Переговоры по иранской проблематике в Москве уже дают вполне неожиданный результат, причем их результативность становится заметной, когда обращаешь взоры на ситуацию в Сирии и вокруг нее.

За истекшую неделю самым удивительным итогом стал переход на позиции России по Сирии генсека ООН Пан Ги Муна, который 19 июня обратился к властям США с призывом задействовать в обсуждении путей решения сирийского конфликта руководство Ирана. "Лучше иметь более широкий круг участников", - сообщил Пан Ги Мун журналистам после того, как президенты США и России накануне договорились работать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы положить конец конфликту в Сирии. Таким образом, это уже не частное мнение Москвы или спецпредставителя ООН по Сирии Кофи Аннана, а точка зрения так называемого мирового сообщества. Само собой разумеется, что такой прыти у Пан Ги Муна, успевшего себя зарекомендовать как послушный проводник курса держав Запада (в той же Ливии), не было бы, не будь встречи Путин-Обама в Мексике. Остается узнать, как именно противники вовлечения Ирана в процесс урегулирования по Сирии начнут сейчас тормозить ситуацию.

А тормозить "друзьям Сирии" придется. Проблема в том, что саудитами и катарцами потрачено слишком много сотен миллионов долларов на свержение Башара аль-Асада, чтобы все внезапно прекратить и к тому же публично признать, что у Ирана в Сирии и, вообще, на арабском Ближнем Востоке есть свои законные интересы, которые к тому же надо учитывать. Как будут западные державы корректировать свои прежние публично выраженные точки зрения по вопросу участия Ирана в сирийском вопросе, сказать сложно. И поэтому, скорее всего, со стороны "друзей Сирии" будет использован иной план - при изменении риторики и публичном согласии на то или иное (видимо, все же косвенное) участие Тегерана в обсуждениях, в реальности предпринять все возможное, чтобы новая конференция по Сирии или не состоялась бы, или была бы сорвана. Лучший способ - это дальнейшая милитаризация и эскалация насилия в Сирии. Именно таким образом было сорвано исполнение плана Кофи Аннана, и нет никаких оснований считать, что метод, уже однажды сорвавший перевод урегулирования на мирные рельсы, не будет задействован еще раз.

Но бросается в глаза, что помимо встречи Путин-Обама на ситуацию ярко повлияли некоторые нюансы переговоров в Москве по Ирану. И это тоже повлияло на позицию Пан Ги Муна, ведь он молчал и вчера, и два дня назад. Если верить словам замминистра иностранных дел России Сергея Рябкова, стороны не теряли ни минуты, разговор шел буквально пункт за пунктом по всем аспектам позиций Ирана и "шестерки", но переговоры настолько сложные, что "двух дней нам тоже будет мало". Позиции сторон пока сложны и трудносовместимы. "Здесь имеет значение не только содержание, но и последовательность шагов, которые стороны должны предпринять, - подчеркнул Рябков. - Как совместить эти позиции - это, наверное, основная трудность".

Известно, что Иран сумел настоять на рассмотрении его пяти-шести контрпредложений, хотя замсоветника президента США по национальной безопасности Бен Родс утверждал, что якобы "шестерка" в ответ на эти контрпредложения была консолидирована и единодушна и прореагировала достаточно жестко, отметив, что "ответственность на стороне Ирана, и он должен выполнить свои обязательства". А представитель главы европейской дипломатии Майкл Манн заявил, что итоги переговоров будут зависеть от ответа иранской стороны на предложения посредников. "Мы обсудили наши предложения сегодня, получится ли из них что-то, это мы увидим завтра. Это будет зависеть от иранского ответа", - сказал он журналистам 18 июня, но признав, что первый день московского раунда переговоров носил более содержательный характер, чем предыдущий раунд, который прошел в Багдаде.

Однако уже 19-го верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон попросила паузу до полудня, чтобы осмыслить предложения Ирана и ответ Тегерана на предложения "шестерки". Следовательно, Тегеран заставил таки задуматься Запад - и, видимо, в том плане, что отказ на контрпредложения Ирана может в глазах мировой общественности означать, что теперь "ответственность на стороне Запада".

