"Контуры политической реформы, объявленной руководством страны в декабре 2011 года, размываются буквально на глазах. По существу, от них осталось лишь название, а содержательная часть сводится к прежнему знаменателю - "держать и не пущать!", сохранению прежней монополии на власть у одной партии, одной группы лиц. Так называемые изменения сводятся к решению именно этой (и никакой другой) задачи, только в иной, более цветистой упаковке, да еще и с хитроумно составленной инструкцией". Как 20 июня сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе иркутского отделения "Справедливой России", об этом заявил депутат Законодательного собрания Иркутской области от партии "Справедливая Россия" Владимир Матиенко.

Комментируя возвращение прямых выборов глав регионов (закон "О выборах губернатора Иркутской области принят сегодня, 20 июня - ИА REGNUM), Владимир Матиенко отметил, что "казалось бы, надо радоваться - ошибочная модель, предложенная в 2004 году, отменяется, и возвращаются прямые выборы". "При первом же знакомстве с текстом федерального закона, только что принятого голосами "Единой России" вопреки депутатам от оппозиционных партий, становится ясно - нет, вместо прямых выборов вводятся, так называемые, выборы с фильтром, - считает депутат. - Теперь будущий кандидат в губернаторы обязан заручиться письменной (нотариально заверенной) подписью от 5 до 10% - на усмотрение каждого региона - от общего числа муниципальных (городских, районных, поселковых, сельских) депутатов".

"Для Иркутской области фракция "Единая Россия" в Законодательном собрании предлагает установить 5-процентную планку, но это ничего не меняет в принципе, - говорит Владимир Матиенко. - 5% - это примерно 250 депутатов (259 - ИА REGNUM). Таким числом располагает только "Единая Россия". Но "перестраховщики от суверенной демократии" идут дальше: каждому из депутатов дозволено поддержать выдвижение лишь одного кандидата. Однако и этого мало. Подписи нужно собрать не менее чем в 75% общего числа муниципальных образований региона. Так что если у вас большая поддержка, скажем, в Иркутске, но нет сторонников среди горстки депутатов малонаселенных районов Крайнего Севера - не быть вам кандидатом в губернаторы".

"Губернатор Сергей Ерощенко заявил о своем намерении учитывать интересы всех партий. Но закон не должен учитывать личность руководителя, а быть универсальным для любых условий. Этот губернатор намерен, а если другой не намерен? Административный ресурс региональной власти легко позволяет ей воздействовать на местных депутатов в нужном направлении и тем самым сформировать "нужный" список кандидатов в губернаторы", - подчеркнул депутат-справедливоросс.

"Но, как оказалось, и муниципального фильтра недостаточно. Ему на помощь предоставлена тяжелая артиллерия - фильтр федеральный: предусмотрены некие консультации с президентом страны по кандидатурам в губернаторы от политических партий. А что если на этих консультациях глава государства порекомендует сильному кандидату от одной из оппозиционных партий не участвовать в выборах? И что случится, если в ответ услышит отказ? И почему в иркутском варианте законопроекта о губернаторских выборах не предусмотрена возможность самовыдвижения кандидата? И с какой это стати у президента остается право уволить всенародно избранного губернатора не по решению суда, а в "связи с утратой доверия"?", - задает вопросы депутат.

"Убежден, что первые же губернаторские "выборы с фильтром", которые пройдут ближайшей осенью в некоторых регионах, покажут их искусственность, надуманность, абсурдность новой схемы, - считает Владимир Матиенко. - В качестве одного-двух конкурентов кандидату от "Единой России" будут выдвинуты символические фигуры, не имеющие шансов на победу, но "почему-то" с легкостью собравшие среди муниципальных депутатов подписи в поддержку своего выдвижения. И вскоре несостоятельность нового закона станет очевидна большинству избирателей, у которых вряд ли возникнет желание участвовать в подобного рода инсценировках".

"Считаю, что было бы правильным отклонить на сессии ЗС 20 июня законопроект о выборах губернатора Иркутской области и выйти на федеральный уровень с инициативой о пересмотре федерального закона. Тем самым региональный парламент проявил бы политическую ответственность, которой ему не всегда хватало на протяжении своей работы", - подчеркнул депутат.

Ранее ИА REGNUM сообщало, что закон "О выборах губернатора Иркутской области" был принят на сессии в первом и окончательном чтении. За его принятие проголосовали 29 депутатов, против - десять.

Региональный закон предусматривает способ выдвижения кандидата зарегистрированной политической партией. При этом кандидат на пост губернатора региона может быть беспартийным гражданином, так как в законе не установлен политический ценз. Для этой формы выдвижения кандидата предусмотрен сбор подписей в его поддержку 5% депутатов или выборных должностных лиц муниципальных образований, что по Иркутской области составляет 259 человек. Из этого числа граждан 40 человек должны поддержать кандидата на уровне муниципальных районов и городских округов.

В случае рассмотрения и принятия такой формы как самовыдвижение, согласно федеральному законодательству, в областном законе необходимо было бы прописать, что кандидату, выдвигающемуся самостоятельно, без поддержки политической партии, необходимо собрать подписи 259 депутатов и выборных должностных лиц муниципалитетов, а также подписи от 0,5 до 2% избирателей региона (что для Иркутской области составит приблизительно от 9,5 тысяч до 38 тысяч подписей).