Проект антироссийской железной дороги по маршруту Иран - Афганистан - Таджикистан - Киргизия - Китай никогда не будет принят - об этом в интервью ИА REGNUM заявил казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, комментируя заявление посла Ирана в Киргизии Манучехра Моради, который заявил о поддержке маршрута Китай - Киргизия - Узбекистан.

По мнению Марата Шибутова, "ситуация довольно проста. Ирану нужно иметь несколько новых сухопутных путей получения грузов и экспорта. Путь на запад Ираном контролируется слабо, особенно если свергнут (лидера Сирии Башара) Асада. На юге - Индийский океан, где господствуют американский и индийский флоты. На востоке - Афганистан с его постоянными рисками. Остается только север и северо-восток, поскольку на северо-западе находится проамериканский Азербайджан. Получается, Ирану нужно идти на север и северо-восток, чтобы взаимодействовать с дружественными Россией и Китаем через нейтральные к Ирану страны Средней Азии и Казахстан. При этом строить все нужно быстро, чтобы строительству железных дорог не смогли помешать".

Дело в том, поясняет эксперт, "быстро, дешево и минимальные риски - это дорога через Узбекистан, где можно использовать уже имеющуюся железную дорогу (с перегрузкой на другую колею) к примеру. Кроме того, таджикский вариант (Иран - Афганистан - Таджикистан - Киргизия - Китай) сделан по принципу "лишь бы досадить Узбекистану и не позволить ему блокировать Таджикистан при обострении взаимных отношений".

"Большая часть трассы через Узбекистан пройдет по равнине и по неопасным территориям. Таджикский вариант намного длиннее и опаснее, так как проходит в основном по горам и через Афганистан, где железная дорога будет находиться под угрозой нападения боевиков. Поэтому его никогда не примут" - уверен специалист. Он убежден, что рассматривать данную железную дорогу надо, как "китайско-иранский проект, направленный против блокады Ирана силами США и для обеспечения энергетической безопасности Китая. Ну и это является инструментом воздействия Китая на регион, так как узкая колея дороги позволит китайцам быстро перемещать войска по ней".

В этом контексте необходимо напомнить, что заявление посла Ирана в Киргизии Манучехра Моради, который заявил киргизскому информагентству АКИpress, что его страна готова выделить Киргизии средства для строительства железнодорожной магистрали Китай - Киргизия - Узбекистан, вызвало немалое удивление в Таджикистане.

"Если рассматривать все проекты региональных магистралей, то, с точки зрения экономики и логики, самый ближайший путь к мировому океану лежит через территорию Ирана", - сказал посол, отметив, что для Ирана "нет разницы по маршруту, страна готова принять вариант, который выберет киргизская сторона для того, чтобы выйти из тупика". "Думается, что проект железной дороги Китай - Киргизия или через территорию Узбекистана, или Таджикистана приемлем. Для нас нет разницы. В конце концов, она должна соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует. Возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны", - сказал он.

Любопытно, что позже - похожее заявление в Киргизии сделал министр транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбек Султанов, заметивший, что "его страна не даст согласия на реализацию проекта (по маршруту через Таджикистан - ИА REGNUM)".

Недоумение таджикских экспертов не заставило себя ждать.

Неизвестно, чем мотивирует Киргизия отказ от участия в строительстве железной дороги Китай - Киргизия - Таджикистан - Афганистан - Иран. Об этом в интервью ИА REGNUM заявил заместитель директора Государственной унитарной компании "Таджикская железная дорога" Владимир Сабкалов, комментируя заявление министра транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбека Султанова. Как сообщил интернет-изданию Tazabek министр, Таджикистан предлагает Киргизии проект строительства железнодорожной магистрали Иран - Афганистан - Таджикистан - Киргизия - Китай. "Пока данный проект не обсуждался. Он нас мало интересует, так как есть другой проект - это Китай - Киргизия - Узбекистан, он более важен в экономическом и стратегическом планах. Скорее всего, мы не дадим согласия", - отметил министр.

Как считает Владимир Сабкалов, железная дорога Китай - Киргизия - Таджикистан - Афганистан - Иран своей стратегической и экономической значимостью отличается от проекта строительства дороги Китай - Киргизия - Узбекистан.