Есть мнение, что Тегеран как бы предложил Западу "вариант примирения". Внешние впечатления таковы, что на этот раз дискуссия была более содержательной, интенсивной, но непростой. Манн отметил, что Иран ответил на предложения, которые были сделаны в Багдаде. К ним у Тегерана возникли вопросы. "Мы обсуждали предложения, сделанные в Багдаде. Тогда в Багдаде реального обсуждения у нас не было. Сейчас с обеих сторон были представлены некие идеи, причем довольно детально. Но никакого соглашения и решения пока нет. Мы продолжим обсуждение, вернемся и посмотрим, куда идти теперь", - сказал Манн.

При этом вполне известны как требования "шестерки" к Ирану, так и основной контрдовод Тегерана - 1) Запад должен публично признать и без оговорок право Ирана на развитие ядерной энергетики, развитие ядерной программы в мирных целях; 2) международные санкции против Ирана незаконны. В Москве переговорщик от иранской стороны, замсекретаря Высшего Совета нацбезопасности Ирана Али Багери заявил на пресс-конференции: "Передача иранского ядерного досье из МАГАТЭ в СБ ООН была незаконной, таким образом и принятие различных санкций и резолюций против Ирана не имеет никакого юридического обоснования". При этом еще 18 июня источник в иранской делегации, комментируя позицию Тегерана на московском раунде переговоров с "шестеркой", заявил, что иранская сторона "не боится провала московского раунда". "Иран ожидает, что группа "пять плюс один" будет следовать договоренностям, достигнутым в Багдаде, о проведении переговоров по пяти сюжетам, предложенным Тегераном, - сказал источник. - Если мы не договоримся по этим пяти пунктам, мы не видим смысла в следующих раундах переговоров".

Не исключено, что именно это и заставляет сейчас Запад (вместе с Пан Ги Муном) мучиться сомнениями - конечно же, в совокупности с тем, что встреча Путин-Обама в Мексике также дала свои результаты. Впечатление такое, что в западных столицах и Нью-Йорке хотят понять, но пока никак не могут - и на что же готов Иран, если московский раунд переговоров окончится безрезультатно. В этой связи следует обратить внимание на дезинформацию, запущенную во вторник базирующимся в Дубае межарабским телеканалом "Аль-Арабийя", о том, что якобы в ближайшее время на территории Сирии пройдут военные учения с участием российских, китайских, сирийских и иранских войск, причем будет задействовано чуть ли не 90 тысяч человек, и так далее.

И хотя помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало уже опроверг эту дезу, тем не менее, предлагаю наложить "утку" от телеканала "Аль-Арабийя" на дезинформацию турецких СМИ (газета "Sabah") о том, что якобы российские спецслужбы следят "с территории Сирии", да еще из преимущественно армянонаселенного Кесаба, за турецкой территорией, в частности, за военной базой НАТО в Инджирлике, да еще делают это с помощью какой-то радарной установки на сирийско-турецкой границе". В предчувствии фиаско на переговорах в Москве, а также в дискуссии о необходимости новой конференции по Сирии с участием Ирана, оппоненты России готовят некий план комбинированных действий, и сейчас развертывается стадия информационно-пропагандисткого обеспечения данного плана.

В конце концов, разве такая уж случайность, что после "перезагрузки" на посту лидера "сирийской оппозиции" и появления в игре курда Абдельбасета Сида, произошли также два события, связанных с курдским фактором региона? С одной стороны, вице-премьер Турции Бюлент Арындж заявил 17-го о том, что лидеру Курдской Рабочей партии (РКК) Абдулле Оджалану, отбывающему пожизненное заключение на острове Имралы, может быть изменена мера пресечения в виде домашнего ареста. С другой - стало известно, что на прошлой неделе прошла серия встреч руководства Курдской Национальной Ассамблеи Сирии (KNA) с представителями Госдепартамента США, в том числе с отозванным из Дамаска послом США в Сирии Робертом Фордом и специальным координатором администрации Обамы по Сирии Фредом Хофом.

