Евросоюз рассматривает возможность расширения визовых санкции в отношении представителей официального Минска, ответственных за политические репрессии. Об этом 19 июня пишет брюссельское издание euobserver.com со ссылкой на начальника отдела России, "Восточного партнерства", Средней Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия ЕС Гуннара Виганда.

По словам представителя ЕС, список "невъездных" из Белоруссии может расширяться до тех пор, пока власти республики не снимут проблему политических репрессий. Евросоюз ввел визовые санкции в отношении 243 белорусских чиновников и бизнесменов, сохраняя намерение продолжить применение данной меры, несмотря на шаг со стороны официального Минска: в апреле на свободу вышли два белорусских политзаключенных - экс-кандидат в президенты (кампания 2010 года) Андрей Санников и его помощник Дмитрий Бондаренко. В понедельник Виганд сообщил журналистам: этого недостаточно для налаживания отношений между Брюсселем и Минском.

"Освобождение двух политических заключенных не отправило мяч на сторону ЕС. Мяч остается в Минске, - сказал Виганд, проводя сравнение с правилами спортивного состязания. - Мы могли бы расширить число людей в списке тех, кому запрещён въезд".

По информации издания, под санкции ЕС уже попали такие "два олигарха, подкармливающие деньгами президента Белоруссии Александра Лукашенко" - Владимир Пефтиев и Юрий Чиж, скоро компанию им составит Александр Мошенский, который руководит сетью предприятий по производству продуктов питания и ресторанного бизнеса. Мошенский как руководитель СП "Санта Импэкс Брест" оказал большую услугу Лукашенко во время президентской кампании 2010.

"Между тем, обструкция прав человека в Белоруссии ухудшается, - пишет издание. - Оппозиция и гражданское общество все чаще подвергаются преследованиям, многие подвергаются административным наказаниям в виде лишения свободы сроком до двух недель в тюрьме. Сила и авторитет государственной службы безопасности - КГБ - также растёт. Недавний закон, принятый в Минске, дает ему (КГБ Белоруссии, - прим. ИА REGNUM) право врываться в дома людей без ордера, днём или ночью". Тем не менее, Виганд заявил, что применяемые к официальному Минску санкции являются эффективными.

"То, что мы продолжаем оказывать давление на правительство, вполне возможно, внесло свой вклад в освобождение некоторых из 23 политических заключенных", - отметил начальник отдела России, "Восточного партнерства", Средней Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия ЕС.

С Вигандом согласен эксперт по Белоруссии из немецкого фонда Маршалла Йорг Форбриг, считающий необходимым не ограничиваться визовыми санкциями, но расширить санкции Евросоюза на белорусские нефтяные поставки. По мнению эксперта, такой шаг будет чувствительным для официального Минска: по итогам 2011 года экспорт нефти и нефтепродуктов из Белоруссии составил 36% продаж в ЕС, а на долю белорусских калийных и минеральных удобрений приходится 16% рынка ЕС. Т.е. на смотря на "глубокую заморозку" в политической сфере товарооборот между Белоруссией и Евросоюзом в 2011 году увеличился на 69%.

Как сообщало ИА REGNUM, в январе 2011 года ЕС возобновил действие политических санкций в отношении официального Минска и вплоть до марта 2012 года последовательно расширял их, дополнив санкциями экономическими. В итоге санкции ЕС действуют уже в отношении 243 частных лиц и 32 предприятий Белоруссии. Политику санкций применяют к официальному Минску также США и ближайшие союзники Вашингтона и Брюсселя - Канада, республики бывшей Югославии и др.

Напомним, 21 мая в Берлине посол Белоруссии в ФРГ Андрей Гиро заявил, что власти Белоруссии не будут обсуждать облегчение визового режима с Евросоюзом при наличии санкций в отношении более двухсот белорусских чиновников. В свою очередь представитель МИД ФРГ по странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Патриция Флор заявила: "Хочу подчеркнуть, что условия, на которых возможна нормализация отношений, известны и дискуссии не подлежат". По мнению официального Брюселя, власти Белоруссии должны немедленно и безоговорочно освободить всех политзаключённых, полностью реабилитировать их и прекратить политические репрессии. Представители официального Минска, в свою очередь, заявляют, что политзаключённых в Белоруссии нет.