"Мне непонятны мотивы, которыми руководствуются киргизские чиновники. Они не представили свои доводы. Но, однозначно могу заявить, что проект дороги из Китая в Иран через территорию Таджикистана очень выгоден. К тому же, этот маршрут станет "безперегрузочным", то есть, колея путей будет единой. А это ускорить прохождение вагонов до пункта назначения", - отметил Сабкалов. При этом, он сообщил, что пока не известна точная сумма данного проекта.

"Для этого необходимо подготовить ТЭО проекта. В настоящее время иранская компания "Метро" при финансовой поддержке иранских властей готовит ТЭО таджикского участка данного проекта. До конца года это ТЭО будет готово. В 2003 году российские эксперты при вертолетном облете трассы будущего маршрута заявили о том, что примерная стоимость данного проекта составит 4,5-5 миллиардов долларов", - сообщил Сабкалов. Как считают эксперты, в случае реализации проекта строительства железной дороги Китай - Киргизия - Таджикистан - Афганистан - Иран, Душанбе избавится от железнодорожной зависимости от Ташкента.

Между тем, подчеркивается, что и у Киргизии периодически возникают похожие проблемы с Узбекистаном. Поэтому, строительство новой железной дороги через Узбекистан в будущем может создать для Киргизии определенные проблемы в транзите грузов по территории этой страны.

В свою очередь, как заявил ИА REGNUM Шоди Шабдолов, член парламента Таджикистана, Киргизия просто намерена получить как можно быстрее дивиденды от транзита грузов в Китай и обратно по своей территории. "Маршрут Китай - Киргизия - Узбекистан является частью проекта создания коммуникационных путей из Европы в Китай. Далее он должен соединиться через Казахстан с российскими железными дорогами. А если Китай намерен проложить дорогу в сторону портов Персидского залива, то самый оптимальный маршрут лежит через территорию Таджикистана. И даже, если Киргизия не намерена участвовать в этом проекте, не беда. Есть вариант прокладки магистрали из Китая через территорию таджикского Бадахшана (Памир). Тем более, что китайцы уже подвели железнодорожные пути практически к таджикской границе. Учитывая опыт Китая в строительстве высокогорных железнодорожных путей, можно не сомневаться в успешной реализации и этого проекта. Преимущество же этого маршрута заключается еще и в том, что он может выйти и на Кабул, а далее в Пакистан. Иран же уже построил железную дорогу до афганской границы. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что дорога из Китая в сторону портов теплых морей обязательно проляжет через Таджикистан", - заявил Шоди Шабдолов.

При этом крайне интересно, что в марте нынешнего года в Душанбе на встрече президентов трех персоязычных стран - Афганистана, Ирана и Таджикистана было принято решение о соединении железнодорожных и автомобильных путей этих стран с последующим выходом на железнодорожную систему Китая. Как сообщил ИА REGNUM источник в посольстве Ирана в Душанбе, работы в этом направлении активно продолжаются. "Эксперты трех стран в настоящее время заняты разработкой маршрута и подготовки всех необходимых документов для подписания соглашения", - сообщил источник. По его словам, стороны также изучают вопрос финансирования данного проекта и намерены привлечь средства региональных финансовых институтов.

Напомним, в 2009 году Таджикистан самостоятельно приступил к строительству одного из участков будущей трассы от города Вахдат до Кургантюбе, областного центра Хатлонской области. К этому таджикских властей вынудили действия узбекской стороны, которые препятствовали транзиту таджикских железнодорожных вагонов по направлению Хатлонской области. Премьер-министр Таджикистана Акил Акилов 16 июня ознакомился с ходом строительства железной дороги Душанбе - Курган-тюбе на участке будущей железной дороги Вахдат - Яван, сообщили в секретариате премьер-министра. По словам источника, премьер-министра информировали, что с 2009 года, когда начались строительные работы, до сегодняшнего дня на указанном участке проведено 2,5 млн. квадратных метров земляных работ, построено около 30 малых объектов, протянуто более 5 км железнодорожного полотна. Согласно ТЭО, строительство железной дороги от Душанбе до Курган-тюбе оценивается в $130 млн., и предполагает также строительство 18 крупных и малых мостов, одного тоннеля протяженностью 2340 метров.