Первое из отмеченных событий уже привело к очередным скандалам в Анкаре. Премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану лично пришлось оправдываться за слова своего заместителя. Но кто не заметил, что Б.Арындж столь нетривиальным способом "зондировал почву" после того, как руководители РФ и Китая дали авансы Турции в плане возможного сближения с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), а в регионе побывала госсекретарь США Хиллари Клинтон, и, наконец, партизаны PKK вновь усилили атаки на турецких военных?

Сейчас же в Мексике состоялась и встреча Путин-Эрдоган. А второе событие получило развитие в телефонном интервью президента KNA Сирии Шеркоха Аббаса...израильской газете "Jerusalem Post", в котором Ш.Аббас резко раскритиковал идею о том, что курды должны сотрудничать с оппозиционным сирийским Национальным Советом и заявил, что Сирию необходимо "расчленить на этнические анклавы". Вкратце - только таким образом, по его мнению, Сирию можно вырвать из сферы иранского влияния и из состава возглавляемого Ираном "шиитского полумесяца". Сирийские курдские, друзские, алавитские и суннитские "федеральные образования", по мнению Ш.Аббаса, "не будут заинтересованы в союзе с Ираном".

Одновременно, по его убеждению, федеральная Сирия не сможет превратиться в суннитскую теократию, в которой господствуют салафиты и "Братья Мусульмане". Ш.Аббас считает, что в деле разрушения Сирии ему и другим энтузиастам может сильно помочь Израиль. В дальнейшем федеральная Сирия, разделенная на 4-5 регионов по этническому и религиозному признаку, будет служить "естественным буфером" между Израилем и радикальным шиитским и суннитским исламом. Эпилог же, зафиксированный сугубо курдскими СМИ, вообще впечатляющий. Ш.Аббас призвал Ф.Хофа и Р.Форда к созданию "курдского государства, состоящего из автономного курдского региона в Сирии, который присоединится к иракскому курдскому региональному правительству, или, возможно, к созданию еще большего государства - "Великого Курдистана". Ш.Аббас на встрече заявил: "Курдский народ во всех частях Курдистана надеется на создание Великого Курдистана. Мы можем достичь этой великой цели только с помощью западных демократий, в первую очередь и, прежде всего, с помощью США".

Планы грандиозны, как и те дезинформационные вбросы, которые продемонстрировали телеканал "Аль-Арабийя" и турецкая газета "Sabah". Даже неспециалистам понятно, что, например, если есть хоть какие-то правовые основания для появления в той же Сирии военных из РФ и ИРИ, то подобных оснований нет в плане военных из КНР. Или: при наличии пока что еще функционирующей Куткашенской РЛС, охват которой достигает чуть ли не островов Диего-Гарсия в Индийском океане, нет необходимости следить за Турцией из Сирии, да еще из Кесаба. Но в случае с очередными сливами дезинформации на арене - лишь военно-информационные маневры конкурирующих сторон. А вот в случае с очередным будированием курдского фактора (возможность перевода из тюрьмы под домашний арест А.Оджалана, очередные разговоры о "Великом Курдистане" и т.д.) мы имеем дело уже с предпринимающимися последовательными шагами реформаторов Ближнего Востока, в какой бы из столиц они ни восседали.

Лично меня очень беспокоит иной тонкий нюанс в этой возне - то, что на примере Сирии и, возможно, кулуаров ситуации вокруг Ирана, кто-то усиленно пытается как бы присовокупить и армянский фактор. Так сказать, вновь сдать в одни руки курдскую и армянскую карты. Исторический опыт свидетельствует не в пользу подобного винегрета в геополитических играх на Ближнем Востоке. Стадии форсажного развития событий по указанным стратегическим направлениям и странам надо будет ожидать после того, как будут обобщены итоги Московских переговоров и стороны выступят с их промежуточными оценками.

Эксперт по проблемам региональной политики Сергей Шакарянц