыре года произошла полная заморозка деловой активности двух сторон, что ясно заметно на графике предоставления кредитов ЕБРР узбекским предпринимателям. ЕБРР критикует Узбекистан за авторитарность, непоследовательность экономических преобразований, отсутствие свободы слова и систематические пытки в местах лишения свободы. Сотрудничество свелось к функционированию представительства ЕБРР в Ташкенте, что с деловой точки зрения нонсенс для Узбекистана - крупнейшей страны в Средней Азии.

Ташпулат Юлдашев, узбекский политолог, базирующийся в США