"Рассчитывать на быстрый рост киргизской экономики не придется еще долго", - так прокомментировала известие о переходе Киргизии к "пессимистичному сценарию" развития экономики корреспонденту ИА REGNUM завотделом экономики Института стран СНГ, доктор экономических наук, профессор Киргизско-Российского Славянского университета Аза Мигранян. ИА REGNUM приводит комментарий эксперта полностью.

"Правительству Киргизии понадобилось 5 месяцев для осознания реальных возможностей и потенциала национальной экономики. Прогнозируемый в начале текущего года рост ВВП на уровне 7,5%, был пересмотрен до уровня 1,8% по итогам года.

Очевидно, что в начале года, как и сейчас, резервов высокого темпа роста в стране не было, так как вопреки всем обещаниям правительство так и не сумело разработать стратегию развития экономики, и уж тем более укрепить производственную базу страны. Как и прежние руководители, нынешние властители продолжают политику краткосрочных решений в режиме ручного управления проблемными зонами национальной экономики.

Политика закачивания финансовых средств на подпитку узких мест - социальных трансфертов, раздача сельхозкредитов без должного стимулирования их возвратности и обеспечения, вкупе с высоким уровнем денежных поступлений от мигрантов, лишь приводит к увеличению денежной массы вне банковского сектора. Выведение денег из банковского сектора увеличивает дефицитность и дороговизну кредитов для реального сектора, что обуславливает невысокие темпы развития финансового рынка и однобокость развития экономики (растет лишь строительство - 114,7 %, и сфера услуг, торговли - 108-109 %, рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 114,5% в большей степени обусловлен увеличением внутреннего потребления).

При этом, несмотря на финансовую поддержку, рост сельского хозяйства составил лишь 101,1% в основном за счет животноводства. Сказывается и низкий уровень дифференцированности национальной экономики республики, основную базу роста составляет золоторудная промышленность, сокращение объемов которой и обусловило снижение ВВП промышленного сектора на 40%, обрабатывающей промышленности на 43%, экспорта - на 14%.

Сложная ситуация складывается и в области государственных финансов: снижение налогооблагаемой базы ведет к сокращению налоговых сборов, падение экспорта по сравнению с опережающим ростом импорта (в основном за счет роста импортных поставок минеральных продуктов и сельхозтехники) увеличивает отрицательное сальдо торгового баланса, что в совокупности с ростом расходов увеличило дефицит бюджета с 16 млрд. сомов в марте этого года до 18,5 млрд. сомов (с 11 млрд рублей до 12,75 млрд рублей - прим. ИА REGNUM).

Причинами углубления кризиса в киргизской экономике вместо объявленного роста являются: несбалансированность экономической политики страны, нереализованность инвестиционных программ в реальном секторе, низкий уровень доверия инвесторов, низкая эффективность использования бюджетных средств (50 млрд. сомов дебиторская задолженность государственных органов), популизм принятия управленческих решений в сфере экономического регулирования, низкая эффективность государственного регулирования, невнятная внешнеэкономическая политика.

При условии отсутствия значимых инвестиционных проектов, способных оживить реальный сектор, создать рабочие места и стимулировать рост родственных и поддерживающих отраслей, а также сохранения всех перечисленных недостатков рассчитывать на быстрый рост киргизской экономики не придется еще долго".